Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях художественно - эстетического цикла с использованием нетрадиционной техники.
материал на тему

Тимошенкова Людмила Ивановна

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

"Калачинская адаптивная школа-интернат"

«Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, решения»

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях художественно - эстетического цикла с использованием нетрадиционной техники.

участие в VIII Областном педагогическом марафоне

«Практические аспекты образования детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Омск, 2016 (ноябрь)

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях художественно - эстетического цикла с использованием нетрадиционной техники.

Слайд 1

Одной из важных задач, стоящих перед специалистами дошкольного учреждения для детей с ОВЗ и родителями является развитие у воспитанников мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Слайд 2

Обучение дошкольников с нарушением интеллекта строится на основе программы  дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание»  под  редакцией Е.А.Екжановой и Е.А.Стребелевой.

Слайд 3

 В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного воспитания и умственного развития дошкольников, имеющими интеллектуальные проблемы.

Слайд 4

При первичной проведённой диагностике в дошкольной группе на начало учебного года оказалось, что у большинства  детей отмечается общее моторное отставание. Трудность оказалась в том, что результаты динамики развития двигательной сферы вновь принятых детей на занятиях «Художественно – эстетического развития» указали на ослабленность развития ручной и мелкой моторики. У значительной части детей недостаточность развития моторики рук выражается в виде:

- несогласованности действия рук (неловкость, скованность, недифференцированность)

-  нарушением координации сложных движений (неуверенности в выполнении точно дозированных движений, отсутствие правильной пространственной организации движений)

- снижением работоспособности и характера деятельности, переключения с одной деятельности на другую

- дети быстро устают

- невыполнение правил и инструкций

- слабое развитие мелкой моторики рук (нарушение мышечного тонуса)

- задержка формирования основных моторных функций.

Диагностические исследования показали, на что нужно обратить особое внимание, где наблюдаются проблемы и наметить пути их решения.

Слайд 5

Важность проблемы вызвала необходимость провести поиск дополнительных средств и методов обучения, применить комплексные меры, способствующие развитию движения рук и ручной умелости у дошкольников с нарушением интеллекта. Возникла необходимость в новом подходе к преподаванию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» через применение нетрадиционной техники с использованием макарон (макаронная техника).

Слайд 6

 Как специалист дошкольного образования я понимаю, что основной моей задачей является грамотная реализация программы, по которой работает дошкольное учреждение. Но как человек творческий, мне важно привносить в свою деятельность что-то новое, интересное, порой нестандартное в исполнении и материале изготовления.

Идея применения макарон на занятиях художественно-эстетического развития пришла случайно. Почему меня заинтересовала эта техника? Во-первых, использование новых интересных техник изображения в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта. Во-вторых, зная, особенности наших детей, которые имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы, позволяет эти недостатки корригировать. Ведь макароны – идеальный «строительный» материал для детского творчества. Благодаря разнообразию форм, удобству и абсолютной безопасности (макаронину можно даже съесть ничего не будет) они подойдут для дошкольников. 

Во время работы с макаронами активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе, и на развитие речи у детей. Простые макароны - это хорошая пальчиковая гимнастика! Этот доступный, удивительный, неординарный, отличный поделочный   материал я взяла за основу, продолжила работу с дошкольниками по теме самообразования.

Слайд 7

          В творчестве дошкольников важна интеграция различных видов творческой деятельности. Поэтому в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» входят следующие учебные курсы: 

- лепка

- ручной труд

- аппликация 

Использование такого интересного материала как макаронные изделия, позволяет сочетать в разных видах творческой деятельности. Следовательно, есть все основания рассматривать художественный труд с применением нетрадиционной художественной техники с использованием макарон как платформу для развития мелкой моторики и коррекции нарушений моторных функций в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта.

В связи с этим возникла потребность максимально эффективно скорректировать и правильно построить воспитательный процесс с дошкольниками с НИ на занятиях продуктивного характера, а также тесно работать в контакте с родителями.

