Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукоделие"
рабочая программа на тему

Сапрыкина (Ленченко) Яна Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукоделие" для 5-9 классов, рассчитанная на 35 часов в год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukodelie_osn.shk_.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лофицкая основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

№ 1 от «26» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ Талыкова Н.И.

Приказ № 42 от «26» августа 2017 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Рукоделие»

начальный уровень

5-9 классы

Срок реализации программы – 1 год

 Составил: Ленченко Яна Сергеевна

учитель физики, математики

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения курса.
  3. Содержание курса.
  4. Тематическое планирование.
  5. Календарно-тематическое планирование. (Приложение  1)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружковой деятельности «Рукоделие» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Общая характеристика курса

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться ,рациональное мышление,  практичности характера .Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным. 

      С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.

        Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

     Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;

 Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

     Цели кружковой работы:

     - всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

     - создание условий для самореализации ученика в творчестве;

     - формирование практических трудовых навыков;

     -развитие индивидуальных творческих способностей.

 Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

Обучающие:

-освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;

-формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию народной игрушки;

-овладение техникой изготовления изделий из глины и других природных материалов;

-развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений                       при восприятии произведений искусства.

 Развивающие:

 -пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

 -развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

 -формирование творческих способностей, духовной культуры

 -развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитательные:

 - изучать богатейшее наследие  отечественных мастеров;

- уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы,   композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;

-  прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.

-воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;

-формирование аккуратности в работе и трудолюбия;

-развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

-развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.

 Место  курса в учебном плане

      Программа курса внеурочной деятельности «Рукоделие» для учащихся 5-9 классов рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, при 35 учебных неделях).

Учебно-методическое обеспечение

1. Т.Е.Еременко, Е.С.Забалуева.    Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Изд. «Просвещение», 2000

2. М.Максимова, М.Кузьмина.  Вышивка. Первые шаги. - М.: Изд. «ЭКСМО», 1997

3. Сюзи О Рейми. Шитье и вышивка. - М.: Изд. «Полигон», 1997

4.Энциклопедия по рукоделию. - М.: Изд.»Просвещение», 1997

5. Журналы по рукоделию. – М.: Изд. «Просвещение», 1997

  •  «Лена»
  • «Чудесные мгновения»
  • «Сюзанна»
  • «Диана – креатив»
  • «Цветочная ниточка»
  • «Анна»
  • «Валентина»
  • «Вышиваю  крестиком»
  •  «Рукоделие»

 Материально-техническое обеспечение

Компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

Интернет-ресурсы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

      Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • слушать и понимать речь других.

       Предметными результатами работы в кружке  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Бумажное моделирование (7 часов).

Вводное занятие. Плетение из газетных трубочек: способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Поделки из салфеток. Работа с гофрированной бумагой: простейшие цветы. Изготовление цветов из гофрированной бумаги.

Работа с нетрадиционными материалами (7 часов)

Вводное занятие. Ниточное рукоделие: горизонтальные и вертикальные линии. Ниточное рукоделие: спиралевидные линии. Изготовление композиции из ниток. Композиции из кофейных зёрен: плоская композиция. Композиции из кофейных зёрен: объемная композиция. Поделки из спичек: колодец. Техника работы без клея: дом.

Вязание крючком (7 часов)

Вводное занятие. Основные приемы вязания: вязание цепочек из воздушных петель, столбиков, п/столбиков, столбиков с накидом. Основные приемы вязания: вязание по спирали, вязание поворотными рядами. Вывязывание полотен различной формы. Вязание узорного полотна.

Топиарное искусство (7 часов).

Вводное занятие. Топиарий - дерево счастья. Виды топиария. Работа  по созданию шара  - кроны. Работа  по созданию ствола. Работа  по украшению шара. Работа  по декорированию горшка. Укрепление топиария в горшке.

Изделия из фетра (7 часов).

Вводное занятие. Виды швов: «вперед иголку», «назад иголку». Виды швов: стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов. Разработка выкроек. Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: подвески. Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: игрушки.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

Бумажное моделирование

7

Работа с нетрадиционными материалами

7

Вязание крючком

7

Топиарное искусство

7

Изделия из фетра

7

Всего

35

Приложение 1

к рабочей программе по внеурочной

деятельности «Флористы и дизайнеры»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

Бумажное моделирование

1

Вводное занятие

2

Плетение из газетных трубочек: способы кручения трубочек.

3

Сборка и оформление изделий.

4

Поделки из салфеток: плоская композиция.

5

Поделки из салфеток: объемная композиция.

6

Работа с гофрированной бумагой: простейшие цветы.

7

Изготовление цветов из гофрированной бумаги.

Работа с нетрадиционными материалами

8

Вводное занятие.

9

Ниточное рукоделие: горизонтальные и вертикальные линии, спиралевидные линии.

10

Изготовление композиции из ниток.

11

Композиции из кофейных зёрен: плоская композиция.

12

Композиции из кофейных зёрен: объемная композиция.

13

Поделки из спичек: колодец.

14

Техника работы без клея: дом.

Вязание крючком

15

Вводное занятие.

16

Основные приемы вязания: вязание цепочек из воздушных петель, столбиков, п/столбиков, столбиков с накидом.

17

Основные приемы вязания: вязание по спирали, вязание поворотными рядами.

18

Вывязывание полотен различной формы.

19

Вывязывание полотен различной формы.

20

Вязание узорного полотна.

21

Вязание узорного полотна.

Топиарное искусство

22

Вводное занятие.

23

Топиарий - дерево счастья. Виды топиария.

24

Работа  по созданию шара  - кроны.

25

Работа  по созданию ствола.

26

Работа  по украшению шара.

27

Работа  по декорированию горшка.

28

Укрепление топиария в горшке.

Изделия из фетра

29

Вводное занятие.

30

Виды швов: «вперед иголку», «назад иголку».

31

Виды швов: стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов.

32

Разработка выкроек.

33

Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: подвески.

34

Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: игрушки.

35

Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...