Статья "Профессиональное становление педагога".
статья по музыке

Королева Ольга Алексеевна

Профессиональное становление педагога 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_stanovlenie_pedagoga.docx36.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сущность и условия профессионального становления педагога

Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи –  это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога.

В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление –  это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности. Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом. Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей  и профессионализма.

Выделяют 4 уровня профессионального становления  педагога:

  1. стадия формирования профессиональных намерений, что определяет осознанный выбор профессии;
  2. стадия профессиональной подготовки – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
  3. стадия профессионализации – адаптации в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
  4. мастерство (профессионализм) – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

Выделяют 5 стадий профессионального становления:

Стадия

Стаж работы

Характеристика

I

Начинающие преподаватели, 1-2 года

Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

II

Молодые специалисты,

2-5 лет

Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому

анализу.

III

Опытные преподаватели, 5-10 лет

Стадия «педагогической компетентности». Способность

самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и

детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

IV

Профессионалы, 10-20 лет

Период «профессионального мастерства». Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

V

Эксперты, свыше 20 лет

Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному

схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.


Профессиональное становление педагога посредством образования может реализовываться в разных формах:

  • специального, для которого выделяется особое время и место (КПК, семинары, мастер-классы);
  • ситуативного, реализуемого в различных рабочих ситуациях через процессы рефлексии (другими словами, через самооценку);
  • актуального, когда образовательный результат какой-либо деятельности становится новым средством собственной деятельности (конкурсы).

Теперь обратимся к профессиональной компетенции педагога. Что же это такое? Компетентность в контексте педагогической деятельности рассматривается как «свойство личности».

Виды педагогических компетенций:

  • Базовая (репродуктивная, применение знаний на практике).
  • Творческая.
  • Интеллектуальная (способность к продуктивной аналитической деятельности).
  • Социальная (знание правовой культуры, гражданская грамотность).
  • Коммуникативная (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия).
  • Поведенческая.
  • Социально-личностная (критичность, самокритичность, самооценка).
  • Проектная культура (решение проблем через создание проектов).
  • Рефлексивно-продуктивная (анализ результатов, доработка).
  • Профессиональная мобильность (умение изменяться, приспосабливаться, способность к быстрому освоению нового).

Педагог должен обладать следующими компетентностями:

  • когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция);
  • психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость);
  • коммуникативной (культура общения и педагогический такт);
  • риторической (профессиональная культура речи);
  • профессионально-технической (технологии и методики);
  • профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).

Все многообразие профессионально значимых характеристик преподавателя можно условно объединить в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.

Компетентность

Надпредметная (внепредметная)

Предметная

Психолого-педагогическая культура учителя.

Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами.

Знание и учет возрастных особенностей учащихся.

Владение различными педагогическими технологиями.

Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

В обобщенном виде понятие «профессионально-педагогическая компетентность», в основном, идентифицируется с понятиями о знаниях, умениях, навыках и способах выполнения профессиональной деятельности, а также с развитием профессионально значимых личностных качеств. Другими словами – это единство теоретической и практической готовности педагогически действовать.

Анкета для выявления способности педагогов к саморазвитию

Шкала:

5 - да

4 - скорее да, чем нет

3 - и да, и нет

2 - скорее нет

1 - нет

1.Я стремлюсь изучать себя

2.Я анализирую свои чувства и опыт

3.Я верю в свои возможности

4.Я управляю своим профессиональным развитием

5.Я получаю удовольствие от освоения нового

Результат:

25 баллов - активное саморазвитие,

15 баллов - отсутствует система развития,

5 баллов - остановившееся развитие

Тест: «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой)

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы «да» или «нет».

1. Охотно ли вы беретесь за подготовку занятия по новой теме, не имеющей типовой разработки?

2. Легко ли вам отказаться от тех приемов воздействия на детей, которые вы успешно применяли раньше?

3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошлых школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?

4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?

5. Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?

6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?

7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?

8. Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией дошкольного образовательного учреждения?

9. Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в вашем ДОУ?

10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?

11. Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?

12. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?

13. Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянного контроля дети вашей группы будут адекватно себя вести?

14. Поощряете и наказываете ли вы разных детей по-разному за одинаковые поступки?

Бланк ответов

Ф.И.О. ___________________________________________

Дата заполнения___________________________________

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Да

Нет

Обработка результатов:

В таблице приведены баллы, которые присваиваются в зависимости от ответа на каждый вопрос.

Суммируйте количество набранных вами баллов, воспользовавшись данной таблицей.

Ключ

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Да

Нет

Интерпретация:

0 – 5 баллов.

Вы – очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.

6 – 10 баллов.

У вас много пробелов в подготовке к работе с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу.

11 –15 баллов.

Вы – хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному результату. Предоставляйте детям побольше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.

16 – 20 баллов.

Вы – грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблонов в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации – не вы ли являетесь причиной напряженности?

Система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию.

Мотивы к профессиональному развитию

Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития

1.Реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности

1.1.Открытие собственного мастер-класса для учителей школы  или города.
1.2.Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы (расписание).
1.3.Содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта.
1.4.Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы.

2.Личное развитие, приобретение новой информации.

2.1.Направление на стажировку или престижные курсы.
2.2.Предоставление времени на методическую работу (работа на дому)
2.3.Творческий отпуск в каникулярное время.
2.4.Дополнительные дни к отпуску.
2.5.Оплата научно-методической литературы. 
2.6.Содействие в переподготовке по интересующей учителя, руководителя школы специальности.

3.Самоутверждение, достижение социального успеха.

3.1.Предоставление возможности распространения опыта работы через  проблемные конференции, педагогические чтения, семинары.
3.2.Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати.
3.3.Представительство от школы на ответственных мероприятиях городского, областного значения.
3.4.Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы школы.
3.5.Получение права на проведение семинаров для своих коллег.
3.6.Назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей.
3.7 Рекомендация учителя для работы в вузе на подготовительном отделении.
3.8.Рекомендация учителя для работы в экспертных группах.

4.Потребность быть в коллективе

4.1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.

5.Стабильность, защищенность.

5.1.Гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя,  со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, инспекторов.
5.2.Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу.
5.3.Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.

6.Состязательность.

6.1.Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства.
6.2.Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства Учитель крупным планом»

1.Я стремлюсь изучать себя

2.Я анализирую свои чувства и опыт

3.Я верю в свои возможности

4.Я управляю своим профессиональным развитием

5.Я получаю удовольствие от освоения нового

1.Я стремлюсь изучать себя

2.Я анализирую свои чувства и опыт

3.Я верю в свои возможности

4.Я управляю своим профессиональным развитием

5.Я получаю удовольствие от освоения нового

1.Я стремлюсь изучать себя

2.Я анализирую свои чувства и опыт

3.Я верю в свои возможности

4.Я управляю своим профессиональным развитием

5.Я получаю удовольствие от освоения нового

1.Я стремлюсь изучать себя

2.Я анализирую свои чувства и опыт

3.Я верю в свои возможности

4.Я управляю своим профессиональным развитием

5.Я получаю удовольствие от освоения нового

1.Я стремлюсь изучать себя

2.Я анализирую свои чувства и опыт

3.Я верю в свои возможности

4.Я управляю своим профессиональным развитием

5.Я получаю удовольствие от освоения нового

1.Я стремлюсь изучать себя

2.Я анализирую свои чувства и опыт

3.Я верю в свои возможности

4.Я управляю своим профессиональным развитием

5.Я получаю удовольствие от освоения нового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Этапы становления педагога психолога"

В презентации показан пошаговый метод формирования профессиональной карьеры...

Статья "Профессиональное становление педагога "

Статья "Профессиональное становление педагога в связи с  внедрением инновационных технологий  в процесс обучения: проблемы и пути решения"...

Е.В.Ломаченкова, педагог дополнительного образования "О РОЛИ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЮНОГО МУЗЫКАНТА" Сообщение на методическом совещании педагогов-инструменталистов

Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном пл...

Профессиональное становление педагога

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»А.С. Макаренко...

"Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС"

Научно-исследовательская деятельность ,как особое направление совершенствования профессиональной компетентности...

Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...