Слайд 8

Поставила перед собой основную цель: развивать у детей тонкую моторику пальцев рук через применение макаронных изделий на занятиях художественно-эстетического развития (лепка, ручной труд, аппликация)

Метод работы с макаронами позволит решить главные задачи, которые являются в моей работе приоритетными: (не читать, а обратить внимание, что задачи на слайде)

• Познакомить детей с новым видом художественной деятельности (использование макарон).

• Вызвать устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности.

• Повысить эмоционально-положительный фон для творческой самореализации детей, создавая благоприятные условия.

• Совершенствовать художественные способности детей.

• Развивать творческую фантазию, продуктивное воображение и способность к самовыражению в процессе создания образов с использованием различных макарон.

• Способствовать развитию сенсо-моторики – согласованности в работе глаза и руки.

 • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, умение работать в коллективе.

• Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильное ощущение.

• Воспитывать усидчивость и терпение, способность доводить начатое дело до конца.

Прививать трудовые навыки владения основным материалом и дополнительными инструментами.

 

Слайд 9

В работе по развитию мелкой моторики у воспитанников  придерживаюсь следующих правил: (все не читать, лишь начало назвать, а другие обратить на слайд)

  • Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  • Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • Работу провожу регулярно, систематически.
  • Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  • Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  • Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
  • Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Слайд 10

В процессе своей работы  использую следующие формы и методы работы: (все не читать, лишь начало назвать, а другие обратить на слайд)

• Коллективная

• Индивидуальная

методы работы:

• Словесный

• Игровой

• Наглядный

• Практический

Слайд 11

Работа с дошкольниками по использованию нетрадиционной техники делится на 3 этапа:

Первый этап работы "Ознакомительный"

Начали мы наше знакомство с того, что рассмотрели разные виды макарон (колесики, палочки, звездочки, бантики, перья, ракушки). Рассказала детям историю создания макарон, как можно их использовать, показывала работы в данной технике и обращала внимание, на выразительные средства.

Так же выполняли  сортировку макарон по размеру, форме, цвету.

Впервые начав пробовать эту работу, боялась, что детям будет сложно, не интересно, но ошиблась. На первых же занятиях дети проявили большой интерес, увлеклись этой деятельностью. В первую очередь было у моих воспитанников удивление, проявление интереса, а далее желание работать с макаронами.

Слайд 12

Второй этап работы "Обучающий" (художественно-познавательного характера, в основе которого лежит изучение структуры, методов, средств создания художественного образа, изображения)

Сначала приступили непосредственно к выкладыванию макарон на белой бумаге, затем на цветном картоне. После этого предлагала детям готовые шаблоны и цветные сюжетные картины с определённым заданием - дополнить сюжет крашенными макаронами, которые дети самостоятельно накладывали. Процесс работы с цветными макаронами вдохновил детей.

Слайд 13

На этом этапе начали  раскрашивать макаронные изделия. Это стало самым ответственным моментом. Раскрашивать макаронные изделия детям очень нравится – гуашь замечательно ложится – получается яркий устойчивый цвет.

Задачи этапа:

- учить  аккуратно раскрашивать макароны для создания будущих работ;

-воспитывать интерес к созданию аппликации с применением необычных материалов.

Слайд 14

Затем уже нанизывали и составляли бусы из цветных разнообразных макарон.

Следующей деятельностью было самостоятельное создание сюжета из цветных макарон (рамочку из макарон, изображение ракеты и т.д.)

Слайд 15

Создание сюжетной картинки

Именно после этой творческой, интересной для ребят деятельности приступили непосредственно к самой аппликации. 

Слайд 16, 17

Сначала предлагала детям готовые шаблоны, которые они самостоятельно накладывали на разноцветный картон, обводили, вырезали, а затем уже по контуру выкладывали понравившиеся макаронные изделия, делали фон – приклеивали макароны в разнообразном порядке.

 

Слайд 18, 19

Третий этап "Развивающий"(заключительный) художественно-творческого характера.

Я решила применять нетрадиционную технику на занятиях «Художественно-эстетического развития».

- образовательная область «Лепка» (дополнение изделий макаронами)

Дошкольники стали испытывать интерес, познание, "включение" в практический процесс, применяя макаронные изделия при лепке.

Слайд 20

- образовательная область «Аппликация» (частичное использование макарон)

Чтобы выполнить работу аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину ребёнку-дошкольнику нелегко. Еще труднее – нанести на нее клей и поместить в нужное место на картоне или бумаге. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, воспитываю у детей умение регулировать силу и точность своих движений.

Красиво и необычно выглядят цветные макароны, наклеенные на основу из картона.

Слайд 21

-  образовательная область «Ручной труд» (составление композиций из макарон)

Именно ручной труд является мощным средством, прекрасным «гимнастическим снарядом» для развития, прежде всего интеллекта и эмоционально-волевой сферы у дошкольников данной категории.

Этот процесс самостоятельной творческой и интеллектуальной деятельности ребенка считаю самым сложным, но при этом необходимым. Проявляя свои способности ручной умелости, фантазию, самостоятельность результатом  является созданный ребенком художественный образ.

Такое объединение учебных курсов направлено на развитие умственных и практических действий дошкольников, способствует повышению качества образовательного процесса.

Слайд 22, 23

        Готовые изделия отличаются особой красотой и необычностью. Разнообразие форм и размеров макаронных изделий помогают воплотить в жизнь самые смелые и оригинальные идеи и задумки.

А какие замечательные, удивительные работы получаются из макаронных изделий!  

И вот что получилось у моих, пока ещё самых маленьких кудесников!

           

Слайд 24

Эта деятельность с применением нестандартного казалось бы материала стала не только мне, моим воспитанникам - дошколятам интересна. Увлеклись так же и родители детей. Они стали заниматься развивающим занятием со своими детьми дома.

Такая тесная взаимосвязь "педагог-ребёнок-родитель" дополнила продолжение этого удивительного творчества не только в дошкольном учреждении, а также и в домашних условиях.

Слайд 25

Процесс работы с макаронами увлёк всех. Поэтому решили оформить в группе творческую совместную с детьми (итоговую) выставку "Волшебная страна Макарония", в которой приняли активное участие все воспитанники дошкольной группы, их родители. Представили на выставку совместного творчества разнообразные поделки по технике выполнения, а также использованию форм и размеров макаронных изделий. Старались все: взрослые и дети!

Слайд 26

Макароны — незаменимый материал для конструирования и украшения объемных композиций — например, создания декораций для сказок. Сделала театральный уголок в дошкольной группе с привлечением своих воспитанников. Они активно раскрасили макаронинки в виде цветочков и листиков, после этого декорировали крашенные макароны блёстками и неоновой гелью, затем  приклеивали на основание, дополнив общую декорацию  театрального уголка.

Слайд 27

В конце учебного года оформила фойе коридора дошкольной группы «Вот что делают ладошки – наши маленькие крошки». Детские картины, выполненные в нетрадиционной технике с использованием макарон стали настоящим украшением детского сада. Дополнением оформления фойе послужило участие родителей – с желанием выполнили вазу из макарон с ромашками. Процесс работы с макаронами увлёк всех: детей и родителей!

Слайд 28, 29

Для формирования объективной самооценки стараюсь привлекать детей к участию в конкурсах и выставках детского художественного творчества на уровне группы, школы, города, области и Российской Федерации.

        Результатами активной работоспособности воспитанников в  продуктивной деятельности с применением нетрадиционной техники с использованием макарон, являются почетные грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты, ценные призы.

Считаю, поставленные цель и задачи при проведении коррекционно - воспитательной работы  по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях художественно - эстетического цикла с использованием нетрадиционных техник полностью раскрыты и достигнуты, отвечают всем требованиям, дают свои положительные результаты, поэтому я продолжаю применение макаронных изделий на занятиях.

Слайд 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллекта

Анализ результатов исследования показал, что у младших школьников с умственной отсталостью без специальной коррекционной работы по развитию мелких мышц рук и совершенствованию навыка выполнения графич...

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"...

СТАТЬЯ "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Статья "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...