Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока на тему

Чепурная Лариса Ивановна

Конспект урока русский язык 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по письму и развитию речи во 2-б классе по теме:

«Упражнение в составлении схемы предложения»

18.04.2017

учитель: Чепурная Лариса Ивановна

     Цель урока:   Формирование представления о предложении и его схеме.

    Задачи урока:

     образовательная: выявить уровень состояния навыка составления  схемы предложения;

     коррекционно-развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, способствовать развитию эмоциональной сферы, развитие мелкой моторики; 

     воспитательная: воспитывать  мотивацию к учению.

Оборудование: учебник - Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова  «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, тетрадь, ТСО, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока. Комбинированный урок

Ход урока

  1. Орг. момент: (слайд 1.)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Игра с мячом. Я буду  задавать вам вопросы и тот, кому я брошу мяч, должен дать ответ и бросить мяч мне обратно. Готовы?

- Какие времена года ты знаешь?

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Какой день недели?

- Какое сегодня число?

- К нам сегодня на урок пришел Лесовичок. Он будет   давать вам задания,  которые вы должны будете постараться правильно выполнить.

  1. Упражнения для развития мелкой моторики. (слайд 2.)

Чтоб красиво написать, нужно пальчики размять

Ручку я в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

- Откройте тетради

-   Запишите число, классная работа.(слайд 3.)

III. Минутка чистописания.

Посмотрите на экран. (слайд 4.)

- Назовите предметы которые вы видите.

Названия всех предметов начинаются с одного звука. Определите с какого?

Запишите строчную букву, обозначающую этот звук. (слайд 5.)

Какой предмет здесь лишний?

Почему?

Дайте девочке имя, чтобы оно тоже начиналось с буквы Д.

Как пишутся имена людей?

Запишите имя  девочки целую строчку.

IV. Актуализация знаний

Лесовичок просит вас составить слово из слогов.

1. Игра «Составь слово»

(На доске запись.)

ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ

— Из данных слогов составьте слово.

— Из чего состоит предложение?

 - Всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов.

2.  (слайд   6, 7. 8) Картинный словарный диктант (заяц, капуста, карандаш,), подчеркните «трудную» букву

Составьте предложение со словом капуста (В огороде растет капуста.)

- Сколько слов в этом предложении? ( Четыре)

- С какой буквы пишем начало предложения? ( С заглавной)

- Что ставим в конце? ( Точку.) (запись предложения в тетради), один ученик у доски

 V. Сообщение темы урока. (слайд 9.)

- Сегодня на уроке письма и развития речи будем тренироваться составлять  схемы предложения.

А как можно на письме показать, сколько слов в предложении? Для этого можно использовать схему. Каждое слово мы   обозначаем черточкой. А как мы узнаем, где начинается и где кончается предложение? Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, а на схеме мы это будем показывать так:

А конец предложения мы узнаем по точке, вопросительному или восклицательному знаку (пишет на доске . ? !).

Давайте   составим вместе схему к предложению, которое мы проанализировали и  записали в тетради.  

VI. Гимнастика для глаз 

VII.    Работа по теме урока

1.Работа по учебнику. (слайд 10)

Упражнение 1. с. 146. Записать предложение и начертить его схему.

VIII. Физминутка

IX. Работа с раздаточным материалом.

- «Лесовичок» передал каждому из вас   карточки с картинкой, давайте попробуем составить предложения о том, что изображено на этой картинке.

(После чего, получившееся предложение, учащиеся  записывают его в тетрадь.)

X. Работа по тетради

с. 61 упр.3 (слайд 11)

XI. Домашнее задание.  (слайд 12.)

XII. Итог урока. Рефлексия.  (слайд 13)

 - Что вы сегодня делали на уроке?

- Какое задание на уроке понравилось больше всего?

А теперь составим дерево успеха:   

Зеленый лист – я доволен своей работой, потому что почти не ошибался

Желтый лист – я немножко не доволен своей работой, потому что допускал неточности

Красный лист – надо еще немного постараться, и успех будет!

 Оценивание

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по письму и развитию речи по теме

«Упражнение в составлении схемы предложения».

Учитель: Чепурная Л.И.

Класс: 2 - б

Предмет: письмо и развитие речи

Дата: 18 апреля 2017 года

Количество учащихся по списку: 3 чел.

Присутствовали на уроке: __ чел.

Тема: Упражнение в составлении схемы предложения  (2-й урок).

     Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию и требованиям программы.     Место урока в теме и общем курсе целесообразно и соответствует последовательности  в освоении детьми основных тем и понятий. Учитывая место урока в теме  и характер его содержания, определён тип урока –  комбинировынный. Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности учащихся обусловили выбор формы урока - это стандартный урок (форма общения индивидуальная, коллективная)

  Цель: Формирование представления о предложении и его схеме.

