Часы общения для обучающихся учреждения дополнительного образования
методическая разработка на тему

Торшина Анна Вячеславовна

Часы общения различной тематики: родина, семья, природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasy_obshcheniya.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Часы общения для воспитанников ЦРТДЮ

Тема

Страницы

1

Труд красит человека

2

2

Знание – сила!

7

3

Что такое красота и для чего она нужна

11

4

Поспешай  делать  добро

15

5

С любовью к Родине

20

6

Мир здоровья

24

7

Природа не прощает ошибок

28

Час  общения  «Труд  красит  человека»

Цель: формирование  в  сознании  воспитанников  представления  о  том,  что  занятия  различными  видами  творчества  способствуют  формированию  таких  нравственных  качеств,  как:  трудолюбие,  стремление  к  труду,  уважение  к  тем,  кто  работает.

Ход  занятия

Подготовительная  работа  с  воспитанниками

А) Предложить  воспитанникам  подготовить  небольшие  рассказы  на  тему: «Профессии  наших  родителей»  по  плану:

- Чем  занимаются  ваши  родители  на  работе?

- Кто  они  по  профессии?

- Чем  привлекает  их  эта  профессия?

Б) Назначить  двух  воспитанников  на  роли  репортеров.

I. Проблемная  ситуация.  «Два  плуга»

Педагог.  Тема  нашего  часа  общения  «Труд  красит  человека».  И  начать  наш  разговор  я  хочу  с  маленького  рассказа  К. Д. Ушинского  «Да  плуга».  Послушайте,  пожалуйста,  этот  рассказ.

Из  одного  и  того  же  куска  железа  в  одной  мастерской  были  сделаны  два  плуга.  Один  из  них  попал  в  руки  земледельца  и  немедленно  пошел  в  работу,  а  другой  долго  и  совершенно  бесполезно  провалялся  в  лавке  купца.  Через  некоторое  время  земледелец  и  купец  встретились.  Плуг  земледельца  блестел  как  серебро.  Плуг,  пролежавший  без  всякого  дела  в  лавке  купца,  потемнел  и  покрылся  ржавчиной.

II. Беседа  с  воспитанниками  по  рассказу.

Педагог.  Почему  плуг,  который  попал  к  земледельцу,  блестел  как  серебро?

Воспитанники.  Потому  что  земледелец  трудился

Педагог.  Что  случилось  с  плугом,  который  пролежал  без  дела  у  купца? Воспитанники. Плуг  купца  потемнел  и  покрылся  ржавчиной.

Педагог.  Как  вы  считаете,  о  ком  этот  рассказ?  Кого  подразумевает  К. Д Ушинский,  говоря  о  плугах?

Воспитанники.  Труженика  и  лентяя.

Педагог.  Какой  вывод  можно  сделать,  прослушав  этот  рассказ?

Воспитанники.  Труд  красит  человека,  а  безделье  его  уродует.  Только  в  труде  проявить  все  свои  самые  лучшие  качества.  Без  труда  человек  «заржавеет»  и  может  заболеть.

III. Мини-лекция «Что  труд  дает  человеку»

Педагог.  Издавна  люди  придавали  огромное  значение  труду.  Русская  традиция – это  благоговейное  отношение  к  труду.  Многие  древние  авторы  рассматривали  труд  как  нравственный  подвиг,  как  высокий  долг  человека.  В  «Поучении  Владимира  Мономаха»  труд – высшее  мерило  богоугодности  и  человека.  Еще  один  древний  источник  «Домострой».  По  этой  книге  устраивали  свою  жизнь  и  князья,  и  крестьяне.  Идеал  трудовой  жизни  наших  предков – это  трудолюбие,  бережливость,  порядок  и  чистота  в  хозяйстве.  Нигде  не  говорится,  что  человек  должен  работать,  чтобы  окружить  себя  роскошью  и  излишеством.  И  в  наше  время  человек  в  обществе  ценится  по  труду.

Труд – это  источник  радости,  удовольствия.  В  трудовом  коллективе  человек  учится  общению  с  другими  людьми,  получает  возможность  ощутить  силу  коллектива.  В  труде  человек  мужает  как  физически,  так  и  нравственно.  От  труда  зависит  благополучие  человека.  Труд  имеет  и  большое  личное  значение.  Мы  знаем,  как  счастливы  люди,  которые  многое  умеют  делать  своими  руками,  и  как  несчастны  и  беспомощны  те люди,  которые  ничему  не  научились.

Педагог.  Вы,  ребята,  занимаетесь  в  разных  объединениях.  Как  вы  считаете,  занятия  творчеством  можно  считать  трудом?  Почему?

Воспитанники.  Занятия  творчеством – это  настоящий  труд.  Мы  становимся  трудолюбивыми.

Воспитанница  объединения  декоративно-прикладного  творчества. Для  того,  чтобы  получилось  красивое  изделие  из  ткани  и  ниток,  бисера,  кожи,  природного  материала  необходимо  большое  количество  времени, старательность,  усидчивость.

Воспитанник,  занимающийся  литературным  творчеством.  Для  того,  чтобы  написать  стихотворение  нужно  очень  много  думать.

Воспитанница  вокального  объединения.  Чтобы  красиво  исполнить  песню  необходимо  постоянно  тренировать  голос,  дыхание.

Воспитанница,  занимающаяся  хореографией.   Чтобы  танец  был  красивым,  нужно  не  пропускать  репетиции,  учить  движения,  подбирать  и  шить  подходящие  костюмы.

Воспитанник,  занимающийся  техническим  творчеством.  Для  изготовления  моделей  самолетов,  кораблей  необходима  аккуратность.  Детали  очень  хрупкие  и  могут  сломаться.

