ПРОЕКТ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ "РАДУГА"
проект (6 класс) на тему

Шмиткова Светлана Михайловна

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТАЛАНТОВ ДЕТЕЙ ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Большекарамасская средняя  общеобразовательная школа»

Проект по гармонизации развития личности детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) по средствам творческой деятельности «Радуга».

Выполнила педагог- психолог первой

квалификационной категории

МОУ «Большекарамасская средняя

 общеобразовательная школа»

Шмиткова С.М

Пояснительная записка.

Доступность использования нетрадиционных техник               определяется возрастными особенностями детей. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский).

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

 Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни человека, тем более она оказывает большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

 Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны.  Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.

Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие).  И нетрадиционные: рисование пластилином, свечой, витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупа, декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация. Применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой терапии. Он неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности  в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. Формирование способностей  к  творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Наша специфика работы заключается в том, что мы работаем   с детьми ОВЗ различной тяжести. Поэтому нам приходится подбирать направления и формы работы индивидуально к каждому ребёнку. У нас  занимаются дети разного возраста и с разными физиологическими и психологическими (психическими) возможностями.  

Почему мы применяем направления развития творческой деятельности декоративно- прикладное творчество, потому что в нём можно выбирать разные направления и методы приёмы.  В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, папье-маше, поделки из природного материала, кожи,  поделки из ниток,  изготовление народной куклы. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует  интерес детей к  прикладному творчеству, и  являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

В ходе работы нужно найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ (сказкатерапия), беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей, игровые вхождения детей в занятия, арт-терапия и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе применяются различные дидактические игры. Занятия должны быть  разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных  особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

 Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей.

 Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Необходимо создать ситуацию успеха, для каждого ребёнка, пусть хоть и в малых начинаниях.

Одним из новых направлений обучение детей с ОВЗ является организация и проведение  интегрированных уроков с использование компьютерных технологий. Особое место в развитии творческих способностей принадлежит наглядному методу с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны, процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка моделей. Те дети, которые не умеют читать проходят теорию в компьютерном виде со звуковым сопровождением  слайдов по теме,  выбирая правильные ответы или варианты тем самым закрепляя самостоятельно тему. Использование в творчестве  ИКТ:  развивает коррекционные цели: корригирует  внимание, психические процессы (памяти, мышление), развивает зрительные восприятия, способствует развитию тактильного восприятия,  развитие мелкой моторики кистей рук, развитие мыслительной деятельности, развитие словарного запаса.

Воспитательные задачи:   воспитывать интерес к предмету, уметь работать в парах, команде, воспитывать самостоятельность, воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д).  Использование презентаций на занятиях делает процесс познавательным и более эффективным.

   «Истоки творческих способностей и   дарование детей на кончиках их  пальцев.  От пальцев образно говоря, идут ручейки,    которые питают источник творческой мысли.  Другими словами: чем больше мастерства    в   детской ладошке, тем умнее ребёнок».- Сухомлинский В.А

Для того, чтоб обучить тому или иному приёму ребёнка, педагог должен обладать огромным терпением и действовать по принципу «пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали  ребёнка.  С начало на занятиях  творческим трудом используются доступные детям виды практической деятельности. Переходя  к усложнённым формам ручной деятельности. Занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе развиваются эстетическое восприятие, воображения. Однако это само по себе не происходит. Лишь только тогда, когда занятия проходят систематически с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Всем педагогам, которые работают с детьми ОВЗ, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

Развитию творческой активности детей способствует участие в выставках и в различных конкурсах.

     Проблема: Школьный период является важным для социализации человека. В это время происходит наработка жизненно важных умений, навыков, освоения морально-нравственных норм, развитие творческого потенциала личности. Дети с ОВЗ имеют определенные ограничения и особенности в системе взаимодействия с окружающим их миром. Им необходима психологическая помощь в процессе социализации.

    Актуальность: Мы видим, что в современном обществе возросли требования к обучающимся в средней школе в связи с возросшей информационной динамикой. Это рождает необходимость развития социальной и познавательной компетентности. По соотнесению с теорией самоактуализации А.Маслоу данные компетентности являются актуализацией высших потребностей человека: потребности в любви и контактах; потребности в уважении, оценке, самоуважении; потребности в самоактуализации, то есть в реализации своих природных способностей. С психологической точки зрения, личностный рост является ключевым в развитии человека, в котором есть обоюдная заинтересованность общества и её членов.

