Патриотическое воспитание и работа с молодежью
проект на тему

Ухинова Софья Базаровна

социальный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_patriot.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Патриотическое воспитание и работа с молодежью»

2013 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

осуществления проекта

 

Наименование

программы

 программа «Патриотическое воспитание молодежи  с. Баргузин на         2011 – 2013 годы» (далее – Программа)

 

Основание для разработки Программы

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы

 

 

Цели Программы

Развитие  системы патриотического воспитания, обеспечивающей поддержание общественной и экономической стабильности в селе, формирование у детей и молодежи  гражданской идентичности, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, толерантности, культуры межэтнических  отношений

 

Задачи Программы

Совершенствование работы патриотического воспитания;

развитие взаимодействия общественных объединений и организаций патриотической направленности с учреждениями системы образования, социальной защиты, средствами массовой информации, творческими и религиозными организациями;

осуществление деятельности по формированию у детей и молодежи гражданской идентичности, патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества;

военно-профессиональное ориентирование молодежи, ее подготовка к военной службе;

совершенствование направлений и форм работы по патриотическому воспитанию молодежи;

 

Сроки реализации

Программы

2013 – 2014 годы

 

 

Объемы и источники

финансирования

 

Объем финансирования Программы за счет средств бюджета

В 2013 и 2014 годах финансирование Программы планируется за счет участия в грантовых конкурсах

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

Модернизация инфраструктуры патриотического воспитания в селе Баргузин:

увеличение количества детей и молодежи, состоящих в патриотических объединениях, клубах:

Годы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Количество человек

50

100

150

 

увеличение охвата детей и молодежи мероприятиями патриотической направленности:

Годы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Количество человек

180

200

300

 

увеличение количества участников поискового движения:

Годы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Количество человек

0

0

10

 

Совершенствование работы по подготовке молодежи к службе в армии:

 

увеличение количества военно-спортивных профильных патриотических  объединений и клубов

Годы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Количество

2

3

4

 

увеличение количества детей и молодежи, прошедших подготовку в военно-спортивных сборах

 

увеличение количества детей и молодежи, получивших спортивные разряды

увеличение количества молодежи, прошедшей подготовку к армии, в т.ч. обучение по системе 5-дневных сборов, обучение по военно-учетным специальностям через привлечение специалистов села

 

Повышение уровня  духовно-нравственной культуры молодежи:

повышение уровня гражданской идентичности;

повышение степени готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества;

совершенствование работы по подготовке молодежи к службе в армии.

 

 

 

 

 I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

 

Настоящая Программа нацелена на совершенствование сложившейся системы, предполагает расширение совместной деятельности государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать этому процессу дальнейшую динамику.

54 процента опрошенной молодежи села считают, что в современных условиях необходимо привлечение внимания власти к проблемам патриотического воспитания.

Ведущим звеном инфраструктуры патриотического воспитания в нашем селе является МБОУ «Баргузинская СОШ». Здесь  решаются задачи по организации мероприятий патриотической направленности, спортивных соревнований и сборов, увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества, развитию кадетского образования, поискового движения, подготовки молодежи к службе в армии, разработке программ, курсов и сборов в сфере патриотического воспитания.

Сегодня школа согласует деятельность структур села патриотической направленности, осуществляя межведомственное взаимодействие с Общественной организацией «Комитет ветеранов»  администрации МО «Баргузинское», казачеством,  Управлениями образования и культуры, отделом полиции и другими. В 2012/13 году  Управляющим Советом школы было проведено ряд мероприятий с общим охватом  более 1000 человек в целях формирования качеств гражданина-патриота и ориентирования на выбор профессии для работы в правоохранительных структурах и службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Среди них: молодежный поход «Марш Памяти – 2013»,  акция «Георгиевская ленточка», смотр песни и строя, военно-спортивные  показательные выступления клубов села, спортивно – массовое мероприятие «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», встречи с ветеранами войны и труда, тимуровская помощь престарелым, экскурсия – беседы  в школьном музее.

Совместно с ветеранскими организациями и отделом архива планируется  работа по расширению поискового движения, увековечению памяти защитников Отечества, по увеличению охвата молодежи и их привлечению участия в мероприятиях патриотической направленности.

В патриотическом воспитании задействован и такой социальный институт, как музей Баргузинской школы, единственный на селе музей. В музее есть экспозиции о ветеранах Великой Отечественной войны, подвигах нашего народа. В музее проходят встречи с ветеранами, тружениками тыла, мероприятия, приуроченные к дням воинской славы и памятным датам. Центрами патриотического воспитания также являются  памятник Павшим в Вов, мемориалы братьям Козулиных, командиру партизанского отряда Г.В. Очирову. В системе воспитания духовно развитого молодого поколения большое значение имеет использование государственных символов. Проведение спортивных соревнований, военно-патриотических мероприятий начинается с поднятия государственных флагов и исполнения гимнов Российской Федерации, Республики Бурятия и гимна Баргузина. Элементы символики нашего села  используются при оформлении мест проведения мероприятий, информационных и презентационных материалов, участниками республиканских мероприятий.

