Главные вкладки

    Программа профессионального самообразования учителя физики и информатики Хасановой М.М.
    материал на тему

    В материале представлена Программа профессионального самообразования по теме: «Развитие самостоятельности при реализации компетентностного подхода в обучении физики, информатики».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юлбатская основная общеобразовательная школа Сабинского муниципального района РТ »  

    Программа

    профессионального самообразования

    учителя физики, информатики

    Хасановой М.М.

    Тема: «Развитие самостоятельности при

    реализации компетентностного

    подхода в обучении физики, информатики».

    2016 г.

    Актуальность

    «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

    Л. Н. Толстой.

    Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения математике на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.

    Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

    Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Современный этап развития общества выдвигает особые требования к перестройке содержания школьного образования. Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу воспитания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия образовательного процесса современным требованиям, является формирование умений учиться, самостоятельно приобретать знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию.

    В настоящее время основным результатом образования является не столько набор знаний, умений и навыков учащегося, сколько выработанная в ходе обучения способность к анализу и дальнейшему разрешению проблемы в сложившихся условиях, в ходе чего и привлекается запас имеющихся знаний и умений из различных предметных областей. Новый результат образования, которым должны обладать учащиеся, получил название «компетентность».

    Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

    Цель профессионального развития:

    • Приобретение более высокого уровня профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО и профессионального стандарта и развитие самостоятельности обучающихся при реализации компетентностного подхода в обучении физики, информатики.

    Задачи:

    • Изучение нормативных документов, регламентирующие исполнение требований федерального государственного стандарта по предмету.
    • Разработка и реализация индивидуального плана профессионального развития.
    • Проектирование рабочих программ основного общего образования по предмету в соответствии с ФГОС.
    • Обеспечение хорошего методического уровня проведения всех видов занятий;
    • Повышение качества проведения учебных занятий по ФГОС на основе внедрения современны педагогических технологий;
    • Применение разнообразных форм, методов и средств ИКТ в организации целостного образовательного процесса
    • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
    •  Изучение и совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
    • Сбор и разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, КИМов.
    • Согласование  цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
    • Подготовка  учеников к сознательному и ответственному обучению;
    • Подготовка учащихся к успеху в жизни;
    • Повышение степени мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
    • Обеспечение единство учебного и воспитательного процессов, различными средствами урочной и внеурочной деятельности.

    Источники профессионального развития: научные книги, СМИ, журналы, Интернет-ресурсы,  семинары, конференции, вебинары, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы и др.

    Перечень вопросов по самообразованию

    1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми педагогическими  технологиями, введение новых образовательных стандартов.
    2. Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.
    3. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
    4. Продолжение изучения педагогического опыта других преподавателей.
    5. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
    6. Изучение, использование в педагогической деятельности здоровьесберегающих технологий и  организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.
    7.  Разработать программы внеурочных занятий, программ с одаренными и слабоуспевающими детьми, воспитательный план и распространение опыта в муниципальном образовании.
    8.  Углубить знания в области физики и  информатики.
    9. Наставническая/тьюторская деятельность.

    Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ООО и профессионального стандарта и повышение самостоятельности обучающихся на уроках физики и информатики.

    Планируемые результаты:

    1. Повышение уровня педагогического образования.
    2. Знание основных нормативных документов, используемых при образовательной деятельности;
    3. Свободное владение психолого-педагогической, методической, информационно-технологической, здоровьесберегающей технологиями и  использование в профессиональной  деятельности;
    4. Разработка рабочих программ по предметам и внеурочным занятиям, программ работы с одаренными и слабоуспевающими детьми, воспитательный план в соответствии с ФГОС.
    5. Создание банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся;
    6. Пополнение банка дидактических материалов, КИМов, олимпиадных заданий;
    7. Подготовка комплекта планов-конспектов открытых уроков с использованием современных педагогических технологий.
    8. Распространение  личного опыта в семинарах, собраниях, публикациях
    9. Совершенствование видов и форм диагностики и контроля. 
    10. Обеспечение единство учебного и воспитательного процессов средствами урочной и внеурочной деятельности.

    Реализация программы рассчитана на три года (2015- 2018 гг)

    Этапы  реализации программы

    1  этап           2016- 2017  учебный год – подборка и изучение  

                                                                                       материалов по теме;

    2  этап           2017 – 2018 учебный год -   реализация практической части

                                                                          программы.

    3  этап           2018 – 2019 учебный год – завершающий этап.  

    Участники:

    Учитель физики и информатики,

    учащиеся 5-9 классов.

    Основные  направления работы

    Основные

    направления

    Действия  и  мероприятия

    Профессиональное

    1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Физики» и знакомиться с новыми технологиями в области предмета «Информатики»

    2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физике, концепциями  обучения, их  оценками.

    3. Изучать  новую  литературу  по  физике  и информатике, методике  преподавания.

    4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей.

    5. Принимать  активное  участие  в  работе  районном МО  учителей  физики и информатики.

    6. Принимать  участие  на  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней.

    7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

    8. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

    9.Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.

    10. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

    11. Организовывать внеклассную  деятельность  по  предметам.

    12. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

    Психолого-

    педагогическое

    1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

    2. Изучать  современные  психологические  методики.

    Методическое

    1. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания.

    2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  физики.

    3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

    4. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

    5. Вести  личную  методическую  веб-страницу (сайт)..

    Эстетическое

    1. Посещение  выставок, музеев, проведение  экскурсий.

