«Я и общество»
статья на тему

Свириденко Вячеслав Иванович

Развитие воспитания в системе образования является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«Я и общество»

Развитие воспитания в системе образования является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики.

В реальной жизни серьёзно обострились основные проблемы в области воспитания, что во многом связано с экономическим и политическим реформированием общества. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада. Произошло крушение нравственных идеалов, стали распространяться аполитичность, дефицит нравственных чувств, националистические заблуждения, приоритетность материальных интересов над духовными ценностями. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чём свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делает очевидным проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

В настоящее время становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы в учреждениях социальной защиты, начиная с дошкольной ступени, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы, решения следующих важных проблем:

  • защита прав ребёнка в семье, учебном заведении, социуме;
  • создание условий для развития сущностных сил личности, возможностей для самореализации в различных сферах деятельности: игровой, спортивной, организаторской, художественно – музыкальной, творческой и др.;
  • формирование личностных качеств детей на основе общечеловеческих ценностей, патриотизма и гражданственности;
  • пропаганда здорового образа жизни, защита ребёнка от пьянства, наркомании, проституции.

Культура может изменяться, могут изменяться социальные условия, но нравственные ценности, по которым должен жить человек, непреходящи. Они имеют абсолютный характер. Они не зависят от того, что считается нормой в данном обществе. Закладка фундамента воспитанной личности ведётся именно в дошкольном возрасте, поэтому несёт повышенную ответственность за первоначальный результат данного направления работы.

Выделяют основные принципы воспитания, которые направлены на всесторонний, комплексный подход к воспитательному процессу.

Принципы воспитания

  1. Принцип гуманистической направленности предполагает отношение педагога к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект – субъектных отношениях.

  1. Принцип природосообразности воспитания, основывающийся на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов: детей воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поступков.
  2. Принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
  3. Принцип эффективности социального взаимодействия, предполагающий формирование у воспитанников навыков социальной адаптации и самореализации.
  4. Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетенции личности, предполагающий, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Цель воспитания детей в современном обществе: формирование воспитанности, как способности ребёнка войти в окружающий мир, стать полноправным членом общества, с одной стороны, похожим на других, а с другой – отличным от других. Исходя из цели воспитания, выделяются основные качества личности, воспитанной с учётом всестороннего взаимодействия различных составляющих.

Составляющие поликультурной личности

  1. Умственное воспитание определяется как целенаправленное и планомерное руководство процессом овладения системой научных и прикладных знаний, способом их практического применения. Умственное развитие человека характеризуется развитием интеллекта, способностью к мышлению, учебно – познавательной деятельности. Умственное воспитание включает в себя:
  • развитие познавательных мотивов;
  • развитие навыков мыслительной деятельности;
  • развитие индивидуально – творческих способностей личности;
  • вооружение ценностями мировой цивилизации.
  1. Физическое воспитание трактуется как целенаправленное планомерное управление формированием физически и психологически здоровой личностью, обладающей основами здорового образа жизни. Здоровье провозглашается особой ценностью. Физическое воспитание включает в себя:
  • укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;
  • формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;
  • формирование санитарно – гигиенических навыков, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью.
  1. Нравственное воспитание рассматривается как ведущий компонент системы разностороннего развития личности, как процесс формирования нравственного сознания, чувств и поведения.
  2. Трудовое воспитание делает акцент на ознакомлении детей с трудовой деятельностью, её видами, научными основами её организации, сочетанием с её современными формами.
  3. Политическая культура – это направление по оказании помощи воспитанникам в мире общественно – политических идей, формирование научного мировоззрения, казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия в условиях восприятия культуры разных народов, всех национальностей толерантности.
  4. Правовое воспитание своей задачей ставит формирование правообразования, правовой культуры и поведения человека. В центр ставится проблема воспитания правового сознания, законопослушания и правозащищённости, формирование ответственности за свои действия и поступки.
  5. Экономическое образование и воспитание готовит детей к жизни в условиях нового времени, усвоении основ рыночной экономики.
  6. Эстетическое воспитание предусматривает формирование художественно – эстетической культуры детей. Она определяется как целенаправленный и планомерный процесс развития у них эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей. Сферой эстетического освоения личности выступают искусство, природа и межчеловеческие отношения.
  7. Экологическое воспитание, целью его является формирование системы научных знаний, взглядов, убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения детей к окружающей среде во всех видах их деятельности.

Т.о. современные требования к процессу реабилитации, во-первых, ставят воспитателей и педагогов перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков; во-вторых позволяют учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов; в-третьих, помогает педагогам постоянно быть в определённом «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и взаимодействия со всеми субъектами воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.

разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...

тема :"Общество", "Сферы жизни общества".

Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....

Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления

Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...

Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.

Цель урока - обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....

От традиционного общества к обществу индустриальному

Первый урок по Новой истории для 8 класса по учебнику Юдовской....

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...