Историко-бытовой танец
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Историко-бытовой танец

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_istoriko_-_bytovoy_tanets.docx58.64 КБ

Предварительный просмотр:

                      МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                          ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                               ДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

                    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

                                                            МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

                              «Историко  – бытовой танец».

                                                 Педагог дополнительного образования

                                                                      Бабенко Тамара Ефимовна

                                                 

                                                               Кореновск 2017 г.

                                                                                      Содержание:

1.Введение. История развития и совершенствования историко – бытовых танцев.

2.Основная часть. Характеристика и разучивание историко – бытовых танцев по годам обучения и степени сложности.

3.Заключение. Место и роль историко – бытового танца в современной системе непрерывного художественного образования.

4. Список литературы.

1.Историко-бытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.

Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д.

        В XVI в. итальянские и французские танцмейстеры, создавая технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия - поклоны и реверансы. Соблюдение всех этих правил не только в танце, но и в быту, считалось признаком благородного происхождения и высокого общественного положения. Живые и непосредственные движения народных танцев считались дурным тоном.

        Установленному в обществе церемониалу соответствовали и костюмы. Мужчины носили камзолы, плащи (не полагалось снимать) и шляпы, которые снимали, перекладывали и снова надевали во время танца. Дамы носили платья с очень длинными шлейфами (до 5 метров), со множеством складок и сложные головные уборы. Общий стиль костюма был пышный и тяжелый, он связывал и не давал свободы движениям.

        В прошлые века одной из основных форм развлечений знати были балы и маскарады. Бал - (от лат. ballare - танцевать и франц. bal), большой танцевальный вечер. В Европе традиция светских балов формируется XIV в., и вскоре балы становятся неотъемлемой частью придворных празднеств. В XV-XVII вв. манеры,  правила поведения и весь танцевальный этикет подвергались строгой регламентации. Огромная роль на балу отводилась распорядителю (церемониймейстеру). Работа у него  была почетной  и ответственной: от него зависело, будет ли бал иметь успех. Распорядитель старался проявить максимум фантазии и виртуозности, чтобы разнообразить танцевальные фигуры и доставить радость гостям. Он должен был «оживлять общество личной веселостью и расположением духа». (1895 г.) В его обязанности входило: составление пар, указание кому надлежит открыть бал,  распределение бального пространства и поддержание порядка в зале. Отступления от правил были предосудительны.

        Естественно,  танцы на этих балах были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати. Но торжественный характер этих танцев, вызывает желание разнообразия даже в движении колонн по залу. В танцы стали привносить различные прыжки, подскоки, скользящие шаги. Пробуждался массовый интерес «скучающего» дворянства к танцам как форме отдыха и увеселения. Танец как эстетически развитая форма досуга – отныне жизненная необходимость высших слоев общества. Честь и хвала тем французским королям, которые собственным примером и властью, расчетом и богатством сумели лучшие эстетические и этические традиции «галантного века» передать нам.

Истории известны блестящие балы и маскарады во времена царствований Карла IX, Генрихов III и IV, Людовиков XIII и XIV. Отделение народного и придворного танцев началось уже с конца XV в., сначала в Италии, затем во Франции. Возникают первые трактаты о танцах, делаются попытки описания шагов и прыжков. В XVII-XVIII в. в танцах аристократов (менуэт, скорый менуэт, гавот) пропадает естественность движений (именно в это время появляются законы постановки рук и ног, регламентация движений корпуса – все, что вошло в классический балет). На балах XVIIв. представления о красоте линий были сведены к принципам балета – грациозностью на балах считалась выворотность ног, руки необходимо было держать округленными: поднятые или опущенные, они должны были быть одинаково скруглены в локтях, кисть собрана, большой палец отведен под ладонь напротив среднего пальца.

        В начале XIX в. завоевывают популярность новые легкие и более непринужденные танцы (полонез, вальс, экосез, кадриль, котильон, полька, мазурка), которые становятся общеевропейскими бальными танцами.

