Готовность ребенка к обучению грамоте.
консультация на тему

Консультация для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

       Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

       Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как: развитый фонематический (речевой) слух, который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии; четкая артикуляция звуков родного языка, т.е. хорошая устная речь; правильно поставленные первоначальные навыки анализа и синтеза; знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; чувство ритма, что особенно важно для овладения письмом.

         Обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов.

Работа по подготовке к  обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.

 Во 2-й младшей группе – это подготовительная работа к освоению грамоты

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребёнка.  Малыш с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Это связано с дозреванием артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку правильно произносить те звуки, которые раньше у него не получались.

     Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л]  («лак») на мягкий [Л`] («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком [Й] («рука» - «йука»), то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].

    Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о.

     В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мышка – мишка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.

Задачами по развитию звуковой культуры речи  во 2 младшей группе являются:

 1. Развитие умений правильно произносить гласные звуки – а, у, о, ы; согласные звуки – м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц.

2. Развитие правильного речевого дыхания.

3.Развитие  слухового внимания, фонематического слуха.

4. Развитие моторики речевого аппарата

       Формирование правильного произношения звуков является важнейшей составной частью воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить детей четко произносить звуки в словах и фразах, необходимо, прежде всего, уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков -  гласных [а], [у], [и], [о], [ы], хотя большинство детей  уже третьего года жизни умеют произносить их чисто. Эта работа очень важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука [и], воспитатель тем самым подготавливает артикуляционный аппарат ребёнка к точному усвоению и правильному произношению звуков [с] и [з]. Свистящие звуки [с], [з] имеют много общего в артикуляционном укладе со звуком [и].

 Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе лучше всего использовать звукоподражания. Знакомя детей со звуком или звукосочетанием, необходимо там, где это возможно, связывать их с каким-нибудь образом (звук [у] - с гудком паровоза или гулом самолета, звук [и] - с криком лошадки и т.д.).  Уточнению и закреплению звуков способствуют также инсценировки, в которых воспитатель предлагает детям, например, позвать гусенка, показать, как кричит жеребенок (произнести га-га-га или иго-го ).

Для осознанного усвоения артикуляционного уклада изучаемого звука, можно использовать картинки-символы артикуляционных упражнений на «Звуковых полянках».

Игрушка-лягушка, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать необходимый артикуляционный уклад языка.

      При закреплении звуков в словах в качестве речевого материала воспитатель сначала подбирает слова, которые дети произносят без особого труда (с открытыми слогами или односложные типа: дом, кот, Катя, лиса, бумага и т.д.).

       Отрабатывая произношение слов, не всегда следует добиваться того, чтобы дети в данный момент точно по образцу воспроизводили их, особенно те слова, в которых есть звуки "позднего онтогенеза" (шипящие, согласные [л] и [р]). Например, если малыш сначала произнесет слово пароход как пахот, а затем как паяхот или паляхот, это следует считать для него достаточным. Он правильно усвоил слоговую структуру слова, а так как звук [р] в его речи еще отсутствует, то замена его на [й] или [л'] считается вполне закономерным.

      Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем чистоговорки, потешки или отдельные строчки из них. Некоторые ребята просто договаривают последнее слово, но и это очень важно, особенно если в игру включаются малоактивные дети.

На первоначальном этапе, когда знакомим дошкольников с понятием «звук», увидеть звуки помогают модели звуков «Веселые Ребята»

Мы дышим постоянно, дыхание жизненно необходимо человеку. Но есть еще дыхание речевое, которое появляется в момент говорения, когда на выдохе появляется звук, а звуки соединяются в речевой поток. Речевое дыхание — это дыхание в процессе речи. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: более быстрым вдохом и замедленным выдохом. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

От речевого дыхания зависят и громкость, и выразительность, и чистота звучащей речи.

А поэтому необходимо научиться управлять речевым дыханием. В этом Вам помогут специальные игры и упражнения по дыхательной гимнастике.

 С этой задачей помогут справиться, например, следующие упражнения и игры  "Горячий чай",  «Ветерок».

