эссе Моя педагогическая философия
методическая разработка на тему

Хижнякова Ольга Николаевна

статья рассказывает о моем педагогическом кредо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Выполнила Хижнякова Ольга Николаевна,

учитель обществознания,

ГБОУ школа № 401 Колпинского района СПб

«Истинный предмет учения состоит

в приготовлении человека быть человеком»

Н.И.Пирогов

Учитель – особая профессия. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его учеников, убеждения учителя определяют убеждения его учеников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле – Человек.

Когда я училась в школе, у меня была единственная мечта – стать учителем. Но мои родственники-педагоги были категорически против этого. Я часто задаю себе вопрос: Почему? Маленькая зарплата? Непрестижная работа? Неблагодарный труд?

Смею утверждать, что это не так. Спросите детей, они расскажут, что учителя бывают – любимыми, школа – родной, слезы на выпускных
вечерах – настоящими, а уроки такими, на которые ходить – хочется.

Избрав после школы технический вуз, я пыталась «обмануть судьбу». Благополучно окончив институт, устроилась на работу, где и получила первый педагогический опыт: по поручению комитета комсомола поехала воспитателем в детский загородный лагерь.

Жизнь заиграла всеми цветами радуги: звонкие детские голоса, пытливые заинтересованные  глаза, ожидающие от тебя чуда. Как сейчас,  вижу первый родительский день… Я с восторгом рассказываю маме о ее чудесной девочке, о своей первой помощнице. Мама заплакала… Оказывается, девочку отчисляют из школы за плохое поведение. Я в недоумении. В душе у меня протест – так нельзя! Каждый человек личность, каждый заслуживает уважения. И поставленный на ребенке «штамп» мешает раскрыть его индивидуальность.

Терпение и любовь лежали в основе моей воспитательной деятельности. Я стала «копилкой» детских секретов, радовалась победам в конкурсах и соревнованиях. В последующие 20 лет я утвердилась в своем жизненном принципе: «возлюби ближнего своего».

«Моя» школа появилась гораздо позже. День шел за два, неделя – за месяц, я не могла себе позволить «роскошь» учиться на своих ошибках, слишком много времени было посвящено другому. Книги и журналы по педагогике, общение с коллегами, курсы повышения квалификации позволили мне стать небольшой клеточкой  сложного организма под названием «школа». Я чувствую в себе необходимость передать своим ученикам не только знания, жизненный опыт, но и доброту, тепло человеческого общения.

А это значит, что мое предназначение – посвятить себя работе с детьми, помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. «Человеком быть трудно, стать человеком – большая работа» – так говорил Э.Межелайтис.

Я – учитель граждановедения. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость.

Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих учениках. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человека.

Мне кажется, что я нашла свои «со», которые направляют меня на общую, совместную работу с учащимися:

со-чувствие, со-участие, со-творчество, со-трудничество.

Идти рука об руку к вершинам, воспитывая Человека, доброго, чуткого, порядочного, общительного, уверенного, самостоятельного и целеустремленного. Человека – личность, человека – гражданина.

Самое страшное – это бездушие, то есть отсутствие души. Не менее страшное – равнодушие. Для равнодушных людей все остальные –  это бесформенная масса и ни одной личности. Равнодушные не приносят окружающим счастья, а значит, они духовно мертвы.

Очень важную роль  в определении ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе». Разные люди, разные судьбы, у каждого свой смысл жизни, свое отношение к добру и злу. Читаю рассказ Бориса Васильева «Великолепная шестерка». В классе звенящая тишина. У меня дрожит голос. У детей слезы на глазах. Это дорогого стоит. Это точка высокого накала – со-чувствие.

Нельзя дважды войти в одну реку, нельзя одинаково провести один и тот же урок. Необходимо чтобы состоялся диалог, не страшно, если при этом слегка деформируется четко прописанная структура урока, главное, чтобы на занятии прозвучали не только выученные по учебнику теоретические выкладки, но и были поставлены проблемы, волнующие учащихся. Без этого невозможно научить детей жить в современных условиях. Они должны быть адаптированными к действительности, коммуникабельными, оптимистичными, мобильными, умеющими ориентироваться в социальном пространстве. Только тогда они смогут правильно хозяйствовать на земле.

Где же  взять  силы  для  каждодневного  вдохновения?  Ведь нельзя  не оправдать надежд детей. Поэтому  на уроке не должно  быть шаблонов, тесных рамок, узко поставленных  задач. Урок  это  не  монолог, это  диалог  потенциальных   возможностей ученика  и  учителя, ученик равен  учителю, хотя  и отличается от  учителя  запасом  знаний. Это и есть со-участие. И как приятно видеть сосредоточенные, думающие лица  и  радость  открытия  в  глазах учеников.

Сделать процесс обучения творческим, увлекательным, «раскрыть» ученика – это главное в моем общении с детьми. Недаром труд учителя можно сравнить с трудом актера.

К. С. Станиславский считал, что педагог должен быть профессиональным актером. Именно это родство двух профессий помогает мне привносить определенный шарм в свои уроки: ролевую организацию учебного процесса, музыкальное оформление, отводить особую роль жестам, интонации. Рождается ощущение, что ты на сцене, а перед тобой зрители, к которым обязательно надо перебросить мостик, и тогда мы – единое целое. И тогда это – со-творчество. Учитель не только артист, но и сценарист, и режиссер, и звукооператор, и художник. Урок надо придумать, «увидеть» со стороны, срежиссировать, проиграть. А еще – и это самое главное – надо пробудить в себе вдохновение, чтобы зажечь им детей.

Бог заронил мне в душу любовь к прекрасному и жажду творчества. А если учитель творит, он побуждает к творчеству  и своих учеников. Так на уроках и во внеклассной деятельности мы учимся «делать чудеса своими руками», потому что для меня творчество – это всегда рождение чуда. Познание мира будет осознанным, если ребёнок сам включится в собственное творчество. Человек, созидающий что-то, творец – это всегда прекрасно.

«Красота спасет мир»,- считал Ф.М. Достоевский, а Н.К. Рерих думал по-другому: «Красотой спасется человек». И эти слова мне ближе, ведь спасётся – значит спасет себя сам от бездуховности, прозябания, не оставаясь созерцателем и наблюдателем.

В старые времена учитель заслуживал уважение тем, что был, к примеру, единственным грамотным человеком во всей деревне. Сейчас завоевать авторитет у учеников стало гораздо сложнее. Он достигается через взаимный интерес личностей, через со-трудничество.

Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности.

Шаг за шагом я веду своих учеников к успеху. Это совершенно не значит, что они обязательно достигнут значительных высот, так как мера успеха бывает различной. Ощущение успеха рождается у ученика, сумевшего преодолеть свой страх перед выходом на сцену, свою робость или застенчивость. Для маленького человека – это взлет, восхождение на новую ступеньку духовного роста. Ведь успех обязательно достигается ценой собственных усилий.

И эти достижения являются реальностью. Создание клуба старшеклассников «Союз друзей» - тесное единение учащихся разных параллелей. Совместные идеи, мысли, творения воплощаются в различных социальных проектах. Именно об этом поется в песне Б.Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

Задача педагога  – создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Больше трех веков назад великий педагог Я. Коменский сказал кратко и точно: «Школа – мастерская человечности». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах».

Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс – вот те задачи, которые я поставила перед собой, вот мое педагогическое кредо: не давать готовых истин, а учить их находить.

И последнее. Чтобы стать Человеком, надо совсем немного:

  • Научиться видеть себя в каждом другом.
  • Научиться видеть других в самом себе.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...