...В допетровской Руси так называемых «салонных танцев», как в Западной Европе не было. В теремах водили женские хороводы, а в народе процветали пляски. Вообще, отношение к «пляскам и гульбе»  было настороженное. Перелом произошел при Петре I, который стремился приобщить максимальное количество людей к достижениям европейской цивилизации, желал «не просто заимствовать, перенимать, а создавать свое, оригинальное, объединяющее самобытное с западным». Благодаря преобразованиям Петра был отменен запрет на танцы в рамках светского общения. Сам Петр, его супруга Екатерина и дочь Елизавета принимали участие в танцах и, по словам современников, танцевали очень грациозно.

В 1718 г. был издан указ о введении ассамблей, т. е. собраний - балов. Основным развлечением на ассамблеях были танцы, в которых принимали участие и пожилые люди. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам, отказываться было не принято.

По новым правилам Петровских ассамблей, каждому хозяину знатного дома полагалось время от времени освобождать место для танцев, игр и развлечений. Неумение танцевать становится позорным, и потому бояре выписывают себе учителей танцев и «светских обхождений», обязанности которых были очень обширными. Танцмейстер должен был обучить танцам (менуэт, полонез, контрданс, павана, куранта, англез) и одновременно преподать хороший тон.

К концу XVII – началу XVIII вв. окончательно складывается такая форма времяпрепровождения, как  балы. Танец всеми признан как очень приятное, незаменимое развлечение. Бал становится одной из важнейших частей общественной жизни. Это место встречи и общения. Ведь домашние визиты накладывают массу ограничений в поведении, к тому же для визита непременно нужно какое-нибудь дело. А на балах можно встречаться просто так,  и это будет «прилично».

Из всех возможных способов времяпровождения бал оказывается наиболее популярным. Ведь прогулка аристократа не дает возможности для общения, потому что совершается, как правило, в карете; охота также неудобна, т.к. связана с сидением на лошади. Театр - превосходная выдумка, там можно все - демонстрировать туалеты, вести беседы в глубоких ложах, кокетничать, флиртовать.  Но, к сожалению, все это надо делать помимо основного занятия - созерцания зрелища. И лишь бал позволяет хоть немного проявить свою ловкость и изящество, а также свободно «выйти в свет».

Петровские реформы сделали жизнь общества более гармоничной; уже не нужно было скрывать желание развлечься. Ведь бал - это не только танцы, но и игры - вначале шахматы, затем русское общество очень полюбило карточные игры. Это и своеобразный клуб, где можно было пообщаться со знакомыми; это и брачная контора, где решались судьбы виднейших династий России. Общение было не менее важной составляющей бала, чем танцы. На балах завязывались знакомства, решались вопросы службы и карьеры, формировалось общественное мнение.

Танец эпохи барокко (XVIII век) принимает на себя ту роль, которую впоследствии взял на себя спорт: поддерживать культуру тела наравне с культурой духа. От эпохи барокко нам в наследство остался балет - сложное, регламентированное красотой пластических линий искусство, которое требовало специального длительного обучения. В конце XVIII - начале XIX в. танцевальная культура становится важнейшей составляющей светской жизни, а балы - непременным атрибутом дворянского быта. Танец был обязательным предметом в различных учебных заведениях.

В ту пору в  просвещенной Европе танцевали повсюду и так много, что можно предположить, что не было вообще никакого дела, как только танцы во все часы дня и ночи. Различались балы официально-придворные, общественные, семейные. Ради бала шили самые модные наряды, приглашали самых известных музыкантов и организовывали пышные ужины, из-за него перестраивали весь распорядок дня. Не танцевать светскому человеку того времени, а тем более даме, было немыслимо. «Умение танцевать и хореографический талант составляли ценное качество и успех не только на паркете, но иногда и на поприще служебной карьеры». Бал являлся прекрасным развлечением, но требовал больших физических и эмоциональных сил. На балу требовалось безукоризненно выглядеть, контролировать каждое движение и слово и при этом казаться естественным, приветливым и веселым. Наука бального общения требовала долгих лет обучения. Поэтому бальная культура входила в жизнь человека еще в детские годы в виде уроков танцев и посещения детских балов.