     Задачи:

образовательная:   выявить уровень состояния навыка составления  схемы предложения;

коррекционно-развивающая:    развивать и обогащать речь учащихся, способствовать развитию эмоциональной сферы, развитие мелкой моторики;

воспитательная: воспитывать  мотивацию к учению.

     Поставленная цель реальна, достижима и целесообразна. Цель урока сформулирована с учётом программных требований, с учётом содержания материала. Исходя из поставленной цели, определены образовательная, коррекционно-развивающая и воспитательная задачи урока с учётом подготовленности класса и места урока в системе уроков по данной теме. Задачи взаимосвязаны и направлены на достижение цели, соответствуют теме урока.

     При разработке данного урока учитываются индивидуальные особенности детей, реальные возможности учеников 2-б класса. У учащихся средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера. В классе есть ребята, испытывающие трудности в обучении. У учащихся не сформированы навыки самостоятельной работы.

     Выбранная структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.   Все этапы взаимосвязаны, взаимообусловлены, последовательны, подчинены заданной теме и цели занятия.

     На данном уроке для достижения поставленных цели и задач реализованы основные дидактические принципы обучения: принципы  систематичности, доступности, последовательности и прочности:

- опора на полученные ранее знания и умения детей;

- все задания посильны для учащихся (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся);

– неоднократное повторение материала и отдельных речевых образцов в течение всего урока.

     Целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса  к изучению материала темы.

     На уроке использованы различные формы познавательной деятельности учащихся, которые в ходе урока сменяют друг друга: фронтальная;   индивидуальная, с учётом дифференциации. Сочетание данных форм способствует эффективной организации учебной деятельности.

     Дифференцированный подход на уроке реализован в разных режимах работы: учитель - класс (фронтальный и хоровой режим работы).  Устные задания чередуются с письменными: работа с учебником, карточками, с доской, используются наглядные средства обучения (презентаия), которые способствуют развитию речи учащихся. 

     Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы:

- словесный ( беседа, , диалог с учащимися, инструкция к выполнению работы, вопросы, словарная работа);

- наглядный ( иллюстративный и раздаточный материал, учебник);

- практический (упражнения письменных и устных упражнений, самостоятельная работа );

     Выбранные методы обучения соответствуют возрасту детей и подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости); способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.

     Рациональное сочетание применяемых различных методов, организация индивидуальной, фронтальной   стимулируют развитие ассоциативно-образного мышления, расширяют кругозор, совершенствуют общеучебные навыки  учеников.

       В ходе урока использованы разнообразные обучающие, развивающие и коррекционные приёмы, задания подобраны с опорой на различные анализаторы: слуховой, зрительный.

     Особый аспект на уроке имеет здоровьесберегающий компонент.

          Во время урока происходит чередование различных видов учебной деятельности. К их числу относятся: опрос учащихся, рассказ учителя (слушание),   письмо,   работа с учебником, ответы на вопросы, практическая самостоятельная работа. Чередование и смена видов деятельности обеспечивают поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

     С целью стимулирования мозговой деятельности учащихся посредством развития мелкой моторики рук и подготовки руки к письму проведена гимнастика для пальцев и кистей рук.   При выполнении пальчиковой гимнастики решён ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, что в свою очередь является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.

     С целью профилактики зрительного утомления и нарушения зрения проведена гимнастика для глаз с помощью   зрительного тренажёра.

     Проведение своевременной физминутки способствует снятию усталости у учащихся.

     В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья на уроке уделяется внимание правильной рабочей позе обучающихся за школьной партой.

     На уроке организовано равноправное общение учителя с учащимися, создана ситуация благоприятного психологического комфорта и атмосфера сотрудничества, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении и не боится в высказываниях. Соблюдены на уроке нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик». Придерживается правило уважительного и внимательного выслушивания отвечающего, обращение к обучающимся по имени.

     Наличие внешней мотивации прослеживается в виде похвалы, улыбки, прикосновения.

     Взаимоотношения между учащимися доброжелательные, деловые, доверительные.

      Конфликтных ситуаций и нарушения дисциплины на уроке нет.  

     Домашнее задание к следующему уроку дано заблаговременно, мотивировано, прослеживается контроль понимания задания детьми, даются рекомендации к его выполнению.

     Цель урока достигнута благодаря использованию различных форм работы, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учёта учебных и психологических особенностей учащихся. Задачи урока реализованы, программные требования учтены.

     Оказана помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы,  помощь в практической деятельности.

     Урок целостный и законченный.

     Считаю, что добиться хороших результатов на занятии позволили практико-ориентированная деятельность и личностный подход к каждому обучающемуся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...