    2. Участвовать  в  смотрах  художественной  самодеятельности.

    ИКТ

    1. Пройти  курсы  повышения  квалификации  по предметам.

    2. Обзор  в  Интернете  информации  по  преподаваемому  предмету, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

    3. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

    Охрана  здоровья

    1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физики, информатики.

    2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровье- сберегающие  технологии.

    3. Вести  здоровый  образ  жизни.

    Критерии оценки  эффективности деятельности:

    • Повышение профессиональной компетенций учителей: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования, общепредметные (базовые)  компетенции;
    • Рабочие программы учебных курсов основной школы, внеурочных занятий, программы работ с одаренными и слабоуспевающими учениками, воспитательный план, который соответствует ФГОС ООО;
    • Формирование навыков проведения уроков по ФГОС ООО;
    • Разработка эффективных планов уроков, внеурочных занятий;
    • Динамика образовательных результатов  (по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся);
    • Результативность ГИА;
    • Качественное оформление школьной документации установленной локальными актами;
    • Качество разработки рабочих программ;
    • Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня;
    • Участие в профессиональных конкурсах различного уровня;
    • Публикации  в изданиях, в Интернет-сайтах;
    • Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках;
    • Знание форм контроля и диагностики по новым образовательным стандартам;
    • Активные ученики, направленные на саморазвитие, самообучение, самовоспитание.

    План-график мероприятий

    профессионального развития на 2017-2018 учебный год

    Основные направления для самообразования педагога

    Формы деятельности

    Сроки выполнения

    Форма

    результатов, наставническая работа

    1.

    профессиональное

    1. Изучение  ФЗ «Об образовании в РФ», нормативно-правовых документов в сфере образования.

    август

    Рабочие программы учебных курсов основной школы, внеурочных занятий, программы работ с одаренными и слабоуспевающими учениками, воспитательный план.

    1. Изучение новых образовательных стандартов.

    август

    1. Изучение профессионального стандарта.

    август

    4. Изучение примерной

    основной образовательной программой основного общего образования.

    август

    5. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС.

    сентябрь

    6.Разработка рабочих программ по физике и информатике, по внеурочным занятиям, программ работы с одаренными и слабоуспевающими учениками, воспитательный план

    август

    2.

    психолого-педагогическое

    1.Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и психологии .

    август -март

    Выступление на ШМО «Современные инновационные педагогические технологии на уроках физики и информатики»

    2.Изучение теоретических основ системно-деятельностного подхода

    июль

    3.Расширение своих знаний о современных  эффективных технологиях

    Июнь-сентябрь

    4.

    методическое

    1.  Изучение авторских основных образовательных программ основного общего образования

    август

    Выступление на педагогическом совете «Способы контроля знаний учащихся с учетом УУД»

    Проекты и творческие работы одаренных учащихся

    Комплекты дидактических материалов и КИМов для уроков физики и информатики

    Банк олимпиадных заданий

    Отчет по самообразованию

    Комплект планов-конспектов открытых уроков с использованием современных педагогических технологий

    2.Знакомство с новыми эффективными технологиями обучения.

    август-сентябрь

    3. Изучение различных форм контроля знаний на уроках физики и информатики с учетом УУД

    сентябрь

    4. Участие в работе школьного МО учителей математики, физики, информатики.

    август - март

     5. Участие в экспертной предметной комиссии по проверке ГИА по информатике

    июнь

    6.Участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях, конкурсах. олимпиадах и т.д. различных уровней

    Сентябрь - март

    7. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

    Октябрь-февраль

    8.Самоанализ  профессиональной деятельности.

    март

    9. Создание комплекта планов-конспектов открытых уроков с использованием современных педагогических технологий

    март

    9.

    информационно-компьютерные технологии

    1.Внедрение разнообразных форм и средств ИКТ  в учебный процесс.

    Сентябрь-март

    Комплект

    мультимедийных продуктов для уроков физики

     2. Сбор и анализ в Интернете информации по педагогике и психологии, методике.

    августь-май

     3.Размещение опыта работы на школьном сайте

    март

    4. Обновление личного сайта на социальном портале учителей

    Сентябрь - май

    10.

    Здоровьесберегающие технологии

    1.Изучение здоровьесберегающих технологий

    Август- декабрь

    Разработка памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики

    Сбор физкультминуток для уроков физики и информатики.

    2.Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

    ежедневно

    3. Своевременное  обновление  инструкций  по  ТБ  на  уроках  физики и информатики.

    Август-сентябрь

    4. Соблюдение здорового образа жизни.

    ежедневно

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

    Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

    Программа профессионального самообразования учителя английского языка

    Программа профессионального самообразования  учителя английского языкаЧурковой Анастасии ВладимировныМБОУ СОШ № 35г.Брянскана 2012-2015 уч. год «Специфика ФГОС на уроках английского яз...

    Программа профессионального самообразования учителя английского языка Нестерук Е. В. МБОУ «СОШ» пгт. Синдор на 2014 – 2017 гг.

    Программа профессионального самообразования  учителя английского языка Нестерук Е. В. Тема  самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развити...

    ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя биологии.ТЕМА: Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности

    В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными к...

    Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

    Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

    ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРОЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС,ПРЕДУСМАТРИВАЕТ И ПОДГОТОВКУ К ЭГЕ...

    Программа профессионального самообразования учителя физики

    ИКТ – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразо...