Программа внеурочной деятельности "Историко-бытовой танец"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Плотникова Олеся Александровна

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография, как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriko-bytovoy_tanets.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань

 «Общеобразовательная средняя школа №3»

           

Согласовано                                                                                            Утверждено

Заместитель     директора                                                                      Приказ №___

по ВР    МБОУ ОСШ №3                                                           от  «__» августа 2015 г.

__________ /И.Б. Зинковская/

«____»  __________ 2015 г.                                                                      

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Историко-бытовой танец»

(общекультурное)

5 класс

Плотниковой О.А.,

педагога-организатора

                                                     Возраст детей: 10 – 12 лет

                                                  Срок реализации: 1         год

г. Нягань

2015-2016 учебный год   

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография, как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания толерантности. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Данная программа ориентирована на работу с детьми, не зависимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Она дает возможность всестороннего развития личности ребенка. Чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.

Цель: дать учащимся знания, умения, навыки историко-бытового танцевального искусства.

Задачи:

- познакомить с такими жанрами хореографического искусства как: классический танец, историко-бытовой танец;

- формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному;

- развить музыкальные способности детей;

- распознать в ребенке потенциальные возможности и оказать помощь ему в их развитии;

- развивать творческие, индивидуальные способности духовного мира ребенка;

- развивать творческую активность, самостоятельность, выносливость, упорство, трудолюбие учащихся;

- воспитать нравственно-этические чувства.

        Основное обучение в хореографическом ансамбле – это органичное единство развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетического образования.

        Главное в ансамбле – создание творческой увлеченности искусством, впечатления, развитие способностей, а так же четкое соблюдение техники безопасности, режима труда и отдыха.

        Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения.

        Умение красиво двигаться, танцевать, понимать и чувствовать музыку одновременно формирует и развивает эстетический вкус и идеал. Создание эстетических ценностей по законам красоты в искусстве и вне его (в быту, труде, поведении, поступках), необходимых во многих профессиях.

        Отличительная черта программы от уже существующих – это новизна методов и приемов обучения основанные на личном опыте.

        Игровая мотивация, эмоциональная атмосфера на занятиях, организованные по законам искусства, педагогическое мастерство, драматургия как личностная модель творчества.

        В программе так же используются методы обучения: Т.В.Пуртовой, А.Н.Беликовой, О.В.Кветной.

        Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания хореографии предусматривает следующие виды занятий:

- обучающее;

- тренировочное;

- коллективно-творческое;

- постоновочно-композиционное занятие;

- контрольное занятие;

- итоговое занятие;

        В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога, детей, родителей.

РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН

пп

Название танца

Примерная дата

1.

Падеграс

Сентябрь – декабрь

2.

Вальс

Январь – май

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ пп

Разделы программы

Количество часов

общее

теория

практика

1.

Урок гражданственности. Вводное занятие

1

1

-

2.

Проверка способностей. Тестирование

1

15 мин

45 мин

3.

Классический танец

7

4.

Композиционно-постановочный практикум

15

6.

Контрольно-итоговые занятия

1

15 мин

45 мин

7.

Историко-бытовой и бальный танец

10

Итого:

35

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

  1. Вводное организационное занятие

Цели и задачи: воспитание патриотических чувств. Беседа о культуре поведения, внешнем виде на уроке. Беседа об истории танца. Основные задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Сбор анкетных данных кружковцев.

  1. Классический танец

Цели и задачи:

- развитие выразительности и музыкальности на уроках классического танца;

- привитие художественного вкуса и строгой манеры исполнения движений классического танца.

2.1. Работа над постановкой корпуса, ног, рук, головы в экзерсисе у станка и на середине.

а) Экзерсис у станка:

- dtmi plie и relieve на пальцы во всех позициях;

- battement tendu;  

- rond;

2.2. Развитие устойчивости, развитие балетного шага.

2.3. Изучение и усвоение движений на полупальцах.

2.4. Изучение поворотов у станка и на середине.

в) Экзерсис на середине зала:

- маленькое adagio (tan lie. Port de bras в различных комбинациях и позах);

- battement tendu;

- rond;

2.5. Освоение новых упражнений в экзерсисе у станка и на середине зала.

- double pa assemble в позах;

- tour на середине зала;

- glissade en tournament en dehors et en dedans по ½ по прямой и по диагонали;

- pa schene tour  en dehors (по диагонали).

2.6. Изучение прыжков и исполнение их в танцевальных комбинациях.

Теория: знание исполнения отдельных движений и предупреждение наиболее часто встречающихся ошибок в исполнении того или иного па, знание терминологии.

Практика: комбинации, экзерсис, этюды, вращение и туры, танцевальные позы и т.п.

8. Изучение танца и его направлений

        Учебный год делится на два этапа:

- Элементы классического танца;

- Элементы историко - бытового танца;

        Классический экзерсис меняется в соответствии с уровнем подготовки.

        Элементы историко-бытового танца меняются в соответствии с репертуарным планом.

Универсальные учебные действия.

Личностные.

  1. Развитие силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировку в пространстве.
  2.  Укрепление органов дыхания и кровообращения.
  3.  Тренировка вестибулярного аппарата.
  4. Реализация своих способностей.
  5. Приобретение разнообразных знаний и опыта, как основы для жизненного самоопределения.
  6. Воспитание дисциплины и самодисциплины.
  7. Воспитание трудолюбия, терпения, упорства в достижении результата.

Коммуникативные.

  1. Формирование способности к рефлексии, самооценке; созданию условий для правового поведения и компенсации нарушений общения в семье, школе.
  2. Проявление инициативы и активности в совместной деятельности.
  3. Проявление уверенности в себе, самостоятельности, открытости, помощи и взаимовыручки при общении в коллективе.

Регулятивные.

  1. Уметь устанавливать правильные взаимоотношения учащихся с педагогом.
  2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  3. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
  4. Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты.
  5. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.

Познавательные.

  1. Изучение возможностей человеческого организма, его анатомических особенностей, связанных с хореографией.
  2. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств.
  3. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения заданий.
  4. Приобщение к многообразию традиционных культур мира, толерантности, через знакомство с народными танцами.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.

        

        Проверка результативности может быть проведена в форме конкурсно-концертной деятельности, тестирования, использования активных методов работы по самоанализу, наблюдения.

        «Анкета воспитанника» - форма в приложении 1.

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

        Итоги подводятся в форме проведения КТД (коллективно-творческих дел),   мероприятий, отчетного концерта и участия в городских акциях, конкурсах, фестивалях.

        Основной  формой подведения итогов  является «Оценка возможностей».

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешного проведения занятий требуется определенное материальное обеспечение.

  1. Хореографический зал, оборудованный станками и зеркальной стенкой.
  2. Компьютер, колонки.
  3. Скакалки.
  4. Костюмы соответствующие исполняемым номерам и необходимые атрибуты.
  5. Костюмерная.

Список литературы

  1. «Вестник образования» Август №15 2003г.
  2. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №6 Москва 1988г.
  3. И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова «Гимнастика для детей» Санкт-Петербург «Сова», Москва «ЭКСМО» 2004г.
  4. Е.Г. Попова «Общеразвивающие упражнения в гимнастике» Москва «Терра спорт» 2000г.
  5. Б.В. Сермеев «Спортсменам о воспитании гибкости» Москва «Физкультура и спорт» 1970г.
  6. О.В. Ерохина «Школа танцев для детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2003г.
  7.  Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать» Москва ГИЦ «Владос» 2004г.
  8. А.Т. Брыкин «Гимнастика» Москва «Физкультура и спорт» 1971г.
  9. Кристофер Освальд, Стенли Баско «Стретчинг для всех» Москва «Эксмо-пресс» 2002г.
  10. В.А. Звездочкин «Классический танец» Ростов-на-Дону «Феникс» 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Ритмика и танец" (1-4 класс)

Программа курса "Ритмика и танец" предназначена для занятий хореографией с учащимися 1-4 классов....

Программа внеурочной деятельность "Ритмика и танец" 1-4 классы 2014-2015 уч. год

Программа внеурочной деятельность "Ритмика и танец" 1-4 классы 2014-2015 уч. год. 1 час в неделю, 34 часа в год....

Программа по учебному предмету Танец.

Дополнительна предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"....

Рабочая образовательная программа по предмету Классический танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8716047","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УЛЫБКА. РИТМИКА И ТАНЕЦ»

Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Улыбка. Ритмика и танец» имеет художественную направленность и предназначена для реализации на базе МОУ ДО «...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Казачий танец"

В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о казачьих традициях, среди которых выделяются свободолюбие...

Программа внеурочных занятий "Танец - искусство души"

Педагогический проект по внеклассной творческой работе ко Дню танца для учащихся 5 классов....