Воспитанники  краеведческого  и  спортивного  объединений.   Самое  главное – желание,  выносливость,  терпение,  воля  к  победе.

IV. Игра  «Окончание пословицы»

Педагог. В  русском  народе  детей  с  самого  раннего  детства  приучали  к  труду.  В  качестве  правил  трудового  поведения  выступали  пословицы  и  поговорки.  Знаете  ли  вы  пословицы  и  поговорки?  Знаете  ли  вы  пословицы и  поговорки  о  труде?  Сейчас  мы  это  проверим.  Я  читаю  начало  пословицы,  а  вы  продолжаете.

Деревья  смотри  в  плодах,..(а  людей  смотри  в  делах)

Терпенье  и  труд..(все  перетрут)

Под  лежачий  камень..(и  вода  не  течет)

Маленькое  дело..(лучше  большого  безделья)

Горька  работа,..(да  сладок  хлеб)

Не  везде  сила:  где  уменье,..(а  где  терпенье)

Не  сиди  сложа  руки…(не  будет  и  скуки)

Не  спеши  языком..(спеши  делом)

Делу  время,..(потехе  час)

Ищи  невесту  не  в  хороводе,..(а  в  огороде)

V.  Игра  «Ринг  творческих  профессий».

Педагог.  Незаметно  пролетят  годы,  и  вы  будете  выбирать  профессию.  Сейчас  мы  посмотрим,  много  ли  вы  знаете  творческих  профессий.  Вам  нужно  разделиться  на  три  команды.  Приглашаю  к  доске  по  одному  представителю  от  каждой  команды (дети  выходят  к  доске).  По  моему  сигналу  вы  должны  по  очереди  назвать  по  одной  профессии.  Если  команда  не  вспомнит  название  профессии  в  течение  3  секунд (раз,  два,  три),  она  выбывает  из  игры.  Игра  продолжается  5  минут.  Побеждает  тот,  кто  остался  на  ринге.

Дети  по  очереди  называют  профессии  (хореограф,  художник,  певец,  костюмер,  тренер).  Проигравшие  выбывают.

VI. Блиц-интервью  «Моя  любимая  профессия»

Педагог.  А  сейчас  мы  узнаем  ваши  вкусы  и  предпочтения  в  мире  профессий.  К  нам  пожаловали  представители  прессы.  Я  приглашаю  их  сюда.

К  педагогу  подходят  два  воспитанника.

Репортер 1. Здравствуйте,  мы  получили  задание  редакции  взять  интервью  у  каждого  воспитанника.

Репортер  2. Нас  интересует,  каким  профессиям  вы  отдаете  симпатии.

Репортер  1.  У  нас  ко  всем  вам  два  вопроса.  Какая  профессия  вам  больше  всего  нравится?

Репортер  2.  И  чем  она  вас  привлекает?

Репортеры  подходят  к  каждому  воспитаннику,  дети  отвечают.

VII. Устные  рассказы  воспитанников.  «Профессии  наших  родителей».

Педагог.  Многие  ребята,  мечтая  о  взрослой  жизни,  ищут  для  себя  идеал  для  подражания.  В  качестве  такого  идеала  выступают  звезды  шоу-бизнеса,  рекламы.  А  ведь  истинные  герои  живут  среди  вас – это  ваши  родители,  бабушки,  дедушки.  Изо  дня  в  день  они  скромно  делают  свою  работу:  учат,  лечат, перевозят,  убирают,  кормят,- делают  все  то,  без  чего  мы  не  можем  жить.  Они  достойны  искреннего  уважения.  Чем  же  занимаются  ваши  родители  на  работе?  Кто  они  по  профессии?  Чем  привлекает  их  эта  профессия?  Слушаем  ваши  рассказы.

Дети  рассказывают  о  профессиях  родителей.

IX.  Заключительное  слово.

Педагог.  В  наше  время,  к  сожалению,  упал  престиж  труда.  Труд  дарит  человеку  много  радости  и  счастья,  особенно  творческий  труд.  К. Д. Ушинский  отмечал:  «Воспитывать  детей  надо  не  для  счастья,  а  для  труда – это  и  принесет  им  счастье».  

X.  Подведение  итогов.

Наш  час  общения  подошел  к  концу.  Какие  моменты  остались  в  вашей  памяти?  Какие  моменты  запомнились?  Над  чем  хочется  задуматься?

Воспитанники.

- Запомнилась  сказка  о  двух  плугах,  потому  что  она  говорит  об  истинном  труде  и  труде  людях.

- Запомнились  пословицы  о  труде.

- Занятия  творчеством – настоящий  труд.

- С  помощью  творчества  мы  становимся  трудолюбивыми,  стремимся  к  труду.

- Нужно  уважать  и  ценить  труд  других  людей.      

Час  общения  «Знание – сила!»

Знание  само  по  себе – сила!

Френсис  Бэкон

Цель: формирование  в  сознании  воспитанников  представления  о  том,  что  через  занятия  различными  видами  творчества  растет  не  только  стремление  к  получению  новых  знаний,  но  и  желание  их  применения.  

Педагог:  С  самого  момента  рождения  и  даже,  наверное,  раньше (еще  не  родившись),  каждый  человек  впитывает  информацию  о  мире  как  губка  воду.  Ваши  учителя,   ребята,   ваши  родители,  внушают,  что  знание-сила!  И  эти  слова  стимулируют,  усиливают  желание  поиска  информации.  Так  ли  это  на  самом  деле,  мы  с  вами  выясним.  И  помогают  помогают  ли  занятия  творчеством  получить  какие-то  новые  знания?

