Профессиональное становление педагога
статья на тему

Чугунова Людмила Леонидовна

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»

А.С. Макаренко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное становление педагога

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»

                                                                                         А.С.Макаренко

Совершенствование качества обучения и воспитания в коррекционной школе напрямую зависит от уровня подготовки  педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того   чтобы учить и воспитывать других,  нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и  экономике.  

 Что такое профессиональное становление педагога? Как долго проходит этот процесс?

Результатом профессионального становления каждого педагога является его профессиональное мастерство. Как говорил А.С. Макаренко: «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться». Процесс обучения предполагает взаимосвязь деятельности института повышения квалификации, методической службы школы  и самого педагога. Курсы повышения квалификации не всегда могут  решить все те проблемы педагога, которые возникают в процессе работы в образовательном учреждении и, к сожалению, мы не всегда  можем прослушать курсы, которые нас заинтересовали, в силу различных причин (в том числе и финансовых). А потому, методическая работа является основным видом деятельности по повышению квалификации педагогов в условиях образовательного учреждения.  Методическая работа - это система взаимосвязанных мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом.

Но, мне всё же хочется сделать акцент на то, что, самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста – это навык самообразования. Именно самообразование является одним из основных источников получения новой информации, теоретических знаний, обоснования собственных идей и умозаключений. И именно личное стремление к самосовершенствованию является движущей силой, позволяющей достигнуть профессиональных высот. Особенно это важно для педагога – как утверждал К.Д.Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится.

Повышение квалификации педагогов проходит несколько этапов:

  • предкурсовой;
  • курсы (теоретико-практическая подготовка);
  • внедренческий.

На первом этапе (предкурсовом, исходно-подготовительном) педагог определяет уровень своего профессионализма и с учётом актуальных проблем в развитии образования он составляет план (проект)  роста своей квалификации. Здесь определяется цель, задачи, выбираются средства для развития имеющихся компетенций  и овладения новыми компетентностями, формулируются для себя ожидаемые результаты, методы отслеживания изменения своего профессионализма.

В ходе второго этапа (теоретико-практического), когда собственно осуществляется повышение квалификации, обучаемый осуществляет постоянный самоанализ учебной деятельности, корректировку уровня своей самостоятельности.

Третий этап (рефлексивно-внедренческий) является показательным для отслеживания результативности повышения квалификации. Третий этап предусматривает творческий отчёт учителя об осуществлённой им деятельности на первых двух этапах, систему мастер-классов для своих коллег в методическом объединении. На этом же этапе педагог выявляет проблемные места в своём профессионализме и начинается планирование нового проекта (составление плана) по решению этих проблем. Цикл снова повторяется, а не заканчивается после третьего этапа.

Очень важно, чтобы педагог сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.

Развитие профессионального мастерства осуществляется в большей части непосредственно в практической деятельности педагога, за счет экспериментальной работы, общения с коллегами. Статьи, выступления, открытые занятия, и т.д. – это и есть практическая деятельность.

Индивидуальные планы продумываются лично самими педагогами, а не руководителями МО. Руководитель может лишь помочь каждому педагогу МО разработать план не формально, а творчески, чтобы поддержать инициативность.

Хочется, чтобы каждый из нас работал  по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления.

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, ...

Статья "Профессиональное становление педагога "

Статья "Профессиональное становление педагога в связи с  внедрением инновационных технологий  в процесс обучения: проблемы и пути решения"...

"Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС"

Научно-исследовательская деятельность ,как особое направление совершенствования профессиональной компетентности...

Статья "Профессиональное становление педагога".

Профессиональное становление педагога...

Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».

Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...