2. Позиции ног и рук в историко -  бытовом танце соответствуют позициям классического  танца.

Основные позиции ног в историко-бытовых танцах - I-я и III-я (менее выворотные), v –я позиция почти не применяется, промежуточные - II-я и IV-я.

 1 – й год  обучения.

Знакомясь с детьми, педагог должен прежде всего:

1.Рассказать об историко – бытовом танце, как составной  части программы обучения и дать понятие «историко – бытовой танец».

2.Разучить основные движения историко – бытового танца – «Падеграс»;

- позиции рук и ног;

- положение головы и корпуса;

- поклоны мужские и женские.

3. Разучить основные движения польки;

          - основные положения рук;

          - основные движения танца.

Очень популярным танцем на танцевальных вечерах и балах был падеграс. Для танца характерны небольшие шаги, приседания и фиксированные позы.

Падеграс - (от франц. pas de grase), парный бальный танец со спокойными, изящными движениями, муз. размер  - 4/4. Он был сочинен в России в конце XIX в. русскими балетмейстерами Е. М. Ивановым и А. П. Бычковым. А «иностранные» названия объясняются тем, что в XIX веке французская терминология в танцевальной культуре была столь же традиционной и общепринятой, как латынь в медицине и итальянский язык в музыке. Простота и изящество падеграса обеспечили ему долгую жизнь. Танец занимает 8 тактов. Изучению падеграса должно предшествовать разучивание движений по одному. Каждое па должно быть отточено, неряшливость исполнения недопустима. Следует обратить внимание на плавность перехода от движения к движению, на неторопливые движения рук. Партнерам следует быть внимательными друг к другу при перемене положения в паре.

 Полька.

Старинный чешский танец, а не польский, как кажется из названия. Муз. размер 2/4. Слово «полька» происходит от слова «pulka», что по-чешски означает «половина». И действительно, основное движение этого жизнерадостного танца состоит из двух полушагов, соединенных приставкой.

Бальная полька родилась из народного чешского танца и во многом сохранила его черты. Ни один праздник в Чехии не обходится без задорной и веселой польки. В первой половине XIX в. польку привез во Францию чешский хореограф Йозеф Нэруда.

40-е годы XIX в. были временем бурного увлечения полькой по всей Европе, в т. ч. и в России. Ее успех затмил даже вальс. «Все - от одежды до блюд - стало называться полькой». Жизнерадостность, игривость, легкость, не характерная для танцев того времени, содействовали триумфальному шествию польки по всему миру. Полька соединяет в себе объятия, свойственные вальсу, с невероятной энергией и жизненной силой. Беспечность и легкость - ее природа. Новый танец позволял танцевать спонтанно и только для удовольствия. Впоследствии появились некоторые разновидности этого танца, правда, изначальная полька пережила всех своих наследников.

Подобно всем бальным танцам, созданным на народной основе, полька хорошо приспособилась к новым условиям исполнения в танцевальном зале. Вся ее прелесть неизменна - в веселом ритме, в быстрых и легких подпрыгивающих движениях и поворотах танцующих пар. В польке используются различные фигуры, которыми танцующие могут варьировать по своему желанию.

Музыка этого танца была по достоинству оценена многими композиторами. Темы польки звучат в операх, симфонических и камерных произведениях. Иоганн Штраус-сын, несомненный «король вальсов» стал еще и «королем полек» (163 сочинения). Прекрасные польки есть у Чайковского, неповторима «Итальянская полька» Рахманинова.

