Организационные памятки
консультация (9, 10, 11 класс) на тему

Чернышова Нина Николаевна

Организационные памятки помогут обучающимся в самостоятельной подготовке к урокам гуманитарного цикла, ознакомят с правилами конспектирования лекции, подготовки доклада. Материал дает возможность познакомиться с видами письменных работ, наиболее эффективных при обработке значительного по объему исторического материала, позволят сформировать навыки рациональной работы с книгой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационные памятки

Как готовиться к семинару:

  1. Внимательно прочтите тему и вопросы занятия.

  1. Проверьте, есть ли дома необходимая литература, сходите в библиотеку.

  1. Прочтите указанную литературу, определите основной источник по каждому вопросу, делая выписки, нумеруйте их пунктом плана, к которому они относятся.

  1. Оформляя выписки, не забудьте записать автора, название, год, место издания, страницу.

  1. Просматривая периодическую печать, делайте вырезки по теме семинара.

  1. Проверьте, на все ли вопросы семинара у вас есть ответы.

  1. На полях конспекта запишите возникшие вопросы, подчеркните спорные положения в тексте.

  1. В случае затруднения обратитесь за помощью к преподавателю.

  1. Не откладывайте подготовку к семинару на последний день.


 

Правила конспектирования лекции.

  1. Запишите план лекции. Если преподаватель не дал его, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.

  1. В правой части конспекта пишите самое важное короткими, точными фразами (своими словами). Не старайтесь записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждений.

  1. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.

  1. Не пишите на черновиках – это пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишете потом.

  1. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

  1. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.


Как рационально работать с книгой.

  1. Вдумчиво прочитайте текст.

  1. При чтении:
  • Отмечайте основные идеи (мысленно или карандашом).
  • Следите, как они развиваются, доказываются.
  • Эти «смысловые единицы», «опорные пункты» можете пронумеровать (потом выписать).
  • Установите причинно-следственные связи между этими «единицами», выделите из них главные, второстепенные.
  • Выделите ведущую идею работы. Выразите свое отношение к ней. Разберитесь в решении примеров, приведенных в тексте.

  1. При сложном материале нужно вернуться к повторному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств. Полезно самому проделать их на бумаге.

  1. Для самоконтроля правильности понимания идей текста ответьте на контрольные вопросы параграфа и решите задачи.

  1. В конце работы законспектируйте статью, сделайте записи основных идей.

  1. Не увлекайтесь фактами, не стремитесь их все запомнить. Знайте, что главное в вашей работе – овладеть новыми идеями, которые можно проиллюстрировать своими примерами.

Как готовить домашнее задание.

  1. Выполняйте домашнее задание в одно и то же время.

  1. Во время выполнения домашнего задания старайтесь не думать ни о чем постороннем. Уберите со стола все лишнее.

  1. Четко сформулируйте цель, которую надо будет достичь.

  1. Не торопитесь обращаться к учебнику (может, вы и самостоятельно справитесь с задачей). Вспомните, что вы знаете по этому вопросу. Посмотрите записи в тетради (лекции и практикум). Это поможет пониманию того, каких знаний вам не достает, чем вам может помочь учебник или справочник.

  1. Теоретический материал повторяйте в процессе работы над задачей, обращаясь к учебнику и записям в тетради.

  1. Попытайтесь составить алгоритм действий по правилу, закону, чтобы он помогал вам при решении задач.


Учитесь рационально организовывать свою работу.

  1. Начинайте работу отдохнувшим (1,5 – 2 часа побудьте на воздухе, но не больше, иначе опять устанете).

  1. Прежде чем начинать работу, дайте себе отчет, что вы должны сделать, сколько времени это должно занять, наметьте порядок работы.

  1. Намечая порядок работы, помните, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20-30 минут после начала работы. Более сложную работу целесообразнее выполнять именно в это время. Более легкую и интересную – в конце. Но если вы медленно включаетесь в работу, тогда начните с более легкой и интересной.

  1. Приготовьте все, что понадобится для работы.

  1. Старайтесь не выходить из графика работы.

  1. Первый час работы можно работать без перерыва, в последующем делайте перерывы через 40-50 минут напряженной работы. В процессе 5-10-минутного перерыва хороши физические упражнения. Не делайте отдых продолжительным, это снизит работоспособность.

