Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ
презентация к уроку на тему

Степаненко Анжела Сергеевна

Мастер-класс для учителей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obuchayushchie_tehnologii.ppt2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска corowina.ucoz.com

Слайд 2

Современный учебный процесс включает в себя множество методов и технологий обучения, направленных на развитие познавательного интереса, мотивации к учению, которые активизируют деятельность учащихся, заставляют их анализировать, мыслить. В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. corowina.ucoz.com

Слайд 3

Проектные технологии В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. corowina.ucoz.com

Слайд 4

Отличительные черты данной технологии : целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта; практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов; ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся; деятельностный подход; сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект); возможность работать в индивидуальном темпе; формирование жизненно важных компетенций.

Слайд 5

Виды проектной деятельности исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка); прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности; информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу; ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.

Слайд 6

Исследовательская деятельность школьников 1. Элементы исследования вводятся на уроке непосредственно. При достаточной подготовке учащихся иногда целый урок проводится в форме исследования. Обучение в данном случае выступает как совместный поиск учителя и ученика. 2. Ученическое исследование как индивидуальная или групповая работа имеет место вне уроков при подготовке к семинарам, конференциям. 3. Исследования различного характера проводятся школьниками в ходе различных акций, конкурсов, олимпиад и т. п.

Слайд 7

Интерактивные технологии Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “ interact ”. “ Inter ” - это “взаимный”, " act " — действовать. Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Слайд 8

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Слайд 9

Технология творческих мастерских Главное условие мастерской: Свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества; активное восприятие учащимися учебного материала; т ворческое осмысление учебного материала; с аморазвитие ученика; повышение интереса к процессу обучения; р азвитие креативности; п овышени е уровня грамотности; повышение навыков аргументированного разговора и письма; развитие социальной компетенции.

Слайд 10

Основные элементы мастерской: 1. «Индукция». Это и проблемный вопрос, требующий открытия новых знаний, это и создание эмоционального настроя. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений. 2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. 3. « Социоконструкция» - групповая работа. Мастер может корректировать состав групп, разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит продумать способ их решения. 4. «Социализация» - это сравнение своего проекта с другими в ходе общения, дискуссии, обсуждения. Все, что сделано в паре, индивидуально, в группе, должно быть обнародовано, все мнения должны быть услышаны. 5. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своих старых знаний новым. 6. «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской.

Слайд 11

Тема «Нравственный поступок» Рассмотрите иллюстрацию. Включите свое воображение и опишите словами изображенную здесь ситуацию. А теперь послушайте рассказ Валентины Осеевой. Расскажите о своих впечатлениях

Слайд 12

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики. - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина. Как бы вы оценили поступок мальчиков? Почему? Вы знаете, что лежит в основе каждого нашего поступка? А хотите узнать?

Слайд 13

«Шесть шляп мышления»

Слайд 14

Описание приема Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Желтая шляпа - позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Черная шляпа - противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д.

Слайд 15

Тема «Совесть» Белая шляпа Что такое совесть? Желтая шляпа Какого человека можно назвать совестливым? Черная шляпа Сможете ли вы объяснить пословицу «Совесть без зубов грызет», опираясь на материал учебника? Красная шляпа Приходилось ли вам испытывать муки совести? Зеленая шляпа Как должна была поступить героиня рассказа Аркадия Гайдара, чтобы ее сердце «не грызла беспощадная совесть»? Синяя шляпа Для чего совесть нужна людям?

Слайд 16

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Слайд 17

Игровые технологии Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Ролевая игра способствует отработке правил и моделей поведения, школьники приобретают знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Деловая игра – это моделирование различных социальных ситуаций, цель которых – обучение принятию решения .

Слайд 18

Урок «Свобода и моральный выбор человека» Я расскажу вам удивительную историю… Притча «У одного крестьянина был сын…» Урок «Дружба» Фантастическая добавка. Представьте, что вы оказались на чужой планете, где жители не знают, что такое дружба. Как вы им это объясните? Урок «Свобода и моральный выбор» Раскрасьте слово «лес» в любой цвет. Почему вы выбрали именно этот цвет? Кто-нибудь вас заставил это сделать? Так как вы считаете, о чем мы будем говорить? Урок « Культура и мораль» Создание кодекса морали «Наедине с великими» (работа с рубрикой «Мудрые мысли») . Представьте, что вы встретились с … О чем бы вы его спросили?

Слайд 19

Информационно-коммуникационные технологии Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.

Слайд 20

Вывод: Что главное в уроке? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос. И требования современной школы диктуют свои правила. Но мы не должны в погоне за новыми формами, методами, технологиями забывать о личности ученика, о том, что наша главная задача – воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 21

Автор шаблона – Коровина И.Н. Использованы рисунки: http://www.123rf.com/photo_7256532_cartoon-wise-owl-sitting-on-pile-book-and-red-apple.html http://www.picturedesign.info/photoshop/page/143/ http://images.clipartof.com/small/32979-Clipart-Illustration-Of-A-Little-Boy-And-Girl-Studying- Together-A-Green-Colored-Pencil-Watching.jpg corowina.ucoz.com