Полька прочно вошла в танцевальное искусство многих народов. Она видоизменялась, приобретая национальную окраску, но всегда в ней оставалось сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского. Народный танец полька есть у сербов, словаков, венгров, поляков. Большинство танцев Прибалтики построены на основе польки. Это тоже сыграло большую роль в распространении бальной польки по всему миру. Существуют польки немецкая, финская, шведская и даже бразильская.

Полька и сейчас популярна, ее танцуют на конкурсах, балах, танцевальных вечерах. Полька часто встречается на сцене, где она исполняется иногда даже на пальцах. При сценическом исполнении шаги польки делаются более мягко. Все движения в польке выполняются на низких  полупальцах.  Колени не натянуты, свободны. Шаги делаются стаккатирующим движением, сверху. Они должны быть небольшие, легкие. Не следует слишком прыгать, иначе движения будут грубыми и не отразят характера музыки. Голову во время исполнения можно поворачивать к той ноге, которая делает шаги вперед или назад. Часто дети во время исполнения польки поднимают плечи, помогают себе движениями корпуса. Надо следить, чтобы корпус и руки были неподвижными.

2 – й год обучения.

На  2-м  году обучения от учащихся требуется более высокая техника исполнения, усложненная координация, выразительность и музыкальность. Особенно важно добиться общения партнеров в паре, соблюдения четкого рисунка танца.

1).Фигурный вальс.

-основные положения рук, ног;

- основные движения фигурного вальса

  2). Русский лирический.

- основные положения рук, ног;

- основные движения русского лирического танца.

  3).Кадриль.

- основные положения рук, ног;

- основные движения кадрили.

1)Непременным атрибутом и королем балов стал вальс! Сколько упоительной свободы в плавном движении! Вальс стал способом раскрепощения от условностей, которые еще по-прежнему были основой общественной жизни. Балы и танцевальные вечера XIX в. отражены во многих классических произведениях русской литературы, особенно в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Войне и мире» Л. Н. Толстого.

Танцевальный вечер - это не только дамы и кавалеры, летящие в танце, но и декольтированные платья, веера, фраки, лайковые перчатки, шарфы, маски, улыбки и нежный взгляд, поклон и поцелуй руки.

Фигурный вальс. Бальный танец конца XIX в. Муз.  размер 3/4, темп умеренно быстрый. По праву относится к танцам бальной классики. Изучая его, исполнители проходят необходимую «школу» пластики, приобретают хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, красивые движения рук. В настоящее время видоизменен и очень популярен на танцевальных вечерах и балах. «Фигурный» - это вальс, в композицию которого помимо основных движений – дорожки и вращения -  входят различные элегантные элементы и па. Танец состоит из 4-х фигур и занимает 32 такта музыкального сопровождения. Используются такие движения: вальсовая дорожка, припадания,  вальсовые повороты под рукой, балансе, правый и левый  вальсовые повороты.

2)Русский лирический танец. Парный бальный танец советской программы, муз. размер 2/4, темп 32-34 т/мин, определенной композиции на 16 тактов. В основе танца лежит обычный «русский шаг» с паузой, а сам танец подкупающе прост и приятен. Исполняется на танцевальных вечерах и балах.

Корпус в этом танце всегда прямой и спокойный. Иногда голова скромно наклоняется и поворачивается к правому или левому плечу. Девушка в русском лирическом как бы плывет, как «пава», движения плавные, придающие танцу впечатление широты и величественности. Только изредка корпус девушки может слегка наклоняться вперед, на правый и на левый бок или, оставаясь прямым, поворачиваться вправо и влево.

У юношей корпус более подвижен. В парном танце исполнители могут слегка отклонять верх корпуса друг от друга, могут наклонять корпус вперед, приглашая к танцу или низко кланяясь широким русским поклоном. В этом танце исполнители смотрят вперед по ходу движения, или поворачивают головы друг к другу, общаясь между собой. Используются такие шаги и движения: переменный шаг, тройной шаг вперед и назад и припадание.

3)Кадриль - (от франц. quadrille - четыре), народный массовый и бальный танец XIX в., темп -  подвижный, муз. размер 2/4. Родиной этого танца считается Англия, из которой он в начале XVIII в. попал во Францию. Своим распространением и популярностью кадриль обязана Парижу. Французы изменили танец по своему вкусу, не забыв прибавить слово «французская». В 70-х гг. XIX в. становится модной английская кадриль лансье.

В традиционной кадрили участвовали 4 или 8 пар, которые образовывали четырехугольник - carre.  Если пар было больше, располагались в несколько каре. (В средние века кадриль - это небольшой отряд всадников, участвующих в турнире, располагавшийся по четырем сторонам отведенного для поединка места). Вероятно, военное происхождение кадрили объясняет ее популярность среди офицеров в начале XIX в. Позднее выстраивались две линии, и каждая линия пар поочередно танцевала каждую фигуру кадрили.

В кадрили было 6 фигур, они включали шассе, подъемы на полупальцы, галоп, переходы. Фигуры кадрили требовали оживленного, грациозного и изящного исполнения. Распорядитель бала мог по своему усмотрению создавать различные танцевальные построения. Танцевальная техника исполнения кадрили была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными.

Старинная французская кадриль была центром внимания и основой каждого бала. За один вечер ее могли исполнять несколько раз. Качество исполнения было серьезным испытанием для танцующих, за кадрилью следили все глаза зала! Кадриль имела и воспитательное значение: она приучала к хорошим манерам, умению музыкально, четко и непринужденно двигаться.

На протяжении двухсот лет танец претерпел немало изменений: упростились фигуры, появились обычные повседневные шаги. Кадриль превратилась в танец отдыха, необходимого среди быстрых вальсов, галопов и полек.

В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений и название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Различается кадриль квадратная, линейная, круговая. Исполняется на танцевальных вечерах и балах. Кадриль начинается с выхода пар, которые идут одна за другой.  Обойдя круг, танцующие делятся пополам на равное,  четное количество пар и выстраиваются в две линии, лицом к середине сцены. Это построение в две линии сохраняется в течение всех фигур: то пары линиями двигаются друг к другу, то девушки переходят в другую линию, к юношам противоположных пар, то парни в центре обходят дуг  друга, затем возвращаются на свои места.

3 – й год обучения.

1).Полонез.

- основное положение рук,

- основные движения.

2).Вальс – гавот.

- основное положение рук,

- основные движения.

Открывался бал полонезом, он в торжественной функции первого танца сменил средневековый менуэт.

«Полонез» («polonaise») по-французски означает «польский». В старину он назывался «великим», «пешим» танцем. Это польский торжественный танец-шествие, произошел от народных массовых танцев – прогулок. Муз. размер ¾, основная ритмическая фигура в аккомпанементе: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/73/Polonaise-rhythm.png/450px-Polonaise-rhythm.png

Типичный ритм полонеза.

            Корпус во время исполнения держится прямо, голова поднята высоко. Одним из первых  элементов обучения  является  танцевальный шаг (обратить внимание на плавность и легкость опускания ноги с вытянутого носка на всю стопу).  В паре ведущим является партнер, а девочка стоит чуть впереди него. Движение сначала следует разучивать, переступая на месте, и только потом – передвигаясь по кругу. Шаги должны быть небольшие, плие плавное, без резкого опускания вниз. Надо следить, чтобы учащиеся не шаркали ногами по полу, чтобы корпус не «отставал» от ног, не наклонялся в стороны. Движение вперед должно быть торжественным: не вялым, но и без лишней суеты. Танцующие движутся плавно, величаво, слегка приседая на 3 – й  четверти каждого такта.

 Получил известность еще в XVI в. как церемониальный придворный танец. В те давние времена его скорее «представляли», чем танцевали. Придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка; такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. В России его называли «ходячий разговор», т. к. во время танца исполнители могли вести беседу. В отличие от большинства салонных танцев 1-й пол. XVIII в. полонез не сдал своих позиций в последующие эпохи и прочно занял место первого, «императорского» танца на всех балах.

Этим танцем хозяин дома открывал всякий бал. Кавалер первой пары (с самой почетной дамой) был ведущим и отличался исключительной отточенностью движений. Первая пара задавала движения, которое повторялось всей колонной. Начавшись во дворце, танец продолжался «тысячью прихотливых извивов» через все апартаменты, в саду или в отдаленных гостиных, где движения становились более раскованными. Полонез «вовсе не был бессмысленной прогулкой, все общество наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, знатным, пышным, учтивым. Танец был постоянной выставкой блеска, славы, значения». (Ф.Лист)

Полонез создан  с целью привлечь внимание к мужчине, подчеркнуть его щегольской вид и гордую осанку. Сначала его танцевали только мужчины. Даже само название танца в оригинале - Polski - мужского рода. В ту пору великолепные ткани, драгоценности и яркие цвета были распространены у мужчин не меньше, чем у женщин. Особого умения требовало снимать во время полонеза головной убор, перекладывать его из одной руки в другую, прикасаться к эфесу сабли и т. д.

          Шаг танца мягкий, изящный и неизменяющийся (несмотря на причудливость и сложность всей композиции), с глубоким плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. Соединенные руки кавалера и дамы высоко не поднимались. Корпус танцующих слегка развернут к партнеру, лица партнеров также обращены друг к другу, и это положение сохраняется на протяжении всего танца. Корпус должен оставаться строго подтянутым, осанка - горделивой, шаги чередуются с плавными приседаниями и поклонами. Все исполняется с чувством большого внутреннего достоинства и такта. В танце нет быстрых или замысловатых движений, но вместе с тем ни один танец не требует такой строгой собранности, как полонез. Здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть, самая легкая неуверенность в ногах, малейшее непопадание в такт. Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят!..

После того, как хозяин дома торжественно открыл вечер, всякий из гостей имел право занять его место с его дамой и стать таким образом во главе кортежа. Дамы, меняя кавалеров столько раз, сколько новых кавалеров приглашало первую из них, следовали в том же порядке, кавалеры же сменяли друг друга, и случалось, бывший в начале танца впереди мог оказаться последним. Кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми фигурами, которые он заставлял проделывать.

Роль полонеза состояла не только в представлении гостей друг другу, но и в создании определенной атмосферы: «польский» помогал настроиться на танцевальный вечер, который требовал большого хореографического мастерства.

         Парадный танец аристократических балов увековечил себя и в музыке; блистательны полонезы Шопена, Глинки, Огинского! Полонез встречается в опере Чайковского «Евгений Онегин», «Иван Сусанин» Глинки. В отличие от других танцев, мелодии которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром.

Желая внести в программу бала разнообразие и новизну, танцмейстеры изобретали смешанные формы, соединяя движения наиболее распространенных танцев. Так появились полька-мазурка, вальс-мазурка, вальс – гавот и др.

2).Вальс – гавот. Бальный танец, созданный в ХХ в., когда большим успехом пользовались комбинированные композиции. Состоит из двух частей: гавота и вальса. Связующим звеном является поклон. Муз. размер первой части - 4/4, второй - 3/4. Исполняется на танцевальных вечерах и балах. И музыка и хореография очень изящно объединены в единое целое. После медленного гавота следует довольно быстрый вальс. От исполнителей требуется мягкость, плавность переходов, музыкальность. Танец не должен делиться на две разные части, он должен оставлять впечатление единого целого. Учить этот танец  лучше старшим учащимся, небольшими частями, тщательно отрабатывая движения.

 Во второй половине XVIII в. бальные танцы прочно входят в русский быт, а в XIX в. Россия становится одним из самых крупных хореографических центров Европы. Многие бальные танцы, созданные за рубежом, обрели в России вторую родину. Начиная с Петровской эпохи во всех государственных и частных высших и средних учебных заведениях, военных школах, иностранных пансионах танец был обязательным предметом. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели их исполнять в благородной манере. Это объяснялось тем, что учителями бального танца чаще всего были крупнейшие мастера русской балетной сцены, прославленные балетмейстеры и артисты (А. Глушковский, А. Новицкая, Л. Стуколкин и мн. др.)

3. Однако в европейских странах в высшем свете сохранялась традиция проведения балов. В Советском Союзе сама идея подобных балов представлялась невозможной, однако даже здесь культурная память давала о себе знать: выпускные школьные танцевальные вечера неизменно назывались «балами» выпускников.

Сегодня культура светских балов вновь возрождается; танцевальные вечера, салоны и балы становятся все более популярными. Как и раньше, на них встречаются, знакомятся и общаются (на них можно прийти даже одному). Танцы, блиставшие в прошлых веках и исторически исполняемые на балах, вновь интересны и модны, во многом благодаря своей доступности, «нетребовательности», элегантности и красоте.

Культура балов снова востребована, а словосочетание «бальные танцы» приобретает свое первоначальное значение.

Историко – бытовой танец дает возможность практически познать историческое развитие танца. Особенно выступают такие его возможности, как  воспитание культуры общественного поведения, гармоничное развитие личности и стимуляция познавательной деятельности.

Для успешного освоения историко – бытовых танцев, рекомендуется разыгрывание бытовых хореографических сцен. Например, «Бал Наташи Ростовой», «Вальс Татьяны и Онегина», «Ассамблея эпохи Петра 1» и т. д. Создание образа является составной частью освоения историко – бытового танца, т. к.  исполнителю приходится перевоплощаться в исторические образы, «проживать» определенный отрезок времени в предлагаемых конкретных исторических эпохах. Такой прием будит фантазию, стимулирует творчество учащихся, способствует развитию артистичности, создает условия для творческого развития личности.

Методическая разработка помогает педагогу использовать различные методы и приемы для усвоения тем по историко – бытовому танцу, при постановке танцевальных композиций для разных возрастных групп. Методический материал помогает не только формировать у учащихся  знания, умения и навыки, но и способствует  применению их  на практике.

         4.  Список  литературы:

  1. Нарская  Т. Б. Историко – бытовой танец.  Челябинск, 1996 г.
  2. Воронина И.   Историко – бытовой танец.  Москва, «Искусство»  1980 г.
  3. Васильева – Рождественская М.  Историко – бытовой танец. Москва, «Искусство»  1963 г.
  4. Еремина Н.  Роман с танцем.  Сантк – Петербург, «Танец»  1998 г.
  5. Колесникова А.  Бал в России. Сантк – Петербург, «Азбука – классика»  2005 г.

                                                             

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭТОТ ТАНЕЦ МНОГОЛИКИЙ» Сценарий разработка отчётного концерта по историко – бытовому и современному бальному танцу

      На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества.        Исторический танец занял значительно...

Историко-бытовой танец 16-17 века

Историко-бытовыми считаются  танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения.Историческими они названы как танцы прошлого...

Программа по учебному предмету Историко-бытовой танец.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"....

Историко-бытовой танец Гальярда

Гальярда (музыкальный размер 3/2,3/4, 6/8) — старинный танец итальянского происхождения, распространенный в Италии, Англии, Франции, Испании, Германии. Это веселый и живой танец берущий свое начало в ...

Методическая разработка "Проведение занятия по теме "Историко-бытовой танец"

Методический материал будет интересен педагогам по хореографии, концертмейстерам при подготовке к тематическим занятиям....

Рабочая образовательная программа предмету Историко-бытовой и современный бальный танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8715611","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...

Программа внеурочной деятельности "Историко-бытовой танец"

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышлени...