«Использование средств музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности»
статья на тему

Жаксиликова Наталья Николаевна

 В статье приводятся примеры использования средств музейной педагогиги в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование средств музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности»

        

  Автор

                                                 Жаксиликова Наталья Николаевна,

                  учитель истории

                                        ГБОУ ООШ пос.Ильичевский

 

        Нефтегорск, 2016

Понятие «музейная педагогика» было введено в научный оборот в нач. ХХ века в Германии. Первоначально оно означало  направление музейной  деятельности, и было ориентировано на работу с учащимися. В Советском Союзе музейная педагогика получила большое распространение в 1970-е годы. Традиции художественного, эстетического воспитания музейными средствами не теряют своей актуальности и сейчас. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско – патриотических чувств у  учеников.

          Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества. И в этом нам поможет музейная педагогика – наука о воспитании творческой развитой личности в условиях музейной среды. [1,с.108].  В первую очередь она направлена на решение задач активизации творческих и познавательных способностей личности.

Почему в образовательных учреждениях на современном этапе  большое значение уделяют музейной педагогики? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности. Главные особенности данной науки  это: добровольность, возможность реализовать свои способности, удовлетворение интересов посредством музейных экспонатов.  

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально и вызывать чувство сопричастности.  Так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. Кроме того, сегодня музей становится средством приобщения человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, составляет основу новой образовательной парадигмы XXI века.

Музейная педагогика дает возможность:

  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию,

основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

  • сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на

учеников;

  • раскрыть значимость и практический смысл изучаемого

материала;

  • попробовать собственные силы и самореализоваться каждому

ребенку;

  • объяснить сложный материал на простых и наглядных

примерах;

  • организовать интересные уроки и дополнительные,

внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе [2, с.105].

Создание музейной среды вокруг ребенка, организация интерактивных экскурсионных занятий, особые принципы общения, все это составляющие музейно – педагогического процесса. Мне близка музейная педагогика, потому что, преподаю историю в школе, являюсь руководителем кружка «Юный краевед». В нашей школе нет музея, но имеется уголок краеведения, где собраны предметы старины, а также материалы советского периода. Дети с большим интересом посещают его на уроках чтения, окружающего мира, истории и краеведения.  

 В патриотическом воспитании учащихся на  уроках истории и краеведения  мною используются разные формы и методы работы, в которых большую роль я отвожу авторской программе «Край родной».  Главной целью обучения считаю - расширение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации учебной и внеурочной деятельности.

К числу задач по активизации познавательной деятельности учащихся относятся  проблемы выработки умений самостоятельной работы, воспитание патриотизма и т.д.  Все это преследует цели формирования социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества, усиления практической и жизненной направленности исторического образования.

Одним из эффективных педагогических средств и методов обучения в моей работе  являются методы проектирования и исследования.

Метод проектов не является принципиально новым, но сегодня его относят к педагогическим технологиям ХХI  века.  В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. В своей практике я сравнительно недавно использую этот метод для работы над решением конкретной проблемы.  

    К 70-летию победы в Великой Отечественной войне учащиеся самостоятельно собирали материал об участниках войны, о тружениках тыла, встречались с ветеранами или их родственниками, записывали воспоминания, искали фотографии. Материал об истории создания сельских обелисков нам предоставила директор районного музея истории и краеведения Н.М. Гоголева. Большой опыт работы по сбору информации, оформлению документов наши ребята получили в музее Боевой Славы п.Аванград (рук. Востриков Н.С.). Результатом работы стали  Книги Памяти двух населенных пунктов – п.Ильичевский и с. Калашиновка. Продолжаем систематизировать информацию по п.Ленинградский.  Ребятами написаны исследовательские работы «Книга Памяти» - 1 место на областных Головкинских чтениях и окружной конференции, 2 место в окружном конкурсе социальных проектов «Гражданин» и участие в областном этапе.  На международных Славянских чтениях я представила свою работу «Методика работы с детьми  по увековечиванию памяти погибших односельчан. Книга Памяти», где также были даны рекомендации по работе с сайтом Объединенная база данных «Мемориал» - 2 место. Также был собран материал о детях войны, подготовлена презентация (данные работы успешно применяются на уроках истории в 9 классе, на кл. часах): «Детство, опаленное войной» - 3 место на окружной конференции, «Память сердца. Детям блокадного Ленинграда посвящается…» - диплом призера на окружной исследовательской конференции для уч-ся 5-7 классов «Первые шаги в науку», диплом 1 степени на международных Славянских чтениях.

Большая работа проводилась по изысканию материалов  об участниках войны в Афганистане. Результатом проекта стала исследовательская работа (презентация и портфолио) «Афганская война – боль моей семьи», которая была представлена на окружной конференции (2 место) и  на областных Головскинских чтениях (3 место).

Ученики принимают активное участие в районном слете юных краеведов, где неоднократно становились победителями и занимали призовые места.

          Итак, одна из главных особенностей проектной работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования, способствует воспитанию чувства патриотизма, развитию стремления к изучению истории родного края.                                                                                                                                                            

Важное место в содержании образования занимает организация и проектно-исследовательской деятельности учащихся.  

Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеурочную работу.  В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Последние четыре года я веду внеурочную деятельность в начальных классах, выбрав духовно-нравственное направление. Разработала свою программу «Родничок», которая состоит из двух блоков: 1-2 классы – «Истоки», 3-4 классы – «Юные краеведы».  Данная программа является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей  Алексеевского района Самарской области в последующие годы обучения на уроках истории, краеведения и географии. Дети с большим интересом собирают материал о родном крае, создают свои первые презентации, коллажи, рисуют рисунки, пишут о традициях и обычаях народов, населяющих наши поселки. Особенно активно дети принимали участие в акции «Фотография моего прадедушки» и т.д.  Для младших школьников учащиеся старших классов проводят экскурсии по стендам «Они защищали Родину», «Битва за Ленинград», «Дети войны».    

           Результатом использования средств музейной педагогики на уроках истории, краеведения и во внеурочной деятельности я считаю:

- увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых учащимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме   (проекты, учебные исследования, рефераты, презентации);

-  участие в конкурсах очного и заочного характера, муниципального, областного, всероссийского, международного уровней;

 -  повышение у учащихся самооценки, самоутверждения, уверенности в себе;

-  умения публичного выступления перед аудиторией;

- рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родной школы, поселка, края.

- повышение интереса к учебе, стремление к достижению новых высоких результатов;

- расширение контактов с обучающимися из других образовательных учреждений.

И в заключении, хочется отметить, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира [3,с.35]

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
  2. Столяров Б. А. Музейная педагогика. М. 2004. С. 105-108.М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
  3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
  4. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
  5. Музей и школа /Под ред. Т.А.Кудриной. М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
  6. Туристско – краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей /Под  ред.  В.В.Титова. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"

Моя статья  предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал....

Информация об использовании возможностей дистанционного обучения в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку

Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. Ресурсы сети Интернет:- Творческие конкурсы исследовательских раб...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....

Презентация на тему "Использование средств музейной педагогики в преподавании истории и краеведения".

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

«Использование средств музейной педагогики ». Презентация.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодей...