Познавательный час "Путешествие в страну Витаминия"
классный час на тему

Игонченкова Нина Николаевна

   Цели мерприятия:

- познакомить с витаминами, их содержанием в продуктах, значением витаминов для сохранения здоровья человека;

- дать советы по сохранению витаминов при приготовлении пищи, показать технологию приготовления витаминных блюд. 

 

Задачи мероприятия: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestviyu_v_stranu_vitaminiya_2017.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  Бюджетное образовательное учреждение РМ

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                     «Ялгинский  детский дом-школа»

"Путешествие в страну Витаминия"

(познавательный час)

Провела: Игонченкова Н.Н

        Саранск

   Цели мерприятия:

- познакомить с витаминами, их содержанием в продуктах, значением витаминов для сохранения здоровья человека;

- дать советы по сохранению витаминов при приготовлении пищи, показать технологию приготовления витаминных блюд. 

Задачи мероприятия: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие, в страну “Витаминию”.

Ведущий 2. Цель нашего путешествия: познакомиться с витаминами, их содержанием в продуктах, значением витаминов для сохранения здоровья человека. Получить советы по сохранению витаминов при приготовлении пищи, увидеть технологию приготовления витаминных блюд. 

Ведущий 1. Задачи нашего путешествия: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ведущий 2. Сейчас мы садимся в сказочный воздушный корабль и отправляемся в интересное путешествие в чудесную страну “Витаминию”.

Ведущий 1. А теперь встречайте хозяйку этой удивительной страны королеву “Витаминологию”, науку о витаминах. Она пожаловала к нам со своею свитою – витаминами.

Витаминология: Я – наука о витаминах, витаминология. А это мои верные друзья – витамины. Сейчас они вам представятся.

Я - витамин “А 1” (ретинол) образуюсь в организме животных и человека из поступающего с пищей каротина, содержащегося в моркове, салате, шпинате, в зелёных частях растений. Вхожу в состав животных жиров: рыбьего, яичного желтка, икры.

При недостатке витамина “А 1” замедляется рост молодого организма, развивается “куриная слепота”.

А я – витамин “В 1” (тиамин) источники – дрожжи, чёрный хлеб, гречневая и овсяная каша, картофель, печень.

Недостаток “В 1” в пище вызывает нарушение углеводного обмена, болезнь “Бери - бери”.

Я – витамин “В 2” (рибофлавин) содержится в молочных и мясных продуктах, салатных овощах, в курином желтке, пивных дрожжах.

Недостаток витамина “В 2” приводит к поражениям кожи, нарушению зрения, хроническим гастритам и колитам.

Витамин “В 3” (никотиновая кислота) содержится в кофе, говяжьей печени, птице, свинине, рыбе и молоке.

Недостаток приводит к нарушениям обмена веществ (проблемы с кожей, пищеварением, прекращение роста).

Витамин “В 6” (пиридоксин) содержится в мясе, рыбе, злаках, бананах, дрожжах, многих растительных продуктах. Синтезируется микрофлорой кишечника.

Недостаток“В 6” у человека и животных вызывает малокровие, судороги, проблемы с кожей и кишечником.

Витамин “В 12” (кобалмин) содержится в печени, почках, яйцах, сое.

Недостаток: ведет к малокровию, изжоге, нарушениям слизистой оболочки.

Витамин “С” (аскорбиновая кислота) им богаты плоды шиповника, красного перца, цитрусов, черной смородины, лук, листовые овощи. Лимонный сок вызывает аппетит, усиливает выделение из организма солей, убивает некоторые микробы. Сок черной смородины способствует улучшению обмена веществ и деятельности сердца. Соки брусники или клюквы обладают противогнилостным действием. Сок вишни способствует образованию гемоглобина.

Отсутствие витамина “С” в пище человека вызывает цингу, понижает сопротивляемость к заболеваниям.

Витамин “Д” (холекальциферол) необходим для роста костей, содержится в сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, лососе, тунце. Под действием солнечных лучей образуется в коже.

Его недостаток вызывает нарушение минерального обмена, у детей рахит.

Витаминология. Ребята, но со мной ещё не все витамины пожаловали. Есть ещё витамины: “Н, Е, К, В 4, В 5, В 7, РР” и другие. Ребята, я думаю, что вы теперь понимаете значение витаминов для сохранения своего здоровья.

Ведущий 2. Ребята, к нам пожаловали историки. Они расскажут вам об истории открытия витаминов.

Историк.

В 1912 польский ученый К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее от бери-бери, и назвал его витамином (от лат. vita — жизнь и амин), так как решил, что характерным признаком подобных веществ является наличие у них аминогруппы (— NH2). Позднее оказалось, что аминогруппа отнюдь не является характерной для этих веществ. Некоторые из них могут совсем не содержать азота, однако термин “витамины” получил широкое распространение и упрочился в науке.

Исследования Функа послужили началом всестороннего широкого изучения витаминов. Ввиду важного физиологического значения витаминов к их изучению активно привлекались ученые разных специализаций — физиологи, химики, биохимики, врачи-клиницисты и др. В результате витаминология (учение о витаминах) выросла в большую, бурно развивающуюся отрасль знаний.

 Ведущий 2. А теперь слово предоставляется доктору Пиллюлькину и доктору Неболейкину.

Доктор Пиллюлькин Авитаминозы и гиповитаминозы”

Заболевания, возникающие в результате отсутствия витаминов в организме, получили название авитаминозов. Авитаминозы — тяжёлые заболевания, которые в отсутствие лечения могут привести к смертельному исходу. Каждый авитаминоз может быть предупрежден или излечен только приёмами соответствующего витамина. Заболевания, возникающие от недостаточного поступления в организм определенных витаминов, получили название гиповитаминозов. Гиповитаминозы понижают работоспособность и предрасполагают к инфекционным заболеваниям. Некоторые витамины разрушаются при длительной термической обработке и консервировании пищевых продуктов, что ведет к существенному снижению их витаминной ценности. И, наконец, гиповитаминозы могут возникать при определённых состояниях человека, связанных с повышенной потребностью организма в витаминах. Это — периоды активного роста, беременность, большие физические нагрузки серьёзные инфекционные заболевания.

Доктор Неболейкин.

Все ребята любят пить соки, сейчас я расскажу вам о их значении. Вдумаемся в слова: “Сила твоего тела заключена в соках растений”. Они были сказаны 5600 лет назад китайским императором Шин Ноном, более врачом, нежели властителем, автором самой древней книги о лечебных травах..

Содержание воды во многих соках достигает 90 и более процентов, но это поистине “живая вода”: она обогащена биологически активными веществами растительных клеток. Соки почти не требуют энергетических затрат на усвоение и сразу включаются в обмен веществ. “Живая вода” повышает активность ферментов, улучшает обмен веществ, способствует обезвреживанию токсинов и их выведению из организма, таким образом очищают кровь.

Соки обладают и общеукрепляющим действием, связанным со стимулирующим влиянием на пищеварение и усвоение пищи. Это прежде всего относится к гранатовому и морковному сокам. В морковном соке много природных антиоксидантов (или антиокислителей), предупреждающих преждевременное старение организма и развитие раковых заболеваний. Напитки “защиты” крайне необходимы для оздоровления часто и длительно болеющих детей.

Наконец, соки — это еще и существенный источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Лучше всего употреблять соки за 30 — 40 мин до еды.  

Краткий обзор полезных свойств виноградного сока.

Виноградный сок считается одним из лучших среди фруктовых соков. Он обладает тонизирующим и общеукрепляющим действием. В связи, с чем его рекомендуют при истощении нервной системы и упадке сил. Богатство виноградным сахаром (глюкозой) положительное влияет на мышечный тонус, особенно сердечной мышцы. Напиток обладает бактерицидными и отхаркивающими свойствами.

Некоторые люди, предпологая, что витамины “не повредят”, принимают их в чрезмерных количествах. Состояния, при которых наблюдаются передозировки витаминов, называются гипервитаминозами. В своем большинстве витамины быстро выводятся из организма, но такие витамины, как А, В 1, Д, РР, удерживаются в организме более длительное время. Поэтому использование высоких доз витаминов может привести к передозировке – вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, и т. д.

Ведущий 1. Спасибо докторам.

Ведущий 2: Вот сейчас мы и проверим, что вы знаете о витаминах. Внимательно слушаем вопросы, отвечаем подняв руку.

Вопрос 1: В каком овоще витамин “С” сохраняется круглый год, содержится в большом количестве? (капуста).

Вопрос 2: Недостаток какого витамина вызывает заболевание рахит? (витамин “Д”).

Вопрос 3: Какие ягоды в нашей местности являются рекордсменами по витамину “С”? (черная смородина).

Вопрос 4: Как называется наука о витаминах? (витаминология).

Вопрос 5: Назовите колючее растение, плоды которого содержат много витамина “С” ? (шиповник или дикая роза).

Ведущий 1: А теперь конкурс “Отгадай загадку”. Овощи, ягоды, и фрукты – очень нужные продукты. Для болезней нет причины, так как есть в них витамины. Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором   идет речь.

1. Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах;

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста)

2. Красна девица, сидит в темнице,

А коса наружу. (Морковь)

3.Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды. От оспы и чумы,
И вылечить простуду им тоже сможем. (Лук)
. 

Ведущий 1: Слово предоставляется кулинару. 

Кулинар: Важное свойство фруктов и овощей – способность устранению побочных действий лекарств.

Если человек пренебрегает овощами или фруктами, у него развивается “авитаминоз”.

Предлагаем очень вкусный и полезный салат, в состав которого входят все имеющиеся в зимний период овощи и фрукты: капуста белокочанная, огурцы, перец, морковь, зелень, апельсины, яблоки, орехи.

Достаточно несколько ложек такого салата и суточная норма витаминов обеспечена. Такой салат может приготовить любой ребенок!

Ведущий 2: Ребята, время пребывания в чудесной стране “Витаминии” истекает.

Ведущий 1: Ребята, цели и задачи нашего путешествия выполнены. Теперь мы удобно усаживаемся в наш сказочный корабль, пристегиваем ремни и улетаем из чудесной страны “Витаминии”. Внимание! Мы в нашей семье. Сказочное путешествие закончилось.

Список литературы. 

1. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – 5 –е изд.,? Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. – М.; Аванта +, 2000.

2. С. М. Мартынов. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. Беседы врача – педиатра о питании детей; Кн. для родителей. – М.: Просвещение, 1993.

3. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008”.

4. Загадки. Пословицы. Поговорки. Составители К. и Д. Солертовские – М.: ООО “ Гамма – С. А.”, ООО “Гамма Пресс 2000”, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Страна Витаминия" (для самых маленьких)

Коррекция недостатков общего и речевого развития; расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.Из курса по развитию речи "Увлекательное путешествие мышонка Пи...

конспект НОД "Путешествие в страну Витаминию"

конспект составлен с учетом ФГТ к тематической проверке "Формирование здорового образа жизни детей и взрослых через интеграцию всех видов деятельности"....

Путешествие в страну Витаминия

В данном матереале рассматривается вопрос о пользе витаминов для здоровья человека.Используется Икт, конкурсы, игры, что делает материал более доступным и интересным....

«Путешествие в страну Витаминную»

Спортивный осенний праздник «Путешествие в страну Витаминную»...

Сценарий познавательно-развлекательной программы "Страна Хороших привычек"

Сценарий познавательно-развлекательной программы "Страна Хороших привычек"...

Путешествие по стране Витаминии

Урок здоровья для дошкольников и младших школьников...

Внеклассное занятие " ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВИТАМИНИЮ"

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВИТАМИНИЮ Цели: расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека; Задачи: •Образовательные: Совершенствовать практические умения и навыки учащихся: - познакоми...