Гуманистические взгляды более соответствуют и в подходе к развитию личности детей с ОВЗ. В нашем обществе по новому ФГОС провозглашаются равные возможности для всех обучающихся в общеобразовательной школе, что проявляется в процессе интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательные классы. Обучение детей проходит по адаптированным индивидуальным программам при сопровождении специалистов психологов, логопедов, дефектологов, медицинских работников.

Для более успешной адаптации детей с ОВЗ с 5-го класса видится эффективным их участие в психологических проектах, в которых дети могли бы проявлять себя в реальной творческой и интеллектуальной деятельности с коррекционной и развивающей направленностью соответственно их ведущему виду деятельности – общению.

Теоретические основы

У Л. И. Божович большое значение придаётся формированию постоянных личностных интересов и мотивов, которые помогают преодолевать трудности переходного возраста у детей. В случае с детьми с ОВЗ это имеет большое значение в связи со слабой сформированностью эмоциональной сферы. Поэтому можно опирать на тенденцию «ненасыщаемости» интересов: ведь чем больше они развиваются, тем устойчивее становятся.

Аналогичен взгляд Л.С.Выготского, который обращает внимание на слабость целей подростков. Только целеполагание делает личность более волевой.

В работе с детьми с ОВЗ учитывается ведущий тип деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, главным для подростка в школе становится общение. Интерес в жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения.

Д. Б. Эльконин говорил, что деятельность общения очень важна для формирования личности, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование подросткового возраста — социальное сознание, вобранное внутрь ребёнком.

 При проектном психологическом методе меняется роль педагога-психолога в работе с учащимися. Психолог берёт на себя роль соавтора творческих проектов детей с направляющей и корректирующей функцией. В проекте ребята имеют возможности проявлять самостоятельность в реализации творческих способностей, учатся решать проблемы, организовывать свою и совместную деятельность, приобретают навыки общения.

Предлагается в психологическом сопровождении детей с ОВЗ с 5-го класса психологический проект «Раскрой свои таланты», в реализации которого учащиеся будут иметь возможности для самореализации личности.         Цель проекта: Создание условий для развития социальной компетенции у детей с ОВЗ и их самореализации.

Задачи проекта:

Способствовать творческой самореализации школьников

Сформировать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие, картины.

Диагностика личностного развития, в том числе, социальной компетенции детей с ОВЗ в начале и конце учебного года

Проведение мероприятий в школе, в которых участвуют дети с ОВЗ.

    Цель учащихся: Раскрытие своих способностей, талантов.

    Цель педагога-психолога: Формирование у учащихся с ОВЗ социальной компетенции, развитие их творческого потенциала, навыков целеполагания в различных жизненных ситуациях, возникающих в процессе реализации проекта.

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся с ОВЗ ставит следующие задачи:

Активизация личностных и познавательных интересов к окружающему миру и к внутреннему миру.

Формирование жизнестойкости и нравственно-духовных ценностей.

Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Коммуникативная компетентность: умения устанавливать контакты, сотрудничать в группе, пользоваться правилами этикета, выступать публично.

Формирование информационной компетентности: умения работать с информацией, готовить презентации.

формирование целеполагания.

Паспорт проекта

Тип проекта – творческий.

По числу участников – групповой.

По времени продолжения – долгосрочный.

По характеру контактов — в контакте с другими классами.

Участники проекта:

1.Учащиеся с ОВЗ 5 — 9 коррекционных классов.

2. Педагог — психолог, педагог- организатор, учитель технологии.

Место реализации — МОУ «Большекарамасская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл.

Ожидаемые результаты, необходимые для социальной адаптации:

Формирование социальной компетенции:

Формирование навыки общения со сверстниками и другими людьми

Умеет выступать публично

Умеет решать проблемы и конфликты

Умеет организовывать свою деятельность

Формирование личности:

Формирование навыки произвольной регуляции поведения (стремление управлять собой и своими поступками, умение подчиняться правилам и нормам).

Сформированы познавательные интересы.

Сформировано целеполагание.

Сформировано воображение и креативность.

Сформировано эстетическое чувство.

Оборудование и материалы:

— Компьютер и компьютерное оборудование

— Бумага для печати, ватманы

— Краски, карандаши, салфетки, газеты, ткань

— Различные канцелярские принадлежности

— Фотоаппарат

— Костюмы для танцев

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки

подготовительный

Диагностическое обследование, составление проекта

Октябрь- ноябрь

Основной

Проведение школьных мероприятий

Психологические занятия:

арт-терапия (свободное и тематическое рисование);

интеллектуальные игры и задания;

коммуникативные игры;

профориентационные занятия

Октябрь- май

Заключительный

диагностика

Апрель- май

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Диагностика развития личности у детей с ОВЗ (сентябрь)

Октябрь- ноябрь

Осенняя ярмарка ( распродажа)

Октябрь

«Картофельный ералаш»- день урожая

Ноябрь

«Мы разные, но мы вместе» (декада инвалидов)

Декабрь

Подготовка выступления к Новому году

Декабрь

Выступление на новогоднем празднике

Декабрь

Подготовка к празднику 23 февраля

Февраль

Конкурс «А ну-ка мальчики»

Февраль

«Афганистан, не заживающая рана»

Февраль

День памяти А.С.Пушкина (литературный вечер)

Февраль

Подготовка к празднику 8 марта

Март

Выступление на празднике 8 марта        

Март

Заключение.

Выводы: реализация деятельности по проекту способствует сохранению психологического здоровья, сплочению классного коллектива, развитию представлений детей об ответственном отношении  к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям.

В процессе реализации проекта делаются фото отчёты, стенгазеты, плакаты («Мой любимый класс», «Моя школа»). Арттерапевтическая деятельность закрепляет положительные эмоции, повышает познавательную и социальную мотивацию, способствует обеспечению единства целей и преемственности всех участников проекта.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по гармонизации развития личности детей ОВЗ по средствам творческой деятельности «Радуга»

Слайд 2

« Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти». (Плутарх).

Слайд 3

Проблема: Школьный период является важным для социализации человека. В это время происходит наработка жизненно важных умений, навыков, освоения морально-нравственных норм, развитие творческого потенциала личности. Дети с ОВЗ имеют определенные ограничения и особенности в системе взаимодействия с окружающим их миром. Им необходима психологическая помощь в процессе социализации.

Слайд 4

Актуальность: В нашем обществе по новому ФГОС провозглашаются равные возможности для всех обучающихся в общеобразовательной школе, что проявляется в процессе интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательные классы. Обучение детей проходит по адаптированным индивидуальным программам при сопровождении специалистов психологов, логопедов, дефектологов, медицинских работников.

Слайд 5

Цель проекта : Создание условий для развития социальной компетенции у детей с ОВЗ и их самореализации.

Слайд 6

Задачи проекта: Способствовать творческой самореализации школьников Сформировать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие, картины. Диагностика личностного развития, в том числе, социальной компетенции детей с ОВЗ в начале и конце учебного года Проведение мероприятий в школе, в которых участвуют дети с ОВЗ.

Слайд 7

Паспорт проекта Тип проекта – творческий. По числу участников – групповой. По времени продолжения – долгосрочный. По характеру контактов — в контакте с другими классами. Участники проекта: 1.Учащиеся с ОВЗ 5 — 9 коррекционных классов. 2. Педагог — психолог, учитель- дефектолог, педагог- организатор, учителя технологии. Место реализации — МОУ « Большекарамасская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл.

Слайд 8

Ожидаемые результаты, необходимые для социальной адаптации : Формирование социальной компетенции: Формирование навыки общения со сверстниками и другими людьми Умеет выступать публично Умеет решать проблемы и конфликты Умеет организовывать свою деятельность

Слайд 9

Этапы Мероприятия Сроки подготовительный Диагностическое обследование, составление проекта Октябрь- ноябрь Основной Проведение школьных мероприятий Психологические занятия: арт-терапия (свободное и тематическое рисование); интеллектуальные игры и задания; коммуникативные игры; профориентационные занятия Октябрь- май Заключительный диагностика Апрель- май Этапы реализации проекта

Слайд 10

« Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».- Сухомлинский В.А

Слайд 11

Выводы: реализация деятельности по проекту способствует сохранению психологического здоровья, сплочению классного коллектива, развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям. В процессе реализации проекта делаются фото отчёты, стенгазеты, плакаты («Мой любимый класс», «Моя школа»). Арттерапевтическая деятельность закрепляет положительные эмоции, повышает познавательную и социальную мотивацию, способствует обеспечению единства целей и преемственности всех участников проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Проект «Технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Дети с ОВЗ имеют такое же право на жизнь и своё развитие!...

Использование современных педагогических технологий: метод учебного проекта в работе с детьми с ОВЗ

Использование современных педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ...

Педагогический проект по работе с детьми и родителями детей с ОВЗ в ДОУ "Рука в руке"

В детском саду №77 «Сказка» горпода Якутска работает  группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, которую посещают дети с ОВЗ, а так же дети с ОВЗ посещают общеразвивающие г...

Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...