I.  Мини  лекция  «Знания  по  пути  жизни»

Педагог. Процесс  получения  знаний  очень  стройный,  аккуратный  и  зачастую  очень  стремительный.

Детство.  Знаний  еще  нет.  Мир  кажется  загадкой.  И  хотя  человек  пока  ничего  не  знает  о  важной  роли  знаний  в  его  жизни,  есть  ощущение,  что  все  можно  понять.  Несмотря  на  сложность  и  многообразие.  Можно.  Внимание  постоянно  привлекает  что-то  новое,  увлекательное,  жить  интересно.  Если  какие-то   вещи  кажутся  непонятными,  родители  их  пытаются  объяснить.  Интерес  и  желание  понять  не  пропадает  никогда.  Но  какой  толк  от  этих  знаний – не  ясно.  Так  продолжается  примерно  лет  до  14.

Взросление.  Знаний   стало  больше.   Информации  получено  уже  много,  количество  познаний  о  мире  огромно.  В  какой-то  степени,  вопросы,  заданные  родителям  еще  в  детстве,  все  еще  не  потеряли  своей  актуальности,  но  все  больше  человек  увлекается   чем-то  разным:  взаимоотношения  людей,  место  человека  в  обществе  и  жизни.  Она (жизнь)  кажется  достаточно  понятной,  в  какой-то  степени  человек  видит,  чем  будет  заниматься  дальше.  На  этом  этапе  уже  совершенно  ясно,  что  знания  в  жизни  человека – не  случайность,  а  необходимость.  Человек  учится    делать  что-то  такое,  что  выделит  его  среди  других  людей,  сделает  сильнее,  умнее. Так,  поиск  знаний  не  прекращается  никогда.  В  человеке  всегда  живее  вера  в  то,  что-то  можно  еще  узнать  действительно  значимое  о  жизни,  своими  действиями  повлиять  на  окружающее.

II Рассказ  о  Петре  I.

Ни  в  ком  потребность  в  знаниях  и  природная  любознательность  не  проявились  с  такой  бурной  силой,  как  в  Петре.  Петра  на  верфях  работает  плотником.  Сидит,  согнувшись  в  тесной  каморке  над  залом  английского  парламента – слушает  ораторов.  Спускается  в  шахты.  Он  учится  каждый  день  своей  жизни,  но  учится  для  того,  чтобы  приобретенные  знания  тут  же  претворить  в  указ,  распоряжение,  в  дело.  Он  не  стеснялся  мелочей,  так  как  не  стеснялся  учиться,  не  стыдился  учиться.  Учиться – значит  покорить  в  себе  гордыню,  признаться  в  невежестве.  Этот  необузданный,  своенравный  человек,  царь,  император,  владелец  огромных  территорий  и  хозяин  миллионов  людей,  не  останавливался  ни  перед  чем  и  никого  не  боялся.  Этот  человек  лишь  в  одном  не  знал  гордости – в  учении.  Лишь  перед  одним  послушно  склонял  голову – перед  знанием.

 III Беседа    с  воспитанниками.

Педагог. Ребята,  а  теперь  мне  хотелось  бы  послушать  вас.  Ответьте  на  вопрос:  «Для  чего  человеку  нужны  знания?

Воспитанники.

-  Знания  нужны  для  того,  чтобы   получить  профессию  и  заниматься  любимым  делом.  Ведь  без  знаний  ты  не  будешь  полезен  обществу.

-  С  людьми,  которые  много  знают,  интересно  разговаривать.

- У  знающих  людей  красивая  речь.  Знания  украшают  человека.

 Педагог.   Ребята,  каких  известных,  выдающихся  или  творческих  личностей,  обладающих  знаниями,  вы  можете  назвать.

Воспитанники.

- Художник,  архитектор,  ученый  и  инженер  Леонардо  да  Винчи

- Полководец  Суворов

- Поэт  Александр  Сергеевич  Пушкин

- Библейский  царь  Соломон,  который  попросил  у  Бога  единственное  благо – знание.  За  это  он  был  награжден  богатством,  мудростью,  долгожительством.  

Педагог.  Вы  занимаетесь  в  разных  объединениях.  Помогают  ли  занятия  творчеством  получить  какие-то  новые  знания?

Воспитанники.

- Занимаясь  творчеством,  мы получаем  знания  об  искусстве.

- Мы  узнаем,  что такое  музыка,  рисунок,  танец.

- Занимаясь  спортом,  мы  узнаем  многое  о  здоровом  образе  жизни.

- Занимаясь  туризмом  и  краеведением,  можно  узнать  много  интересного  об  истории  родного  города,  полезных  ископаемых,  животных,  растениях  Оренбургского  края.

-  Занимаясь  техническим  творчеством,  мы  узнаем  о  моделях  различной  техники.

Педагог.  Как    связаны  между  собой  творчество  и  знания?

Воспитанники.  

- Занимаясь  творческой  деятельностью,  мы  все  больше  и  больше  узнаем  об  окружающем  мире.

- В  нас  растет  желание  познания  особенностей  творчества,  применение  знаний  на  практике (выступаем  с  концертами,  организовываем  выставки,  пишем  доклады,  шьем,  рисуем,  вышиваем).

- Мы  стремимся  больше  узнать  и  поделиться  своими  знаниями  с другими  людьми.

IV. Игра  «Продолжи  пословицу».

Педагог.  А  теперь  мы  с  вами  поиграем  в  интересную  игру.  Вам  нужно  разделиться  на  3  команды.  По  очереди  один  участник  от  команды  выходит  и  тянет  карточку,  на  которой  написано  начало  пословицы.  Побеждает  та  команда,  которая  правильно  продолжила  наибольшее  количество  пословиц.  