  1. Если какое-либо из заданий не можете выполнить сразу, не расстраивайтесь, отложите его и попытайтесь сделать через некоторый промежуток времени.

              Этапы подготовки доклада:

  1. Определение цели доклада.
  2. Подбор необходимого материала содержания доклада.
  3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
  4. Композиционное оформление доклада.
  5. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления.
  6. «Разыгрывание доклада», т.е. произнесение доклада с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

     

Целесообразно остановиться более подробно на композиционно-логическом оформлении доклада.

 План доклада должен отражать внутреннюю структуру выступления. Это заранее продуманное развитие темы, содержательная схема речи, логика перехода от одного вопроса к другому.

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов.

      Как правило, элементами композиции доклада являются: вступление; определение предмета выступления; изложение; подтверждение (опровержение); заключение.

Виды письменных работ при обработке значительного

по объему исторического материала.

  1. ПЛАН-КОНСПЕКТ. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

  1. ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ. Этот конспект представляет собой монтаж цитат.

  1. СВОБОДНЫЙ КОНСПЕКТ. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.


Как составлять план текста:

  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, всё ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.
  5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
  6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Как подготовиться к выразительному чтению текста:

  1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится (в тех случаях, когда это возможно).
  2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
  3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
  4. Подчеркните наиболее важные, но смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение.
  5. Обозначьте, как вы можете использовать другие свойства выразительности устной речи, например, темп речи, громкость голоса.

Как готовиться к полному изложению (пересказу):

  1. Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
  2. Ответьте на вопросы, приведенные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
  3. Определите, к какому типу речи относится текст.
  4. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
  5. Разделите текст на смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
  6. Разделите текст на композиционные части.
  7. Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка произведения и сохраните их в пересказе.
  8. Прочитайте текст снова, разделяя его смысловые  и композиционные части значительными паузами.
  9. Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик), перескажите, затем, после проверки и исправления, перепишите его.

Как работать над сжатым изложением (пересказом):

  1. Прочитайте текст, определите его тему и главную мысль, отметьте изобразительно-выразительные средства.
  2. Подумайте, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его цель.
  3. Выделите в тексте все части.
  4. Определите, какие части можно исключить, объединить. Почему?
  5. Составьте план сжатого изложения.
  6. В каждой части текста отметьте  главное.
  7. Отметьте то, что возможно объединить.
  8. Подберите обобщающие слова и предложения.
  9. Изложите сжато каждую часть.
  10. Подумайте, как связать части между собой.
  11. Перечитайте написанное изложение. Подумайте, всё ли в нём будет понятно   тому, кому оно адресовано.

Как готовиться к выборочному изложению (пересказу):

  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  2. Вдумайтесь в тему выборочного изложения, определите её границы.
  3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к тексту, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
  4. Определите основную мысль пересказа.
  5. Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем изложении.
  6.  Определите, какой стиль вы будете использовать.
  7. Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении может не совпадать.
  8. Подумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения, какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
  9. Напишите черновик выборочного пересказа, затем, после проверки исправлений, перепишите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»

Тема педсовета «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»Цель педсовета: актуализация приоритетных направлений программы развития школы на пов...

Организационно – деятельностная игра «Выборы в Бесединской стране»

Организационно – деятельностная игра «Выборы в Бесединской стране»была разработана и проведена в апреле 2008 года, в рамках предвыборной компании для активизации процесса выборов Президента РФ -...

Организационные формы обучения

В статье описываются способы организации учебного процесса и учебно-прозводственного труда обучающихся и формы руководства их деятельностью....

Организационно-деловая игра «Качество»»

Согласно законам психологии, которые мы не имеем права игнорировать, уже с пятого  класса педагогам надо ставить перед собой задачу профессионализации. Если возраст учеников начальной школы – это...

Организационно-педагогические условия создания практикоориентированной образовательной среды

Статья посвящена выявлению условий способствующих созданию или развитию практикоориентированной образовательно среды в ОУ НПО....

"Организационно-правовые формы предпринимательства", памятка

Памятка для 11 класса по основным формам предпринимательства - раздел "Экономика" в учебнике под ред. Л.Н. Боголюбова, базовый уровень, параграф 5. Удобно скачать, размножить и раздать ученикам. Матер...

 Памятка «Приемы мотивации на организационном этапе урока».

Памятка «Приемы мотивации на организационном этапе урока»....