«Управленческие проблемы реализации концепции инклюзивного обучения»
статья на тему

Шигапова  Адиля  Ильдаровна

 «Управленческие проблемы реализации концепции инклюзивного обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

 «Управленческие проблемы реализации концепции инклюзивного обучения»

Инклюзивное  обучение

Инклюзивное (фран. inclusif - включающий в себя, от лат. include -  включаю) или включенное образование - термин, который  используется для описания процесса обучения детей с особыми возможностями в общеобразовательных  школах. В основе этого  образования  лежит  идея, которая исключает  любую дискриминацию  детей, и  создает особые  условия  для  детей  с  ограниченными  возможностями.  Инклюзивное образование- обеспечивает доступ к образованию для детей  ограниченными возможностями .

И для  таких  детей с  ограниченными  возможностями физического  и  психического здоровья , а  в  России  таких  детей   насчитывается более 500  тыс. человек ,должны  быть  созданы  все  необходимые условия для  получения  нормального  образования.  И  главной   проблемой,   для  получения  данного  образования  является:

 1 проблема: Не разработанность нормативно-правовых  и финансовых  механизмов  обучения  ребенка-инвалида   в  условиях  образовательной  школы.  Для  таких школ   нужно разработать особые  стандарты , т.к.  эти  дети  не  всегда  смогут   освоить  тот   образовательный стандарт, которое  требует государство. Это связано и с выходом учащихся 9- и 11-х классов на итоговую аттестацию, и с аттестацией самих школ. Из-за  таких  детей качество  знаний  в образовательном  учреждении  не всегда будет  высоким. И руководители  школ не  с  особым  желанием  будут  брать  ребенка-инвалида  в свое  учреждение.  Поэтому   сама  школа может и должна инициировать гибкость образовательного стандарта. Для  решения  данной  проблемы:

  • Школа  должна  разработать  положение  о  приеме детей с ограниченными  возможностями в  общеобразовательную  школу  при  инклюзии. Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей).  Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с заключением  ПМПК.  
  •  Также должна  разработать  положение об аттестации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения .
  •  Разработать дифференцированные учебные планы и образовательные программы - по типам ОВЗ. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями в него включаются:
  • необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе;
  • организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
  • организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми  образовательными потребностями по учебникам для специальных (коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных школ;
  • организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности;
  • организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами;
  • целесообразность нахождения учащихся с особыми образовательными потребностями в школе полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки учащихся.

ИУП  для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. Совет по инклюзии школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей  или законных представителей.

 

 2проблема- это кадровая  проблема. Педагоги  психологически и профессионально  не  готовы реализовывать  инклюзивное обучение  в условиях общего  образования.  Значит  школе,  нужно  продумать,  как  и  каким  образом  провести  переподготовку  и организовать  обучающие  семинары для педагогов. Учитывая  то, что  на  педагога, который будет  работать в  классах  инклюзивного  обучения, накладывается  двойная нагрузка, соответственно  и  зарплата   учителя должна  соответственно  оплачиваться. Отсюда  следует, что школе  еще  нужно продумать  стимулирующий  фонд  оплаты  для  педагогов, работающих детьми-инвалидами.

Учитель, который работает в  инклюзивной школе,  должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он  должен обладать  такими  качествами , как:

  • толерантность
  •  умение уважать  индивидуальные различия;
  • умение  слушать и применять рекомендации членов коллектива;
  •  учитель,  который согласен и  умеет  работать в одной команде с другими учителями;
  •  учителю, которому  интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.

        Чтобы  подготовить  педагогов для  инклюзивного  образования  нужно  перестроить  всю систему  подготовки специалистов для сферы образования. В частности, в программы подготовки и переподготовки включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.

Проблему инклюзивного образования в нашей стране обсуждают многие ведущие ученые. Так, директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Н. Н. Малофеев отмечает, что сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Проблемой подготовки кадров для инклюзивного образования активно занимаются ведущие педагогические вузы России –Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования при Московском городском психолого-педагогическом университете, Институт специальной педагогики при Красноярском государственном педагогическом университете имени В. П. Астафьева, факультет психологии Челябинского государственного педагогического университета. На факультете психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева также разработана примерная основная образовательная программа подготовки бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» направления «Психолого-педагогическое образование». В рамках указанного профиля содержание подготовки специалиста инклюзивного образования строится на основе компетентностного подхода, который определяется как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания реабилитационного процесса таких детей.

Так же   проводить:

  • Обучающие семинары
  • Консультативную работу с педагогами
  • Рарабатывать методические рекомендации для педагогов
  • Педагогические мастерские
  • Создавать рабочие группы для разработки целостной программы психолого-педагогического сопровождения и написания ИОП
  •  Направлять на курсы повышения квалификации

 Если  в  ОУ   есть  классы  такого типа, то  нужно  рассматривать вопрос о введении в штатное расписание  ОУ дополнительные ставки специалистов, таких  как  педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и др.

  Классным руководителям, которые будут работать в инклюзивных классах производит  дополнительную  плату   за классное руководство .

Педагогическим работникам, специалистам инклюзивных классов  нужно устанавливать персональную  надбавку  из  накопительных средств социальной поддержки работников образования системы ЦОУО ДО   не менее 2-х раз в год.

Наша страна сможет достичь европейского уровня образования, если подготовка педагогов нового типа будет вестись в ускоренном и массовом порядке, с использованием лучших технологий обучения и соответствовать по содержанию передовому уровню научных достижений. Значимым ресурсом для решения этой проблемы выступает информатизация.

3 проблема,  на  мой  взгляд - это  проблема  средств и сервисов. Не готовность среды (архитектурной) для  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями.

  • Для  разрешения  данной  проблемы   важно оснастить  школу  пандусами, лифтами, специальным  учебным, медицинским оборудованием,  оборудовать  учебные места,  для  удовлетворения  образовательных  потребностей детей с инвалидностью  в  общеобразовательной школе.
  •  В  учебном  заведении должны быть выделены  помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, обязателен  кабинет лечебной физкультуры и медкабинет. Кроме того, трудность в ОУ вызывает создание условий для трудовой подготовки и СБО.
  • Школе  нужно  будет выделить  помещения  (зоны) для отдыха детей, для  восстановления работоспособности  и оздоровления .

Но  данную  проблему  школа  сама  разрешить  не  может   так, как  это  связано  с финансированием и  с  большими  затратами, поэтому  ей  необходимо максимально использовать возможности окружающего социума (возможно заключение договоров с другими ОУ, предприятиями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция современных учебников английского языка: актуальность и возможные проблемы реализации

Статья, посвящённая анализу положительных и отрицательных сторон современного учебника английского языка...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Опыт реализации управленческих практик и технологий в обучении детей билингвов в поликультурной среде (на примере МАОУ «Школа №31» Г.о. Балашиха)

Описание оопыта реализации управленческих практик и технологий в обучении деьей билингвов в поликультурной среде...