Игры на поддувание – «Сдуй снежинку с рукавицы», «Подуй, чтобы пчёлка улетела», «Подуй, чтобы колобок убежал от лисы»и т.п., а также можно использовать игрушки  

  Фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности  речевого звукоразличения,  ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Фонематический слух или речевой слух - это способность слушать и понимать звуки, умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.  Речевой слух  не возникает сам собой даже при наличии острого природного слуха. Его нужно целенаправленно развивать.

При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-ком.

Развитый речевой слух позволяет: 
-правильно произносить звуки; 
-четко произносить слова; 
-владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); 
-овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; 
-успешно освоить письмо и чтение. 

Игры на развитие речевого слуха у ребенка,  начиная с простых упражнений, переходя к более сложным, закрепляет и ускоряет развитие речевого слуха. Вначале учим узнавать неречевые звуки. Далее различать звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса. 

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

 Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Задачи средней группы являются:

1.  Познакомить  детей с терминами «слово», «звук», использовать их в речи.

2. Формировать представление о том, что слова состоят из звуков, слова могут быть длинными и короткими, сравнивание слов по протяжённости.

3. Освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчёркивая в них первый звук, узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем по представлению).

 В 6 – 7  лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звуков, которые ребенок еще не дифференцирует (С – Ш): «Шла Саша по шоссе».

К 6 годам у ребёнка формируется фонематические представления, как способность выполнять операции анализа в умственном плане по представлению ( с помощью специального обучения)

 В старшей группе отмечается  переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги, слова

Задачами в старшей группе являются:

1. Освоение терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук», «согласный звук»; звуковой анализ слов.

2. Освоение умений делить на слоги двух -, трёхслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трёхзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твёрдость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова.

3. Составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.

4. Развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкая мозаика

Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.

На первоначальном этапе, когда знакомим дошкольников с понятием «звук», «напоминалочка» (графическое изображение ) быстрее поможет запомнить, что звуки только слышатся и произносятся. А букву пишем и видим её глазами.

Увидеть звуки помогают модели звуков «Веселые Ребята» Гласные – девочки в красных рубашках, согласные – мальчики. Синие рубашки – твердые звуки, зеленые рубашки – мягкие звуки. Когда «Веселые Ребята» берутся за руки, получаются слова. Также для индивидуальной работы у детей в «пеналах» имеются фишки красного, синего и зелёного цвета, которые используются для обыгрывания звукового состава слова.

Символы звуков демонстрируются в домиках-панно «Звукового города». 

Пособия "Паровоз", "Ракета» помогают понять и определить позиции заданных звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны и окошки ракеты, соответствующие позиции заданного звука в слове.

На этапе введения понятия «слово» сначала проводится работа по соотношению предмета и слова, его обозначающего. Далее вводиться условно-графическое обозначение понятия «слово» - для этого используются картонные полоски из «пеналов».

В упражнении "Телега" дети слушают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прослушанном слове.

С этой целью так же можно использовать «Паровозик»,  в вагончики вставляются картинки, названия которых состоят из одного, двух, трёх слогов.

Учить составлять схемы предложений помогает набор конструктора «Строим предложения» - каждая полоска-заменитель обозначает слово. Особый акцент при выполнении задания по составлению схемы предложения делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

 Подготовительная группа– это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:

  •    от звука – к слогу;
  •    от слога – к слову;
  •    от слова – к предложению;
  •    от предложения – к тексту, литературе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к обучению в школе.

Что такое школьная готовность. В чем проблема "незрезых" детей. Советы родителям от учителей начальных классов. Личностная готовность. Волевая готовность. Умственная готовность. Положительное отношен...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....

Консультативная статья "Готовность ребенка к обучению в школе"

В статье приведены показатели готовности к школе, которым должны соответствовать в интеллектуальном, волевом, личностном, психологическом, физическом плане все дошкольники (кроме детей с серьезными от...

Готовность ребенка к обучению в школе.

Статья о том, как определить готовность ребенка к обучению в школе....

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Данный материал предназначен для учителей-логопедов и родителей. В ней раскрывается вопрос о необходимости профилактики специфических нарушений письма и чтения у дошкольников с тяжелыми нарушениями ре...