ЗАГАДКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА_ПРОГРАММА_ПЛАНИРОВАНИЕ
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_rech_etiket_programma_planirovanie.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 640 Приморского района

Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Загадки речевого этикета»

на 2017-2018 учебный год

Рекомендовано к использованию                          «Утверждаю»

Педагогическим советом                                        Директор                  Бернацкая В.А.

ГБОУ  школа № 640

Автор

Держиева О. А.

Санкт-Петербург

2015 г.

Внеурочная деятельность по ФГОС.

Кружок «Загадки речевого этикета»

(68 часов)

Пояснительная записка

        Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.

        В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.

        Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

        Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

        На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью.

        Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

        Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

        Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Основные методы и технологии

технология  разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология  обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

                                                          Содержание программы

                                        1 год обучения (68.)

Раздел 1

Секреты устной речи. Загадки происхождения  русского этикетного слова

        

        В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

        Изучаются подробно темы, используются шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, делают презентации.

        Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.  Сочиняются и разыгрываются этюды. Дети работают в предлагаемых обстоятельствах, т.е. осваивают речевые ситуации.

Раздел 2

Словообразование. Этимология. Лексика. Фразеология.

        Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 3.

Секреты письменной речи. Секреты морфологии и синтаксиса

        

        Проводятся исследования данных тем, учащиеся  используют тексты художественных произведений, используют зачины и концовки писем в частной переписке.

        Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, решают шарады, кроссворды, проводят викторины,  развивающие игры.

Календарно-тематическое планирование

(68 часов, 2 часа в неделю, по 40 минут)

№ п/п

Дата

Название темы

1

О речевом этикете, о речевой ситуации, о правилах речевого этикета

2

Зачем нужны правила речевого этикета

3

Речевые правила доброжелательности

4

Как правила речевого поведения регулируются речевым этикетом

5

Речевой этикет и народные обычаи

6

Речевой этикет как средство снятия речевой агрессии

7

Приемы речевого этикета, располагающие к себе собеседника

8-12

Знаем ли мы формулы речевого этикета. Игровые этюды. Сцены: приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, обращение, знакомство, сочувствие, утешение, соболезнование, просьба, приглашение, совет, комплимент, одобрение.

13

Набор общепринятых этикетных выражений.

14

Роль междометий в речевом этикете.

15

Примеры, иллюстрирующие уместное и правильное употребление речевых формул.

16

Разыгрывание сценки «В автобусе», «На вокзале», «В метро» и др.

17

Этикетные формулы выражения согласия и несогласия (возражения)

18

Бессловесные этюды с беспредметным действием (азы актерского мастерства)

19

В какой речевой ситуации ( кто-кому-о чем- где- когда - почему-зачем) уместен выбор того или иного средства благодарности? Разыгрывание сценок из школьной жизни.

20

Этикетные формулы извинения.

21

Инсценирование басен («Волк и Ягненок», «Стрекоза и муравей» и др.)

22

Специфика обращения к собеседнику.

23

Обращение – самый яркий этикетный знак.

24

Этюд «Телефонный разговор» в разных речевых ситуациях.

25

Общение вербальное и невербальное.

26

Этикетная роль мимики жестов, позы и телодвижений.

27

Эпитеты к словосочетанию «выражение лица».

28

Этюды «Десять масок»

29

Язык жестов

30

Сценки из книги И.Горелова и В.Енгалычева «Безмолвной мысли знак»

31

Искусство расшифровки жестов и телодвижений (азы сцендвижения, поиски мизансцены тела)

32

Роль жестикуляции в речевом общении разных народов.

33

Инсценирование (сцены из «Муму» И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

34

Интонация и культура речевого общения

35

Смыслоразличительная, эмоционально-экспрессивная, этикетная роль интонации (доказать на примерах этот тезис)

36

Ударение – интонационный центр речевого высказывания (интонационный рисунок)

38

Эмфатическое ударение, выражающее чувство говорящего (азы сценречи)

39

Для чего используют звуковые повторы в речи (упражнения по технике речи)

40

Речевой этикет как средство снятия речевой агрессии

41

Защитные средства в общении.

42

«Краткое руководство к риторике» М.В.Ломоносова.

43

Разночтение слов в звучании и написании

44

Этимология слов. Работа со словарями

45

Знакомство с энциклопедическим словарем  Ф.А. Брокгауза и И. А.Евфрона

46

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

47

Зачем нужно знать алфавит

48

В чём особенность употребления слова в художественном тексте

49

О роли знаков препинания в письменном тексте К.Г.Паустовский и М.И.Цветаева

50

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

51

Какими бывают побудительные предложения.

52

В чём секрет глагола и его форм.

53

Игра в синонимы и антонимы

54

О чём рассказывают фразеологизмы

55

Фразеология в художественных произведениях.

56

Риторические вопросы (игра)

57

О роли авторских ремарок в драматических произведениях

59

О чем рассказывает слово (см. словарь символов)

60

Эпистолярные жанры.

61

Современное письмо.

62

Зачины и концовки писем.

63

Дружеские послания – поздравления

64

Акростих – поэтическое обращение (азы стихосложения)

65

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

66

Европейская форма «Вы» и русские формы «Ты»  (Отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство»)

67

Словообразовательные гнезда имен.

68

Рекомендации путешествующим

Список литературы для педагога

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г.

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007 г.

Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

Список литературы для учащихся

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.

Выполнено логопедом Проскуриной  М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Загадки речевого этикета»

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении л...

Загадки. Логические загадки с подвохом

Загадки. Логические загадки с подвохом...

Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – на...