РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Загадки речевого этикета»
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_rechevogo_etiketa.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 640 Приморского района

Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Загадки речевого этикета»

на 2015-2016 учебный год

Рекомендовано к использованию                            «Утверждаю»

Педагогическим советом                                           Директор                  Бернацкая В.А.

ГБОУ  школа № 640

Автор

Держиева О. А.

Санкт-Петербург

2015 г.

Внеурочная деятельность по ФГОС.

Кружок «Загадки речевого этикета»

34 часа

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы

1 год обучения (34ч.)

Организационное занятие.(1ч.)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел 1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация. 4 ч)

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки происхождения  русского этикетного слова.

6 ч.

 Морфемика. Словообразование. Этимология. (6 ч)

Изучаются подробно темы, используются шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, делают презентации.

Раздел 3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Проводятся исследования данных тем, учащиеся  используют тексты художественных произведений, используют зачины и концовки писем в частной переписке.

Раздел 4

Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология. (5 ч)

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис. 5 ч)

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, решают шарады, кроссворды, проводят викторины,  развивающие игры.

Раздел 6

Речевой этикет.(8 ч)

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.  Сочиняются и разыгрываются этюды. Дети работают в предлагаемых обстоятельствах, т.е. осваивают речевые ситуации.

Название темы

(раздела)

Всего

часов

Дата

План

Факт

1

Речь вербальная и невербальная

1

02.09

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация. 4 ч)

2

Разночтение слов в звучании и написании.

1

09.09

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

16.09

4

Какова роль интонации в устной речи

1

23.09

5

«Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

1

30.09

Загадки происхождения  русского этикетного слова.

(Морфемика. Словообразование. Этимология. 6 ч)

6

Речевой этикет и народные обычаи

1

07.10

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

14.10

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

21.10

9

Этимология слов. Работа со словарями

1

28.10

10

Сказочные превращения.

1

11.11

11

Рекомендации российским туристам

1

18.11

Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация. 5ч)

12

Зачем нужно знать алфавит.

1

25.11

13

Роль междометий в речи

1

02.12

14

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

09.12

15

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

16.12

16

Речевой этикет как средство снятия речевой агрессии

1

23.12

Загадки русского слова (Лексика. Фразеология. 5 ч)

17

Речевые правила доброжелательности

1

13.01

18

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

20.01

19

О чём рассказывают фразеологизмы

1

27.01

20

Фразеология в художественных произведениях.

1

03.02

21

Риторические вопросы

1

10.02

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис. 5 ч)

22

О чем рассказывает слово

1

17.02

23

В чём секрет глагола и его форм.

1

24.02

24

Игра в синонимы и антонимы

1

02.03

25

Какими бывают предложения.

1

09.03

26

 Приемы речевого этикета.  «Золотые» слова -комплименты

1

16.03

Речевой этикет. (8 ч.)

27- 28

Изучаем правила речевого этикета.

2

23.03-06.04

29-30

Формулы речевого этикета.

2

13.04-20.04

31-32

В чем состоит этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений.

2

27.04-04.05

33

О роли обращений.

1

11.05

34

Речевые ситуации

1

18.05

Итого часов: 34

Список литературы для педагога

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

Список литературы для учащихся

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору "В слове, как в зеркале. Культура речевого общения". 5 класс

Рабочая программа курса по выбору "В слове, как в зеркале. Культура речевого общения". 5 класс...

ЗАГАДКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА_ПРОГРАММА_ПЛАНИРОВАНИЕ

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА ЭТИКЕТА»

рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе...

Рабочая программа элективного предмета "Речевой этикет"

Рабочая программа элективного предмета  "Речевой этикет" для 7-х классов...

Рабочая программа курса "Загадки слова"

Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, соверш...

Рабочая программа курса «Русское речевое общение» 10 класс

            Курс "Русское речевое общение" В.М. Шаталовой и О.Н. Зубакиной (10-11 класс) составляет региональный компонент содержания общего образования ...

Программа внеурочной деятельности "Речевой этикет"

Программа внеурочной деятельности "Речевой этикет"...