Итогом проделанной работы являются занятые призовые места клуба «Патриот» и кадетского класса в республиканских соревнованиях казачьих объединений. Формирование гражданственности и патриотизма молодежи является ключевой задачей нашего Управляющего Совета. Важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности.

 По данным социологического исследования, проведенным Активом старшеклассников, молодежь села не проявляет достаточного патриотического настроя.

К победе нашей страны в Великой Отечественной войне молодежь стала равнодушно относиться: нет самостоятельного добровольного участия в поддержке воинов, в оказании помощи в трудные дни, ухода за памятниками. 75,1 процента отметили именно это. Но почти три четверти опрошенных (74,3 процента) считают, что у современной молодежи есть определенные обязанности перед Родиной.

В исследовании отмечается высокий уровень гражданской идентичности: 100% опрошенных в полной мере ощущают себя гражданами Российской Федерации.

 Уровень толерантности молодежи села к представителям других  национальностей достаточно высок. Результаты социологического опроса говорят об изменении отношения к военной службе: нет стопроцентной боязни службы в армии, как это было буквально несколько лет назад, юноши желают учиться в военных училищах. Однако сохраняется неоднозначное отношение молодежи к службе в армии. Значительная доля юношей (47 процентов) готова служить в армии, имеет патриотический настрой и желание совершенствовать свои личностные качества. В то же время  43 процента склонны такой службы избежать, опасаясь неуставных отношений и дедовщины. 50 процентов родителей учащихся не хотят, чтобы их сыновья служили в армии.

Тем не менее, в селе сохраняется социальный запрос на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания. По мнению молодежи, сегодня необходима модернизация инфраструктуры существующей системы патриотического воспитания. Так, 38 процентов представителей молодого поколения села считают, что сегодня необходимы развитие молодежных объединений, занимающихся патриотическим воспитанием, 36 процентов указывают на необходимость повышения качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, 32 процента - на необходимость привлечения к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, трудовых коллективов. Значительную роль в модернизации инфраструктуры может сыграть расширение существующих спортивно-оздоровительных и военно-патриотических клубов для детей и молодежи.

Трудовые коллективы производственных предприятий и организаций в недостаточной степени включены в процесс патриотического воспитания. Рост количества общественных организаций и подростковых клубов патриотической направленности требует системного подхода в обеспечении их взаимодействия и целенаправленной поддержки со стороны Баргузинской районной  администрации и администрации сельского поселения.

Ключевым партнером нашей программы в духовно-нравственном воспитании молодежи станут Баргузинский дацан и Спассо – Преображенская церковь: это формирование таких социальных ценностей, как прочная многодетная семья, бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих детей, их нравственное воспитание, жертвенный патриотизм, готовность служить своему Отечеству, верность, честность, уважение к власти, воинская доблесть и честь, трудолюбие, уважение к старшим, забота о стариках и больных. Сегодня в полной мере не используются возможности совместных с религиозными сообществами образовательных, воспитательных и реабилитационных проектов для молодежи. Актуальной остается задача более активного привлечения к патриотическому воспитанию граждан с помощью средств массовой информации, возможностей сети Интернет.

 Недостаточная эффективность работы по воспитанию патриотизма приводит к утрате осознания важности патриотического воспитания. Наиболее эффективными мероприятиями по воспитанию патриотизма жители школьного микрорайона считают проведение встреч с ветеранами (52,7 процента), проведение конференций, семинаров, круглых столов по проблемам военно-патриотического и гражданского воспитания (34,4 процента), размещение рекламных щитов, стендов и плакатов патриотической направленности (29,9 процента), уход за памятниками (87 процента ).

Ключевой задачей остается формирование гражданственности и патриотизма. При отсутствии государственной поддержки эта тенденция может проявиться в молодежной среде нашей республики, района, села.

Требует серьезной и долговременной работы формирование у молодежи готовности служить Отечеству.

В последние годы наблюдаются экстремистские проявления в молодежной среде, могут стать угрозой социальной стабильности. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают сложности с методическим обеспечением, особенно в части внедрением финансируемых программ, ориентированных на формирование у подростков и молодежи толерантности, миролюбия, достижения социального согласия, на противодействие социальной агрессии, национальным конфликтам, экстремизму, терроризму. Нет преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов. Недостаточно развиты военно-прикладные виды спорта. В настоящее время развитие системы патриотического воспитания в Баргузинском районе требует комплексного и системного подхода, т.е. использования программно-целевого метода решения данной проблемы.

Управляющий Совет предлагает комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы учитывают различные аспекты патриотического воспитания молодежи не только в селе Баргузин, но и в дальнейшем ,в районе. Программой определены мероприятия, в осуществлении которых предлагается принять участие органам местного самоуправления и различным организациям. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;

эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий. Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит реализовать целый ряд конкретных проектов, в противном случае система патриотического воспитания не сможет стать эффективной.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Основными целями Программы являются развитие и модернизация системы патриотического воспитания, формирование у детей и молодежи гражданской идентичности, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, толерантности, культуры межэтнических отношений.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

совершенствование инфраструктуры патриотического воспитания;

развитие межведомственного взаимодействия органов государственной власти республики с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями патриотической направленности, учреждениями системы образования, средствами массовой информации, творческими и религиозными организациями;

осуществление деятельности по формированию у детей и молодежи гражданской идентичности, патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества;

военно-профессиональное ориентирование молодежи, ее подготовка к военной службе;

совершенствование направлений и форм работы по патриотическому воспитанию молодежи;

повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образовании, общественных объединениях;

развитие нормативной правовой и организациионно-методической базы патриотического воспитания;

Ожидаемые результаты реализации Программы изложены в разделе VI Программы.

 

III. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

1. Модернизация системы патриотического воспитания.

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:

  1. определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
  2.  обогащение содержания патриотического воспитания;
  3. развитие инновационных форм и методов патриотического воспитания;
  4. поисковая работа и увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
  5. воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
  6. обеспечение взаимодействия с муниципальными образованиями Баргузинского района в области патриотического воспитания;
  7. совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания.

2. Подготовка граждан к военной службе.

     Системой мер по подготовке граждан к военной службе предусматривается ряд мероприятий, направленных на:

повышение престижа военной службы;

 -  оздоровление, физическую и психологическую подготовку молодежи;

-   популяризацию военно-прикладных, спортивно-технических видов спорта;

-   проведение военных сборов и военизированных игр.

3. Информационное, научно-теоретическое и методическое обеспечение в области патриотического воспитания.

      Системой мер по развитию информационных, научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:

  • продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;
  • разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;
  • разработка форм, методов и средств патриотического воспитания у детей, юношества и молодежи;
  • изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы;
  • развитие активных форм общественно-воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания жителей села;
  • создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма; поддержка патриотической тематики в изданиях периодической печати, содействие развитию творческого потенциала будущих журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания;
  • привлечение молодежи села  к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.

 

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Ресурсное обеспечение Программы необходимо для реализации запланиро-ванных мероприятий.

 Объем финансирования Программы планируется только за счет средств гранта, а также за счет привлечения бюджетов организаций и предпринимателей.  На протяжении срока реализации Программы предусмотрено финансирование участников Программы.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Главным исполнителем Программы является Управляющий Совет школы. В рамках реализации Программы предполагается осуществление следующих функций:

  • разработка  программ патриотического воспитания и организация их реализации;
  • проведение совместно с органами местного самоуправления мероприятий по привлечению общественных организаций (объединений) к решению задач патриотического воспитания.

Органам местного самоуправления предлагается на основе Программы во взаимодействии с исполнительными органами Баргузина осуществить:

  • проведение мероприятий согласно приложению к Программе;
  • разработку муниципальных программ патриотического воспитания, организацию их реализации;
  • обеспечение финансирования мероприятий за счет средств местных бюджетов;
  • создание местных координационных советов по патриотическому воспитанию.

 

VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

 

При реализации Программы предполагается достижение положительных результатов со следующими количественными показателями:

1) модернизация инфраструктуры патриотического воспитания в селе:

- увеличение количества детей и молодежи, состоящих в патриотических объединениях, клубах, центрах:

-  увеличение охвата детей и молодежи мероприятиями патриотической направленности:

-  увеличение количества участников поискового движения:

 

2) совершенствование работы по подготовке молодежи к службе в армии:

- увеличение количества военно-спортивных профильных патриотических мероприятий; 

- увеличение количества детей и молодежи, прошедших подготовку в военно-спортивных сборах; 

- увеличение количества детей и молодежи, получивших спортивные разряды; 

- увеличение количества молодежи, прошедшей подготовку к армии, т.ч. обучение по системе 5-дневных сборов; 

Качественными показателями реализации Программы являются:

- повышение уровня духовно-нравственной культуры молодежи;

- повышение уровня гражданской идентичности;

- повышение степени готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ в области патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи

Цель данного проекта следующая: формирование у обучающихся чувств принадлежности к семье, обществу, Родине, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, становление патриотизма – как важнейшей ценн...

Гражданско-патриотическое воспитание опыт работы "Большегнеушевской сош"

Описание опыта работы по школе по гражданско-патриотическому воспитанию...

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение , направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение, направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Гражданско-патриотическое воспитание. Формы работы.

Работа представлена на МО классных руководителей.. Из опыта работы отряда "Твори Добро"....

Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя

laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...