Учение  и  труд..(рядом  живут)

Знание  и  мудрость..(украшают  человека)

Ученье – свет.., а (неученье  тьма)

Не  стыдно  не  знать..(стыдно  не  учиться)

Ученья  корень  горек..,(да  плод  сладок)

Ученье  лучше..(богатства)

Рукой  победишь  одного,..(головой - тысячи)

V. Заключительное слово.

Педагог.  Вот  и  подошел  к  концу  наш  час  общения  о  роли  знаний  жизни  человека.  Какие  выводы  вы  можете  сделать?  Что  больше  всего  запомнилось  вам?

Воспитанники.

- Рассказ  о  Петре  I

- Занятия  творчеством  помогают  нам  больше  узнать  об  искусстве,  особенностях  творчества.

- Занятия  творчеством  способствуют  тому,  что  хотим  поделиться  своими  знаниями  с другими  людьми,  применить  их.

- Через  творческую  деятельность  растет  желание  познания.

Час  общения  «Что  такое  красота  и  для  чего  она  нужна»

Цель:  формирование  в  сознании  воспитанников  представления  о  том,  что  через  занятия  различными  видами  творческой  деятельности  возникает  стремление  к  общению  прекрасным  и  созданию  прекрасного  вокруг  себя,  обогащаются  знания  о  способах  прекрасного  вокруг  себя.  

Ход  занятия

I  Вступительное  слово

Педагог.  Ребята,  сегодня  с  вами  мы  поговорим  о  красоте.  Что  такое  красота?  Для  чего  она  нужна?  Как  создать  прекрасное  вокруг  себя?  Издавна  принято  считать,  что  красота – это  то,  что  приятно  и  нравится    всем  людям  без  исключения.  Это  все  доброе  и  прекрасное,  что  окружает  человека  и  вызывает  в  нем  радость.  Кроме  красоты  в  мире  существует  некрасивое  и  безобразное.  Безобразное – это  все  то,  что  очень  некрасиво,  то,  что  не  нравится  людям.  Как  правило,  люди  от  всего  безобразного  стараются  держаться  подальше.

II. Игра «Продолжи пословицу»    

Снаружи красота,..(внутри пустота).

Красивый вид.. (человека не портит).

Красота до вечера,..(а доброта навек)

Красив тот,.. (кто красиво поступает)

Не в сказке сказать,.. (не пером описать).

На хороший цветок..(летит и мотылек)

Любовь приносит красоту,.. (злоба – безобразие)

Красота приглядится,..(ум пригодится)

III Беседа  с  воспитанниками.    

Педагог.  Сравните  красивое  и  безобразное (озвучивание,  иллюстрации).  Снег  и  грязь,  прекрасную  картину  и  беспорядочные  каракули,  чудесную  музыку  и  отвратительный  скрип  двери,  прекрасный  легкий  танец  и  оглушительный  топот.  Как  человеку  жилось  бы  без  красоты?

Воспитанники.  Без  красоты  жить  очень  плохо.

Педагог.  Представьте,  что  станет  с  нами, если  красивое  все  исчезнет,  а  вокруг  останется  только  безобразное,  отвратительное,  грязное?

Воспитанники.  Нам  бы  было  трудно  жить,  бы  совершали  плохие  поступки.  Красота  делает  нас  лучше.  От  красоты  всем  радостно  на  душе (появляется  радость  внутри).  Человек  становится  добрее  и  тоже  хочет  сделать  что-нибудь  красивое  в  жизни.  

Педагог.  Правильно,  ребята.  Человек  может  создавать  вокруг  себя  и  красивое,  и  безобразное.  Один  человек  старается  говорить  слова  красивые  и  добрые,  а  другому  нравится  грубить.  Один  старается  нарисовать  красивый  рисунок,  а  другой  нарочно  пачкает  бумагу  каракулями.  Один  с  радостью  лепит  снежную  бабу  и  старается,  чтобы  было  весело  и  красиво,  а  другой  ее  умышленно  разрушает.  У  каждого  человека  внутри,  в  душе,  скрытая  любовь  к  красоте.  Когда  человек думает  о  красоте  и  восхищается  ею,  эта  любовь  растет

III.     Сказка  «Как  красота  на  Хорька  обиделась»

В  глубокой  норе  посреди  леса  жил  Хорек,  маленький  черненький  зверек,  чуть  больше  обыкновенной  белки.  Бегал  он  все  время  грязный,  шкурку  свою  не  чистил,  в  нору  всякий  мусор  со  своего  леса  тащил,  а  объедки  после  еды  не  относил  далеко  и  не  закапывал,  а  прямо  в  норе  разбрасывал.  В  конце  концов,  от  Хорька  стало  так  неприятно  пахнуть,  что  звери  от  него  в  разные  стороны  разбегались,  а  проходя  мимо  его  норы,  носы  закрывали  и  от  мух  отмахивались.  Только  один  Хорек  ничего  особенного  не  замечал,  потому  что  привык  так  жить.  Однажды  и  Красота,  спящая  в  сердце  Хорька,  не  выдержав  такого отвратительного  запаха,  проснулась.  То  ли  обиделась  она  на  такого  грязнулю,  то  ли  еще  что-то  случилось,  но  ночью,  когда  Хорек  спал,  Красота  покинула  его.  Тут  же  Хорек  стал  во  сне  крутиться,  морщиться  и  о  чем-то  скулить.  Оказалось,  что  сон  ему  стал  сниться  какой-то  уж  очень  некрасивый,  где  всякие  скользкие  и  неприятные  улитки и слизняки за ним гоняются и облизать его хотят. Всю ночь Хорек убегал от своих скользких преследователей, а утром, когда проснулся и выглянул из норы, то очень удивился.

Раньше солнце и лес ему нравились, и он их считал красивыми, а теперь и солнце, и лес, и речка, и все остальное стало каким-то некрасивым, и даже чуточку противным. Солнце нарочно лучами слепило глаза, лес помогал ветру сильно шуметь и шелестеть, а речка со своей холодной водой как будто бы специально хотела, чтобы у Хорька заболело горло. Даже все лесные жители стали казаться какими-то нехорошими и некрасивыми, а от любимой еды Хорек теперь морщился и кривился, потому что она все время оказывалась почему-то невкусной.

Целый день ходил Хорек недовольный и с очень плохим настроением, потому что ничего красивого вокруг себя не замечал. Ночью ему опять приснился некрасивый сон, а утром он снова встретился с некрасивыми друзьями, солнцем, лесом и речкой. Так продолжалось целый месяц.
- Наверное, это лес по ночам шелестит, деревья раскачиваются, все мои красивые сны распугивая, – как-то раз, проснувшись рано утром, подумал Хорек, и тут же решил отправиться на поиски тихого и спокойного леса.

Идет Хорек и все голову задирает, смотрит, когда другой, хороший, лес начнется, который не станет с ветром баловаться и деревьями шуметь. Долго бы искал Хорек тихого леса, если бы вдруг на его пути не встретилась старая коряга, торчащая из-под земли. Споткнулся Хорек об нее, упал больно на землю и вдруг увидел, что из него выкатилось что-то маленькое, черное, мохнатое и ужасно пахнущее. Это существо тут же подскочило к Хорьку и запищало:

- Пусти меня к себе. У тебя в сердце тепло и темно, а здесь противное  яркое солнце  и  шумный  лес

- А ты кто? – спросил Хорек.
- Я - Безобразик, – сказало мохнатое существо. Ты со мной уже давнодружишь и кормишь меня.

- Я тебя кормлю? – удивился Хорек.
- Да, конечно. Мы, Безобразики, растем с каждой некрасивой мыслью и поступком, а потом, когда вырастаем, можем запросто заполнить собой все сердце, и места в нем для Красоты уже не остается.
- Так это, значит, ты все мои сны красивые прогнал, – рассердился Хорек. Так это, значит, из-за тебя я перестал Красоту вокруг замечать?

Хорьку сначала даже захотелось укусить Безобразика, но он не стал этого делать, а повернулся и быстро скрылся в лесу. Пока Хорек бежал назад, к своей норе, он все время вспоминал слова Безобразика о том, что случается от некрасивых мыслей и поступков. Теперь он знал, откуда все его неприятности, и решил во чтобы то ни стало разыскать Красоту и вернуть ее в свое сердце.

Точно никому не известно, смог Хорек найти свою Красоту или нет, но только через некоторое время он сильно изменился. Теперь он всегда ходит чистый, постоянно вылизывает и вычищает свою шкурку, содержит в чистоте нору и любит подолгу греться на приятном и ласковом солнышке, любуясь  звуками  и  красками  родного  леса.

IV. Беседа  с  воспитанниками

- Как  вы  думаете,  вернулась  ли  красота  в  сердце  хорька? (Вернулась)

- Почему  красота  покинула  Хорька? (Красоте  надоел  грязнуля.  Хорек  не  создавал  красоту  вокруг  себя,  а  разрушал  ее)

- Что  бывает  после  того,  как  Красота  покидает  сердце? (Перестает  радовать  красивое,  и  кругом  замечаешь  одно  безобразное)

- Вам  знакома  радость  от  встречи  с  прекрасным?  (Да)

- Вы,  ребята,  занимаетесь  в  разных  объединениях.  Считаете  ли  вы,  что  занятия  творчеством  приобщают  вас  к  прекрасному?  Как?  (Да.  Мы  стараемся  сами  создавать  прекрасное  вокруг  себя)

- Как,  ребята? (Мы  можем  станцевать  красивый  танец,  спеть  песню,  сфотографировать  что-нибудь  красивое,  нарисовать  или  вышить  картину,  выступить  на  спортивных  соревнованиях)  

- Обогащаются  ли  ваши  знания  при  общении  с  прекрасным?  (Да.  Мы  узнаем  много  нового  о  музыке,  танцах,  спорте,  окружающем)

VI. Заключительное слово.

Педагог.  Наш  час  общения  подошел  к  концу.  Что  вам  больше  всего  запомнилось?  Какие  мысли  возникли?    

- Игра  «Продолжи  пословицу»

- Сказка «Как  красота  на  Хорька  обиделась»

- Благодаря  занятиям  творчеством,   узнаем  о  том,  как  можно  создать  красоту,  сохранить  ее.  Мы  хотим  все  больше  и  больше  общаться  с  прекрасным.

   

 

Час  общения  «Поспешай  делать  добро»

Цель:  формирование  в  сознании  воспитанников  представление  о  том,  что  через  занятия  различными  видами  творческой  деятельности  возникает  стремление  помочь  ближнему (милосердие,  добро),  принять  его  таким,  какой  он  есть (ценность  человека),  улучшить  жизнь  человека  своими  поступками.  

Ход  занятия

(Занятие  начинается  с  двух  маленьких  экспериментов)

Эксперимент  1

Педагог.  Ребята,  в  течение  одной  минуты  запишите  на  листочке  любые  слова.  А  теперь  подчеркните  те,  которые  имеют  отношение  к  нравственности.  Нравственность – внутренние,  духовные  качества,  которыми  руководствуется  человек;  правила  поведения (По  окончании  работы  желающие  могут  прочитать  свой  набор  слов)

- Какой  вывод  мы  можем  сделать?

Воспитанники.  Наша  жизнь  и  наши  мысли  обязательно  соприкасаются  с  нравственными  проблемами.  Как  вы  думаете,  почему?

Эксперимент  2

Педагог.  Теперь  я  предлагаю  написать  10  любых  прилагательных.  Подчеркните  те  прилагательные,  которые  имеют  отношения  к  нравственности. (По  окончании  работы  желающие  также  могут  прочитать  свой  набор  слов)

- Ребята,  какой  вывод  вы  можете  сделать  из  результатов  эксперимента?

Воспитанники.  В  запасе  человеческой  мысли  значимое  место  занимают  проблемы  морали:  нравственные  оценки,  отношения  людей.  

Педагог.  Необходимость  в  своих  действиях  нести  добро  окружающим  точно  выражает  русская  народная  пословица:  «Поспешай  делать  добро».  Можете  ли  вы  эту  пословицу  применить  к  своему  поведению?  Давайте  обратимся  к  вашему  опыту.  Выберите  наиболее  свойственный  вам  вариант  поведения  в  следующих  типичных  жизненных  ситуациях.  (Выбор  вариантов  ребята  делают  письменно,  чтобы  педагог  мог  проанализировать  направленность  их  решения)

Ситуация  1.

Педагог  объявляет  ребятам,  что  на  творческий  концерт  объединений  удалось  достать  всего  10  билетов.  Вас  в  группе  больше.  Я  вас  всех  люблю  и  не  могу  решить  кому  идти.  Сделайте  это  сами.  Поднимите  руку  те,  кто  сам  решил  не  пойти,  или  предложите,  как  сделать  по-другому.

Как  вы  поступите?

а)  предложу  тянуть  жребий,  чтобы  было  не  обидно;

б) предложу  решить  голосованием;

в) предложу  дать  эти  билеты  тем,  кто  заслужил  учебной  и  активной  работой;

г)  не  пойду;

д) предложу  распределить  по  микро  группам,  а  микро  группа  выберет  достойных.

Ситуация  2.

Ребята  готовили  спектакль  к  Новому  году.  Всем  хотелось  играть  главные  роли.  Как  вы  посоветуете  педагогу  поступить  при  распределении  ролей?

а) главные  роли  дать  тем,  кто  уже  проявил  свои  способности;

б) главные  роли  дать  желающим;

в) желающим  тянуть  жребий;

г) главные  роли  дать  тем,  кто  еще  ни  разу  ни  в  чем  не  участвовал;

д) пусть  решают  сами  участники  спектакля.

А  теперь,  ребята,  попробуйте  распределить  выбранные  вами  решения  по  следующим  колонкам: для  себя,  для  других,  для  коллектива.  Подумайте  над  тем,  что  у  вас  получилось?  В  чью  пользу  вы  принимали  решения  Как  они  соотносятся  с  народной  мудростью  «Поспешай  делать  добро»?

- Давайте  проанализируем,  какой  вариант  поступка  в  каждой  ситуации  говорит  о  доброте  в  отношениях  к  другому.  Что  же  можно  посчитать  добрым?

- Всегда  ли  справедливое  решение  соответствует  доброму?

- А  что  же  такое  справедливость?

Воспитанники. Это  стремление  соответствовать  истине  в  решениях  и  поступках,  быть  беспристрастным.  А  доброта,  добро   требует  проявления  чувств.

Педагог.  Вы,  ребята,  занимаетесь  в  разных  объединениях.  Как  вы  считаете,  способствую  ли  занятия  творчеством  формированию  таких  качеств  как  добро,  милосердие?  Почему?  Как  проявляются  эти  качества  в  творчестве?

Воспитанники.  Мы  многое  делаем  вместе.   Хотим  помогать  друг  другу,  уважаем  интересы  окружающих.

Воспитанница  объединения  декоративно-прикладного  творчества.  Я могу  сделать  поделку  своими  руками  и  подарить  другу.   Он  очень  обрадуется

Воспитанник,  занимающийся  литературным  творчеством.  Я  с  выражением   расскажу  стихотворение  маме  на  празднике.  Мама  будет  гордиться  мною

Воспитанница  вокального  объединения,  воспитанница,  занимающаяся  хореографией.  Мы  организуем  благотворительный  концерт  для  детей  из  детского  дома  или  для  ветеранов.  Они  всегда  ждут  нас  

Воспитанник,  занимающийся  техническим  творчеством.  Я  буду  стараться  делать  такие  модели  самолетов,  которые  в  будущем  не  будут  падать  и  такие  модели  кораблей,  которые  не  будут  тонуть.  

Воспитанники  краеведческого  объединения.  Мы  проведем  интересную  экскурсию.

Воспитанники  спортивного  объединения.   Мы  организуем  спортивные  соревнования  для  малышей

Воспитанники  объединения  эколого-биологического  направления.  Мы  ухаживаем  за  бездомными  животными.   Поливаем  цветы,  высаживаем  деревья.

Педагог.  Правильно  ребята.  Через  занятия  творчеством  в  вас  формируются  такие  качества,  как  милосердие,  доброта.  Давайте  вспомним  стихотворения  о  доброте.

Воспитанники  читают  стихотворения

Когда  по  склонам  вечной  суеты

Бежать  от  неудач  устанешь  люто,

Направь  шаги  тропою  доброты

И  радость  помоги  найти  кому-то.

(Я. Романов)

Как  бы  жизнь  не  летела-

Дней  своих  не  жалей,

Делай  доброе  дело  ради  счастья  людей.

Чтобы  сердце  горело,

А  не  тлело  во  мгле,

Делай  доброе  дело- тем  живи  не  земле.

(А. Лесных)

Ах,  как  нам  добрые  слова  нужны!

Не  раз  мы  в  этом  убедились  сами.

А,  может,  не  слова – дела  важны?

Дела  - делами,  а  слова – словами.

Они  живут  у  каждого  из  нас,

На  дне  души  до  времени  хранимы,

Чтоб  их  произнести  в  тот  самый  час,

Когда  они  другим  необходимы.

(М. Лисянский)

Стираются  лица  и  даты,

Но  все  ж  до  последнего  дня

Мне  помнить  о  тех,  кто  когда-то

Хоть  чем-то  согрели  меня.

Согрели  своей  плащ-палаткой,

Иль  тихим  шутливым  словцом,

Иль  чаем  за  столиком  шатким,

Иль  попросту  добрым  лицом.

Как  праздник,  как  счастье,  как  чудо

Идет  доброта  по  земле.

И  я  про  нее  не  забуду,

Как  я  забываю  о  зле.

(Ю. Друнина)

Педагог.  Основное  назначение  человека – творить  добро.  Может  быть,  именно  поэтому  еще  в  старой  азбуке,  когда  буквы  алфавита  обозначались  самыми  близкими  человеку  словами:  З – земля,  Л – люди,  М – мыслите,  буква  Д  обозначалась  словом  Добро.

Азбука  как  призывала:  Люди  Земли,  мыслите,  думайте  и  творите  Добро!

Час общения  « С любовью к Родине»

Цели:

  • Пробуждение интереса и формирование мотивации у воспитанников  к изучению отечественной истории и культуры.
  • Воспитание гражданственности и патриотизма.

Оборудование: 

  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Экран или ИАД
  • "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля
  • Книга Ушинского К.Д. "Детский мир и хрестоматия" (глава "Первое знакомство с родиной. Поездка из столицы в деревню")
  • Административная карта Российской Федерации
  • Портреты героев Великой отечественной войны, Расула Гамзатова, Мусы Джалиля.

Ход занятия

I.

Учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина "Родина":

Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокорых берёз,
И эти студёные реки,
У плёса которых ты рос.

И тёмная роща, где свищут
Всю ночь напролёт соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои.

И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звёздах,
В высоких седых париках.

И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола:

И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах.

И ливни - такие косые,
Что в поле не видно ни зги:
Запомни:
Всё это - Россия,
Которую топчут враги.

Это стихотворение написано в 1942 году. Это был очень тяжёлый год для страны, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.

- А что для вас значит Родина? Что вы считаете своей Родиной? За что вы её любите? (Выслушиваются ответы детей)

II. "Слово Родина"

- Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.

Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. В.И.Даль: " Отечество - родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит:

Матушка Россия - земля, отечество многих народов, разных по языку и вере:"

К.Д.Ушинский: " Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов:"

- Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение.

Родить - произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля. Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

Родня - родственники.

Родословная - перечень поколений одного рода.

III. "Символы государства".

(На экран выводятся изображения герба и флага Российской Федерации.

Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - герб, флаг и гимн. Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие - будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.

У нас очень красивый герб. На нём изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Вся золотая птица похожа на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развивается синий плащ в правой руке него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич.

Российский флаг - это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года то государственный флаг Российской Федерации.

- Что вы знаете о цветах нашего флага?

(Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой - вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном цвете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей, красный цвет. Есть и такая версия: белый символизирует веру, чистоту, синий - благородство, верность, а красный - героизм, отвагу, смелость.)

Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях. Во время его исполнения все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Музыку нашего гимна написал композитор А.В.Александров, а слова - С.В.Михалков. (Можно прослушать фрагмент гимна Российской Федерации)

IV"Защитники нашей Родины".

Группа детей выступает с краткими рассказами о героях, защищавших нашу родину от врага.

Важно назвать защитников России разных национальностей. Уместно прочитать стихи о войне Александра Твардовского (русского поэта), Мусы Джалиля (татарского поэта), Расула Гамзатова (дагестанского поэта). Можно прослушать песню Я.Френкеля на стихи Р.Гамзатова "Журавли". На административной карте РФ дети находят Татарстан и Дагестан.

Главная мысль этой страницы журнала: все народы, живущие в России, одинаково любят свою Родину и всегда готовы защищать её от врага, не жалея своей жизни.

V. "Мы разные, но Родина у нас одна"

Пословицы о Родине разных народов, живущих в нашей стране. Все эти народы говорят на разных языках, живут в тысячах километров друг от друга, в разном климате, в разных природных условиях. Но все они одинаково любят нашу общую Родину - Россию. (На экран выводятся слайды с пословицами, дети их читают, обсуждают, находят на карте регионы, где живут народы, создавшие эти пословицы).

Русские пословицы: 

  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужбина - калина, родина - малина.

Ногайская пословица (Дагестан): 

  • Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царём.

Татарская пословица: 

  • Без глаза проживёшь, а без родины - нет.

Бурятская пословица: От родины веет теплом, а от чужбины - холодом.

Час общения «Мир здоровья»

Цель: содействовать сохранению здоровья каждого воспитанника.

Ход занятия

1. Приветствие. Отгадайте загадку:

- Что на свете дороже всего? (здоровье).

- А что такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся).

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Здоровье – это здоровый образ жизни. Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Слово “здоровье” как и слово “любовь”, “красота”, “радость” принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни. “Здоровый нищий счастливее больного короля” (цитата Шопенгауэра).

2. Вот сегодня мы с вами и поговорим, как сохранить ваше здоровье и уберечься от вредных привычек.

Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

Сейчас много компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов.

- А они вредны для здоровья? (От компьютера, телевизора, мобильного телефона идут вредные для организма излучения, а компьютер, кроме того, очень влияет на зрение). Нужно знать, как пользоваться ими без вреда для собственного здоровья.

30 минут работы на компьютере, перерыв не мене 30 минут.

Не смотреть телевизор более 2 часов.

Не носить телефон на теле.

Нужно помнить, что забота о здоровье начинается с утра и продолжается до самого вечера ежедневно.

- А что нужно сделать еще для ЗОЖ? Прочитайте в анаграмме.

“ П Д О Р И Ж У С Ь     О С     О П Т О С Р М ! ”

(Подружись со спортом!)

30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день.

Недаром говорят: “Здоровье – футляр красоты”. Будешь заниматься спортом– будешь красивым.

По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!

- А что сильно вредит здоровью еще? (плохой воздух и вода)

Воду мы можем очистить с помощью фильтра, а вот воздух, к сожалению, мы очистить не можем.

- Какие угрозы здоровью вы еще знаете? (вредные привычки – курение, алкоголь, наркомания)

Это самые страшные разрушители здоровья, потому что они могут быть смертельными.

3. Сегодня мы поговорим о вредной привычке – курении.

- Откуда же попал в Россию табак, нам поведают историки (4 воспитанника).

В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что “дикари” традиционно используют его листья для частого вдыхания дыма.

Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев “тобакко” и… нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые “дикари”, украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве, Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово “никотин” - так называют основной компонент табака.

Постепенно курение стало “путешествовать” по Европе, дошло до России. Первое время за курение наказывали, если заставали человека за курением в 1 раз, то наказывали палочными ударами, во 2 раз – отрезали нос или уши. Но активного распространения курение не получило до тех пор, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с иноземцами, не научился курить…

При Петре I в России появились первые табачные фабрики; в казну потекли доходы от торговли табаком. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

В 19 веке в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное помещение – отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной, при дамах было просто непозволительно! В курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба Яга. Даже курение на улице, при всех, считалось неприличным.

- О чем же нам поведают социологи? (4 воспитанника)

Статистика говорит, что от последствий курения каждые 13 минут умирает человек. Каждая выкуренная сигарета сокращает человеческую жизнь на 5,5 минут.

В развитых странах в последнее время все более модным становится здоровый образ жизни – занятие спортом, потребление полезных продуктов и, разумеется, отказ от курения. При приеме на работу предпочтение отдается некурящим претендентам.

Во многих общественных местах – кинотеатрах, ресторанах и так далее – действует официальный запрет на сигареты. За курение в общественных местах взимаются крупные штрафы, запрещается реклама табачных изделий.

Я позволю себе напомнить еще об одной проблеме. Существует еще так называемое пассивное, или вынужденное курение. И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться рядом с курильщиками и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье.

- А что бы вы сказали, если бы вам предложили закурить?

(Нет, спасибо, я не курю! Нет, спасибо, мне не нравится курить! Нет, спасибо, это не для меня! Нет, спасибо, мне и так хорошо! Нет, курить не модно !)

Противостоять приглашению попробовать закурить – и есть по-настоящему взрослый поступок, которым можно гордиться. Курильщики не могут бросить это занятие – они попали в рабство сигареты, а вот те, кто может противостоять, - по-настоящему сильные и свободные люди.

Лучший способ борьбы с табаком – никогда не брать сигарету в рот.

4.Составь пословицы:

Здоров будешь -

 

делай зарядку до старости лет.

Лучше средства от хвори нет,

 

проживешь дольше.

Двигайся больше -

 

все добудешь.

5.Чтение стихотворения

Запомни – человек не слаб. Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером. Как ляжешь спать ты должен так себе сказать:

“Я выбрал сам дорогу к свету я, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить. Я человек. Я должен сильным быть!”

6. Ответ на вопрос «Как творчество помогает сохранить здоровье человека?» 7. Подведение итогов

Час общения «Природа не прощает ошибок».

 

Цели: расширить представление воспитанников об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать воспитанников к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) на доске – эпиграф:   Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

                 

Ход занятия.

1. Вступительное слово

Педагог. Тема нашего часа общения – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Педагог. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

Педагог: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы воспитанников:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Педагог. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы воспитанников:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

 4. Информационный блок «Законы экологии».

Педагог. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Педагог. Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы воспитанников:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Педагог. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы воспитанников:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Педагог. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы воспитанников.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Педагог. Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы воспитанников:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Педагог. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Педагог. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут воспитанники пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю представителей групп.

Выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя». 

Педагог. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы воспитанников:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

 Педагог. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы воспитанников:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Педагог. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

8. Подведение итогов (рефлексия).

Педагог. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы воспитанников:

- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Положение об аттестации обучающихся учреждения дополнительного образования

Аттестация обучающихся не так распространена в учреждениях дополнительного образования. Но если уж мы решаем провести её, то следует делать это на основании регламентирующего документа. Я как методист...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся в небольшом поселке на примере деятельности Центра детского творчества имеет большое значение.  Осн...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

Статья на областную конференцию "Час общения как форма эффективного воспитания детей в учреждении дополнительного образования"

В статье представлена структура, методика проведения часа общения в учреждении дополнительного образования...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...