Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Симонова Инна Николаевна

Эссе "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

                     Эссе «Моя педагогическая философия»

  У каждого времени свои герои. А был ли когда-нибудь учитель героем своего времени? Вспоминая историю нашего государства, отвечу: « Может, в середине прошлого столетия». Хождение в народ с целью просвещения крестьянства? Да и тогда, пожалуй, только в определенных кругах. Нет, учителя не герои. Кто же ты, учитель? Отчего так сложно сказать о тебе хотя бы несколько строк? И почему, если ты не герой, так много от тебя зависит?

  Бабушка рассказывала, что   в их время перед учителем, как перед барином, шапку снимали за 10 метров и ему, волей-неволей, приходилось соответствовать своему социальному статусу. Я думаю, что по этой причине многие из нас, педагогов, хотели бы жить в ту эпоху. Но мы не выбираем время,  когда родиться. Мы просто родились и живем, как можем.

  Лично для меня учитель – это человек, который может все и знает все. Может, поэтому еще в шестом классе у меня появилось сильное желание стать учителем. Слова Н.А. Добролюбова: «Прекрасна дорога – иди в педагоги» в то время звучали для меня особенно вдохновенно и значительно. Анализируя сейчас мотивы выбора профессии, прихожу к мысли о том, что не последнюю роль здесь сыграли мои учителя. Мне повезло: в своей жизни я встретила настоящих педагогов, которые всю  жизнь посвятили своей работе, а сердце отдали детям. Желание постичь азы учительской профессии оказалось довольно-таки сильным и постоянным, и вот я – учитель.

  Говоря о педагогической философии, на мой взгляд, нельзя отделить ее от жизненной философии, потому что они едины. Выбирая профессию, я четко представляла себе, что речь идет   не просто о роде занятий с 8. 00 до 17. 00, а обо  всей моей жизни. Такова уж профессия. Нашими «должностными обязанностями» не предусмотрены отпуска и выходные дни. Это скорее стиль жизни, чем просто работа.

  Каждый учитель, выбрав свою профессию, задумывается о том, что он может дать детям. Если вы талантливы в какой – либо сфере искусства, то это поможет создать для учеников эмоционально насыщенную атмосферу, в которой так нуждается каждый человек. Если  у вас талантливые руки, то ваши ученики вырастут настоящими мастерами какого-либо дела. Если у вас физически развитое тело, то вы сможете увлечь ребят идеей вырасти здоровыми и спортивными. Если вы талантливы в общении, то ваши ученики не будут знать трудностей в человеческих отношениях. Количество таких «если» можно продолжать еще очень долго. У меня всех этих «если»  было по чуть – чуть. Но с позиций пройденного времени я могу с уверенностью сказать, что мастерство учителя приходит с опытом, а опыт – со временем, с практикой. Это только в сказке бывает «по щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы чего-то добиться приходится много работать.

  На мой взгляд, формула учителя определяется из трех прописных «Т»: Труд, Творчество, Талант. Каждый день, из года в год, учитель входит в класс. Но ни один класс  не повторяет другого, каждый интересен по-своему. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут почти в прямом смысле слова не по дням, а по часам. В классе происходят события,           меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы,      учитель сталкивается с чем-то новым. А это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем-то уникальных.

  Учитель дает уроки, иногда по шесть в день, как правило , на одну и ту же тему в двух-трех параллельных классах. Из года в год по одному и тому же предмету, многие годы по одной и той же программе. Но! Каждый урок не может быть точно таким же, как предыдущий. В двух классах невозможно дать абсолютно одинаковые уроки  на одну и ту же тему. Классы ведь разные, и уроки получаются разные, даже если учитель этого и не хочет.

  Учитель, как правило, преподает в нескольких классах. У него может быть пятьдесят и даже сто учеников. А сколько учеников пройдет перед ним за всю его учительскую жизнь? Тысячи! И среди них он не встретит двух одинаковых. Все разные. А значит, и обращаться с каждым надо по-разному, с каждым в чем-то чуть-чуть иначе, чем с другими.

  Да, мы живем в непростое время, в обществе, успевшем стряхнуть с себя прах прошлых нравственных постулатов и не успевшем создать ничего  взамен. Есть в школе уроки математики, биологии, физики. Но, к сожалению, не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Поэтому именно сейчас я считаю особенно важным строить весь воспитательный процесс на основе общечеловеческих ценностей, жизнеспособность которых исторически доказана. Доброта, милосердие, честность ценились во все времена во всех странах. И это именно то, чего так не хватает нашему времени.

  Но процесс воспитания не может быть односторонним. Я воспитываю детей, они воспитывают меня. Я  учу тому, что пригодится в их будущей взрослой жизни, они меня - тому, каким должен быть учитель по их мнению. Вот одна из самых ярких точек зрения, написанная ученицей 5 класса: «Хороший учитель в моем понимании - это человек, который ничего не жалеет для учащихся: ни здоровья, ни нервов, ничего-ничего. И самое главное, он должен быть хорошим человеком и таким оставаться на всю жизнь. Учитель должен быть таким, чтобы к нему было не страшно подойти за советом или с вопросом. Я еще много не написала о вас, об учителях, но я закончу свое сочинение такими словами: «Будьте людьми, наши дорогие учителя! И запомните, что в самую первую очередь на вас держится замечательная школьная планета»». И, несмотря на то, что эта девочка уже студентка 3-го курса, я до сих пор храню и держу в уме это сочинение. Такой двухсторонний процесс воздействия друг на друга происходит с переменным успехом. Но есть движение, а значит, есть жизнь. Самое страшное для педагога, на мой взгляд, закостенеть в собственной правоте, покрыться коркой личной значимости. В этом случае учителя ждет профессиональная смерть, такому человеку нельзя оставаться в школе и продолжать работать с детьми. Это то, чего мне бы хотелось избежать. Пусть будут ошибки, взлеты и падения, тем и хороша наша профессия, что никогда и никому не позволяет чувствовать себя  профессионалом.

  Учителя-это особая категория людей, которые всю жизнь работают над собой. Никогда не следует забывать старую, но вечно новую истину: учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. В наше время учителю особенно необходимо «в просвещении быть с веком наравне».

  Педагоги всегда обладают большим оптимизмом, преданно любят детей. Учитель не может не любить детей. Это положение стало уже аксиоматической истиной. Великая сила любви должна двигать учителя, быть мощным локомотивом всей его деятельности. Причем имеется в виду  любовь не только к тем, кому преподаешь, но и то, что преподаешь. По-другому в нашей профессии нельзя. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души.

Несмотря на имеющиеся трудности, у нас всегда вечный огонек радости глубоко в глазах. А самый большой праздник - Первое сентября. Почему? Да все просто. Есть они - ученики, и ты единственный на свете способен прожить вместе с ними сотни жизней, радуясь их успехам и переживая их неудачи. В наших разговорах мы их просто называем «Мои», «Мои сегодня учудили….», «Я сегодня своих отругала…». И как бы далеко не забросила их судьба, они все равно останутся «моими». Когда-то моей гордостью, а когда-то – печалью.

  Но жизнь не стоит на месте. Дети вырастают, в их жизни появляются другие герои, люди, на которых они хотели бы походить, но своего учителя они уже не забудут никогда, ведь от того, каким был этот учитель, отчасти зависит и их будущее. И какие бы изменения не происходили в нашем обществе, учителю, на мой взгляд, отведена особая роль - быть островком стабильности в быстро меняющемся мире. Самим фактом своего существования школа доказывает, что не все подвластно веяниям сиюминутных реформ. Есть ученик, учитель и знание, которое он несет. Так было, есть и будет.

  А закончить свои рассуждения хочу словами стихотворения Р. Рождественского «Школьным учителям», которые очень точно, на мой взгляд, говорят о роли учителя  :

«Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля,-

Высшим достоинством Человечества

Станут когда-нибудь учителя!

В них будет мудрость талантливо-дерзкая,

Они будут солнце нести на крыле…

Учитель – профессия дальнего действия,  

Главная на Земле»

                                                      __________________(Симонова И.Н.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...