"Профессиональный успех педагога"
материал на тему

Лисаченко Юлия Сергеевна

материалы выступления на педагогическом совете по теме "Профессиональный успех педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx21.44 КБ
Office presentation icon pedsovet_profstandart_31.01.ppt568 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова»

31.01.2017г.

Лисаченко Ю.С.,

зам. директора по УВР

«Профессиональный стандарт педагога»

Воспитание человека и его образование всегда идут рядом, и кому, как не профессиональному педагогическому работнику – воспитателю, учителю, наставнику, – доверить прохождение этого обязательного и такого ответственного этапа, нередко занимающего несколько десятилетий жизни каждого из нас?

Последние реформы, затронувшие российскую образовательную сферу, часто называют кардинальными, поскольку они значительно поменяли и технологии обучения, и требования к учебным программам, и методики проверки знаний учащихся. В 2013 году было анонсировано ещё одно, возможно, самое главное нововведение – установление нового профессионального стандарта педагога. Что это такое?  Когда будет введён профстандарт?  Как он повлияет на качество обучения в школах страны?

О том, что профессиональная деятельность любого педагогического работника должна соответствовать передовым стандартам, долгое время говорили не только чиновники, но и сами учителя. Развитие информационных технологий, стремительно растущий темп жизни, новые вызовы и задачи, стоящие перед человечеством – всё это по определению не может не сопровождаться постоянным совершенствованием образовательных методик в учебных заведениях. Осознание этого чиновниками российского Министерства образования и науки вылилось в издание в октябре 2013 года Приказа №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)». На основании этого документа законодатели приступили к разработке профстандарта, обозначив срок его внедрения – 1 января 2015 года.

Очевидно, что небольшой группе разработчиков пришлось столкнуться с массой трудностей, ведь такой объёмный вопрос  требовал проведения многочисленных консультаций с экспертами и практикующими педагогами. Неудивительно, что к 2015 году специалисты имели на руках лишь наброски будущих положений профстандарта, которые требовали обязательной апробации.

Всё это стало причиной переноса сроков внедрения профессионального стандарта для педагогов на более позднее время. Определившись с окончательной датой (ею стал день 1 января 2017 года), законодатели приступили к тестированию своих новых разработок: профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя) было решено опробовать в самых разных образовательных учреждениях по всей стране. В итоге, новые требования начали испытывать в учебных заведениях 43 субъектов Российской Федерации. Первые же результаты применения нового профстандарта оказались более чем успешными: на «испытательных площадках» фиксировалось повышение уровня подготовки учащихся, которые демонстрировали более высокие баллы на ЕГЭ, отличные отзывы оставляли родители учеников, многие педагоги отмечали значительное улучшение условий своего труда. Такие достижения только подтвердили правильность выбранного направления работы, а чиновников – утвердили в своевременности введения нового профессионального стандарта для учителей.

Что включает в себя профессиональный стандарт педагога, который станет обязательным для всех работников образовательных учреждений с 2017 года? В новом документе разработчики попытались привести требования, касающиеся всех сторон профессиональной деятельности учителей и воспитателей. Отдельные разделы профстандарта посвящены обучению, где указывается на необходимость безупречного владения предметом и применения в работе самых передовых методик. Нормативный документ отдельно затрагивает и вопросы воспитания учащихся: педагога предлагается называть примером для подрастающего поколения, что автоматически ставит перед ним требования демонстрировать соответствующие личностные качества. Наконец, упор делается и на развитие учеников, где роль педагога заключается в попытке привить учащимся желание учиться, объяснить им пользу и необходимость самообразования и саморазвития.

Что же такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Каким видят современного педагога авторы нового профстандарта?

По их мнению, любой специалист сферы образования должен обладать целым рядом качеств:

  • образованностью,
  • эрудицией,
  • прогрессивностью (креативностью),
  • информированностью (компетенцией).

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Среди длинного перечня требований педагоги обнаружат и те, которые касаются их внешнего вида, поведения, наличия гибкого подхода к каждому учащемуся, умения работать с проблемными детьми и пр.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ?

· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты с 2019 года будут применяться в качестве:

  • независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников;
  • Средства реализации стратегии развития образовательной среды организации;
  • Инструмента роста качества российского образования;
  • фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

Проблемы внедрения профстандартов для педагогов

Опытные педагоги отмечают, что в отечественной школе не созданы благоприятные условия для выполнения требований профстандарта в  2017 году. Серьезной проблемой выступает недостаточная материальная база и дефицит узких специалистов — тьюторов, психологов, дефектологов.

Школы нуждаются в создании доступной среды для всех обучающихся, которая немыслима без удобного подъезда к зданию, пандусов, специально оборудованных туалетов, приспособленных мест  в столовой. Многие учителя вынуждены работать на 1,5  ставки и при таких условиях на индивидуальный подход к каждому ученику рассчитывать очень сложно.

Как сотни тысяч учителей могут в такие короткие сроки пройти переобучение, за чей счет, кто их будет заменять, пока они находятся на курсах? Что делать с тем, что в школах работает множество учителей с огромным стажем, но формально без педагогического образования: как им получать второе высшее, если они нередко работают на две ставки и заменить их некем? Имеет ли работодатель право изменить список должностных обязанностей, уволить педагога, если он не соответствует профстандарту?

Итак. введение профстандарта должно было произойти с 1 января 2017 года, а  за 11 дней до нового 2017 года оставалось еще множество вопросов.

Как обучать детей с особыми образовательными потребностями, когда не готова материальная база многих школ, нет дополнительного финансирования для тьюторов? Кроме того, работе с особыми детьми всегда обучали в вузе в течение 4-5 лет, это была отдельная специальность с разными специализациями внутри нее. Теперь же обычный учитель должен уметь все: работать с аутистами, слабослышащими, слабовидящими, гиперактивными детьми, детьми «в сложной жизненной ситуации» и т.д.

Новость о переносе срока ввода профстандарта была озвучена 20 декабря на Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Приказ №745 издан Минтрудом РФ 15 декабря и находится в данный момент  на согласовании.

Однако, хорошая новость о переносов сроков введения профстандарта на 2,5 года  уравновешивается его неотвратимостью и неготовностью инициаторов существенно корректировать его содержание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Финал фестиваля-конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "ШАГИ К УСПЕХУ"

сценарий финала конкурса педагогического мастерства педагогов дополнительного образования центра детского и юношеского туризма и экскурсий...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Участие во Всероссийской олимпиаде «Педагогический успех» в номинации «Профессиональный стандарт «Педагог» (Диплом ІІ место)

Участие в профессиональном конкурсе  "участие во Всероссийской олимпиаде "Педагогический успех"...