выступление на пед. совете.
статья на тему

Двоеглазова Лилия Валерьевна

Урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление56.16 КБ

Предварительный просмотр:

Двоеглазова Лилия Валерьевна,

 учитель географии

МБОУ СОШ х.Верхнеподпольный

Урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».         

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика- умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Из стандарта:

   География в основной школе — учебный предмет,  формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,  закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях,  о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

 

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

 познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

 понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

 понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Метапредметность как один из новых подходов в обучении

Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

   Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картинамира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Приведу примерытех метазнаний, которые  являются приоритетными на уроках географии:

- диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);

- картазнаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);

- базы знаний, представления об их устройстве.

Кроме того, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.  Какие еще понятия даются, когда мы говорим о метапредметности. Это введения метапредметов такого типа, как знак, проблема, задача.

Метапредметы − это новая образовательная форма, учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материалаи принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления −«знание», «знак», «проблема», «задача».

 Так, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации, то есть, изображая графически, они учатся мысленно видеть то содержание, которое в них выражено. Например, статистические таблицы, изображение схем «Мировой круговорот воды в природе», «Циркуляция воздушных масс» и т. д. Таким образом, исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала и обучающиеся учатся видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.

В рамках метапредмета «Проблема» школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, тем самым осваивают технологии позиционного анализа, отрабатывают умение организовывать и вести диалог, развивают способности целеполагания, самоопределения.

Метапредмет «Задача» формирует у обучающихся знания о разных типах задач и способах их решения, опирающихся на математические умения и навыки.

Метапредмет − «Знание» формирует способность работать с понятиями как особой формой знания.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Я считаю, что учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Работа с метазнаком

За достаточно большой период освоения школьной премудрости вы столкнулись с удивительной вещью. На уроках почти по всем школьным предметам вам пришлось заучивать, запоминать, разбираться со специальными графическими изображениями и рисунками. На математике — это алгебраические записи, а также определённый способ записи задач; на географии — карта; на русском языке — это, прежде всего, письменный язык, который вы осваивали, начиная с первого класса, а также условный способ обозначения частей речи; на геометрии — чертежи фигур и сами фигуры; на физике — формулы и чертежи изучаемых процессов; на химии — формулы химических соединений и запись химических реакций; на истории — различные таблицы с данными, которые надо было запоминать и осваивать.

Помимо анализа и запоминания графических изображений, записей, рисунков на уроках, вы, безусловно, сталкивались с этим и в повседневной жизни, например, когда надо было разобраться со схемой маршрутов метро, расписанием движения пригородных поездов, или когда вы, помогая маме, изучали инструкцию нового бытового прибора. Таким образом, у вас уже есть солидный опыт работы со знаковыми изображениями, схемами и чертежами, хотя вы это сами пока еще не осознаете.

Работа с метаформулой:

Работая со знаками, различными графическими изображениями, вы, может быть, уже обнаружили, что проблема не только в том, чтобы заучить и зрительно запомнить, как пишется тот или другой знак, обозначается та или другая формула. Часто приходилось тратить драгоценное время на понимание знаковой записи формулы. Очень много времени уходило на запоминание формулы, если было непонятно, что за ней стоит, Что она, собственно, выражает и обозначает.

А что значит понимать, что стоит за формулой, что она выражает?

Может быть, вам трудно это выразить, но, поскольку вы имеете опыт понимания, то догадываетесь, о чем идет речь. Фактически, речь идет о том, чтобы представить, что стоит за той или иной формулой, за тем или иным образом. И вот этот образ — «картинка», который у вас либо возникает иногда при работе с различными изображениями, либо не возникает, и является очень важным обстоятельством.

Работа с метакартой

В школьной географии карта является объектом и средством обучения. В традиционной методике обучения географии научить работать с картой – это научиться читать, понимать и знать карту. Понимать карту – означает знать, какую информацию можно из нее извлечь. Обучению пониманию карты способствует ее представление. План представления карты:

  • название карты;
  • к каким видам карт (по охвату территории, масштабу, содержанию и назначению) относятся;
  • способы изображения основного содержания карты;
  • какую информацию можно извлечь из карты;
  • пример задания для получения новой информации.

Знать карту – по памяти представлять взаимное расположение картографических объектов. Существует много приемов запоминания номенклатуры и контроля за ее усвоением. Например:

  • запись номенклатуры на доске;
  • четкое проговаривание и показ по карте;
  • запись номенклатуры в тетрадь;
  • многократный показ номенклатуры всеми учащимися в картах атласа в постепенно ускоряющемся темпе;
  • тихое проговаривание названий;
  • представление номенклатуры;
  • нанесение на контурную карту;
  • вызов ученика к доске и показ номенклатуры по настенной карте;
  • картографический диктант (нанесение номенклатуры или цифр на контурную карту);
  • заполнение кроссвордов, ребусов;
  • отгадывание номенклатуры по описанию;
  • узнавание объектов по контурам;
  • нахождение на карте объектов по их координатам.

Читать карту – уметь использовать картографическую информацию для характеристики изображаемых на карте объектов, компонентов и территорий, их сравнения, формирования их картографических образов и т.д.

К учебным картам относятся и контурные карты. Их можно использовать в различных целях на уроках географии:

  • для лучшего запоминания номенклатуры и проверки ее усвоения;
  • для выявления закономерностей и причинно-следственных связей;
  • для моделирования различной географической информации;
  • в качестве основы для составления опорного конспекта.

Практическая работа в 6 классе.

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Обозначение на карте маршрутов путешествий с определением местоположения, абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений и расстояний от пункта к пункту.

Карты и атласы представляют собой не просто яркие иллюстрации, а источник точной информации, накопленной человечеством, окно в окружающий мир. Стоит распахнуть его — и тогда человек не станет «скользить по картам скучным взглядом», а сумеет разглядеть в них живой и постоянно меняющийся мир нашей планеты.  Умение читать карту, решать по ней задачи различного содержания имеет в географии очень важное значение.

Цели работы:

1. Учиться решать по географической карте и глобусу задачи различного содержания.

2. Повторить и закрепить умения определять по глобусу и карте расстояния между точками в градусной мере и километрах; прокладывать на контурной карте маршруты путешествий; определять географические координаты точек, абсолютные и относительные высоты, направления от пункта к пункту.

Последовательность выполнения работы

  • По географическим координатам Ростова-на-Дону  определите его местоположение на глобусе.
  • Определите расстояние от Ростова-на-Дону  до Северного полюса, экватора, нулевого меридиана в градусной мере и километрах.
  • Результаты вычислений запишите в тетрадь в виде таблицы:

 Ростов-на-Дону ° с.ш., ° в.д.

В градусной мере

      В километрах

Расстояние                                

                           

До Северного полюса

До экватора

До нулевого меридиана

Материал для справок  Длина 1° меридиана - 111 км;  длина параллели см. атлас

  • В настоящее время расширяются и укрепляются научные, культурные, производственные, торговые связи нашей  страны и нашего края как части единого целого — хозяйства России — со многими странами мира: странами зарубежной Европы, Америки, Азии, в том числе Японией, Индией, Турцией и др. Вы имеете уникальную возможность совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре по маршруту: Ростов-на-Дону — Париж — Мехико — Токио — Дели — Ростов-на-Дону. Пользуясь физической картой атласа, на мировой контурной карте проложите маршрут путешествия.
  • За время путешествия определите:
  • географические координаты мест остановок;
  • абсолютную и относительную высоту мест остановок;
  • направления и расстояния от пункта к пункту.

6. Результаты работы отразите на контурной карте.

Практическая работа в 7 классе.

Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

Цели работы:

  • Выявить особенности физико-географического положения Африки.
  • Научиться определять физико-географическое положение материка по плану, используя карты атласа.
  • Закрепить умение определять географические координаты точек, протяженность материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
  • Установить влияние физико-географического положения (ФГП) на природу материка.

Последовательность выполнения работы:

определите географическое положение материка Африка, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

План определения ФГП материка

I. Определите положение материка на градусной сетке (по отношению к экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам):

  • По отношению к экватору — пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк — в Северном или Южном? На контурной карте красным цветом выделите линию экватора.
  • По отношению к нулевому меридиану - пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой его части? В каком полушарии расположен материк — в Западном или Восточном? На контурной карте синим цветом выделите линию нулевого меридиана.
  • Как расположен материк по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, выделите их на контурной карте.
  • По физической карте Африки определите крайнюю северную и крайнюю южную точки материка.
  • Обозначьте на контурной карте крайнюю северную и крайнюю южную точки материка, определите их географические координаты, запишите географические координаты на контурной карте.
  • Между какими градусами широты расположен материк?
  • Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. Расчеты запишите в тетрадь.
  • Положение по долготе. Найдите на физической карте Африки крайнюю западную и крайнюю восточную точки. Обозначьте их на контурной карте. Определите географические координаты крайней западной и крайней восточной точек, подпишите на контурной карте.

II. Определите положение материка относительно других объектов (материки, океаны):

  • Какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которые их отделяют от Африки.
  • Какие океаны, моря, заливы и проливы омывают берега Африки? Подпишите их на контурной карте.
  • Определите характер береговой линии (сильно изрезана — выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана — мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подпишите на контурной карте.

Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико-географического положения материка, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.

Особенности ФГП материка

Особенности природы

1. Материк почти посередине пересекается экватором; большей своей частью лежит между Северным и Южным тропиками

2. Большая протяженность материка с севера на юг и с запада на восток

3. Слабая изрезанность береговой линии

Одно из своих первых географических исследований шестиклассники совершают с помощью карты полушарий, изучая способы изображения водных объектов. Учащимся предлагается  следующий алгоритм:

  • как обозначены на карте реки и каналы?
  • Как обозначены озера и болота?
  • Как обозначены водопады на реках?
  • Каким цветом подписаны названия водных объектов?

Отвечая на данные вопросы с помощью одной карты, учащиеся открывают для себя новые знания. Уже через несколько уроков чтобы открыть для себя новые знания шестиклассникам потребуется не только карта полушарий, но и карты «история географических открытий» и «политическая карта полушарий». А исследовать они будут маршруты путешествий известных мореплавателейи для этого им даются следующие  вопросы:

  • Из какого города начал свой путь путешественник?
  • Какие горы и моря пересек мореплаватель?
  • В каких частях света побывал?
  • По территориям каких современных стран прошел путешественник?  ( как пример можно взять путешествие Афанасия Никитина).

Постепенно задания для географических исследований будут усложняться. Для получения новых знаний необходимо будет использовать различные источники географической информации – статистические и справочные материалы, диаграммы, энциклопедические статьи, данные наблюдений и т.д. Следуя логике построения учебного исследования перед выполнением заданий   прошу учащихся выдвинуть гипотезу нашего небольшого исследования, а также сформулировать цель исследования. Целенаправленная работа с рубрикой "Мои географические исследования" способствует формированию исследовательских навыков у учащихся  основной школы и исследовательской компетенции  учащихся старшей школы.

Здесь   мне хочется остановиться на контурных картах. Контурные карты включают задания как на закрепление и понимание географических знаний, так и задания на расширение знаний и развитие творческих способностей, требующих умения отбирать, анализировать необходимую информацию из разных источников и выражать её в форме картографического изображения. Например, по теме «Размещение населения»  учащиеся выполняют следующие задания на закрепление и понимание географических знаний:

  • Подпишите названия городов-миллионеров РФ. Зеленым цветом  подчеркните названия городов в пределах территорий, природные условия которых благоприятны для жизни людей.
  • Закрасьте одним цветом территории, плотность населения в которых превышает 25 человек на кв.км.

Умение работать с различными источниками информации можно и необходимо отрабатывать, используя географические атласы.  

Исследовательский подход в обучении

В своей работе реализую исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках. Практическую направленность исследовательского подхода реализую несколькими путями:

 -    Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций, например в 9-м классе по географии при изучении темы "Население" предлагаю исследовать вопрос о демографических проблемах своего города. Вопросы: Почему в школе сокращается численность обучающихся? Почему исчезают с карты Ленинградской области населенные пункты? Почему у вас нет брата или сестры?

 - Выполнение обучающимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы.

  - Задание представляется в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем и представляется для обсуждения всему классу.

Например, «Урок обобщения по теме «Горные породы и минералы».

- Что это загорная порода?  (гранит)

- Из каких минералов состоит гранит?

- Что происходит с гранитом под воздействием внешних сил? (Он разрушается на составные части: кварц на песчинки, полевой шпат и слюда образуют глину).

- Какого происхождения гранит?

- Какие горные породы называются магматическими?

Задание: написать рассказ «История происхождения песчинки». Сильные учащиеся  проверяют  соблюдение критериев к работе, отсутствие грубых ошибок.

Эффект от проведения упражнения:

1. Построение речевого высказывания в устной письменной форме;

2. Умение слушать и слышать

3. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия

На своих уроках я активно использую современные средства информационных компьютерных технологий. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Система работы позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.

   Таким образом, мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Для меня каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.

Развитие коммуникативных УУД

Коммуникативные УУДпозволяют:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

коммуникативные универсальные  учебные  действия обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с  ФГОС  к  коммуникативным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности. В итоге формируются коммуникативные умения:

- слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

- самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

- выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения;

- выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения.

- работать в сотрудничестве

Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:

- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

- коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

- коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).          

1.1 Характеристика групп коммуникативных универсальных учебных действий

1.1.1.Коммуникация как взаимодействие.

Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (смысловой аспект коммуникации):

- Понимание возможности различных позиций и точек зрения.

- Уважение к иной точке зрения.

- Понимание относительности оценок.

- Обмен информацией, установление взаимопонимания.

- Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Поэтому одной из важных задач при формировании коммуникативных учебных действий на данном этапе является преодолениеэгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. 

УМК  по географии под редакцией   Летягина издательства "Вентана Граф"  дает учителю возможность для постоянного педагогического творчества, позволяет использовать как традиционные, так и инновационные технологии обучения. В зависимости от желания и владения учителем различными технологиями и методиками и подготовленности классного коллектива, можно проводить практико-ориентированные уроки, уроки с использованием технологии развивающего обучения, уроки с использованием ИКТ, обучение в деятельности. Формы проведения уроков  разнообразны: уроки -путешествия,  деловые и ролевые игры, дискуссии, уроки - конференции. При проведении таких уроков формируется коммуникативная компетенция.

Типовые задачи

Задание № 1. Составь развернутый план к прочитанному тексту параграфа.

Для этого, надо прочитать и озаглавить каждый абзац полным предложением.

Алгоритм работы:

1. Прочитай 1 абзац. Ответь на вопрос: «О чем говорится в абзаце?»

Для этого выделите понятные и непонятные слова, найдите их значение, используя учебник и толковый словарь.

2. Выделите ключевые слова, из которых составьте заголовок абзаца; запишите заголовок в тетрадь. И так проработайте каждый абзац текста.

3. По составленному плану восстанови текст напарнику.

4. Выслушай напарника, запиши его план в свою тетрадь.

Критерии оценивания работы:

Соответствие количество абзацев и количества пунктов плана.

Количество использования ключевых слов в предложении.

Работа над понятными и непонятными словами.

Методика развития речевых умений  шестиклассников  на уроках географии:

Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм»

Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба».

Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом масштаб…

Дети:Численный, именованный, линейный, топографический план, условные знаки…

Эффект от выполнения упражнения:

1) концентрация внимания детей на работу;

2) закрепление знаний;

3) формирование умение слушать;

4) установление причинно-следственных знаний;

5) развитие речи.

Упражнение 2. «Составь задание партнеру»

Упражнение можно проводить как на уроках обобщения, так и по ходу изучения темы при работе в парах.

Например, темы «Градусная сетка», «Географические координаты», «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».

Эффект от выполнения упражнения:

1) закрепление знаний;

2) формирование умения слушать;

3) развитие речи;

4) формирование умения вести диалог.

 

Упражнение 3. «Отзыв на работу (ответ) товарища».

Упражнение можно проводить на этапе проверки домашнего задания, уроке обобщения знаний,  как в устной, так и письменной форме. В первом случае это может быть оценка любого учащегося класса с указанием полноты воспроизведенной информации.

Например:

- оцените, насколько полным был ответ на вопрос?

- какую оценку поставите за ответ и почему?

Во втором случае оценку с пояснением дают сильные учащиеся на письменную работу по теме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить.

 

Упражнение 4. «Диалог»

Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4-5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.

Эффективность от проведения упражнения:

1. Умение слушать и слышать.

2. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия.

3. Развитие речи, взаимопроверка.

 

Упражнение 5.

Упражнение проводится в форме домашнего задания или на этапе закрепления знаний по теме. Учащие в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему.

Например:

- Напиши историю происхождения песчинки.

- Напиши письмо в газету о своем поселке (городе).

- Объясни, с чем связана смена времен года?

- Объясни причины отличия людей по цвету кожи.

Эффект от выполнения упражнения:

1. Перевод устной речи в письменную и наоборот.

2. Развитие речи

3. Закрепление знаний по теме

 

1.2. Коммуникация как кооперация.

Методика развития групповой работы шестиклассников на уроках географии

Упражнение 1. «Групповая работа»

Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4-6 человек. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока.

Например, тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые»

Работают три группы. Этап проверки знаний.

Задание:  используя конспект в тетради  и текст учебника, выполните задание:

1 группа: колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды… О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите  примеры таких горных пород.

2 группа: магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите  примеры таких горных пород.

3 группа:опускание, давление,  высокая температура. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите  примеры таких горных пород.

Пример:  практическая  работа  по теме: «Составление комплексной характеристики своей местности».

Работа в группах.     Сообща по плану составить рассказ об Аксайском районе.

1 группа.Географическое положение (равнина, горы, соседи, природная зона,

                                климатический  пояс).

2 группа.Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства,

                              сельское хозяйство).

3 группа.               Природа родного края (растения, животные).

Экспертная группа.   Знакомство с дополнительным материалом.

И в конце урока:    

-  Напишите, что вы называете родным краем.

- В каком направлении и на каком расстоянии от Москвы он находится?

Эффект от выполнения упражнения:

1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе

2.  Развитие умения работать с различными источниками географических знаний

3. Обмен результатами мыследеятельности

 

Упражнение 2. «Интервью»

Упражнение проводится на этапе проверки домашнего задания или уроке обобщения по  теме. Учащиеся разбиваются на пары и располагаются рядом друг с другом. Далее педагог предлагает вопросы для интервью: 2-3 вопроса  по изученной теме (не более 5 минут).  

Например:

- Как вы оцениваете возможность землетрясения на территории вашего проживания?

- Какие движения земной коры характерны для вашей местности?

- Какую характеристику вы дадите полезным  ископаемым  вашей  местности?

Далее педагог поочередно предлагает оценить полученную информацию. Фиксация

ответов в рабочей тетради. Рефлексия состоявшегося взаимодействия.

Эффект от выполнения упражнения:

1. Обмен информацией между собеседниками.

2. Проявление умения слушать и слышать.

3. Закрепление знаний по теме.

 

Упражнение 3. «Круглый стол»

Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии. Форма – урок изучения нового,  урок обобщения знаний.

Например, тема: «Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города»

Учитель как ведущий объявляет тему и цель круглого стола, представляет законы «Круглого стола», далее поочередно вопросы для обсуждения:

- Какими причинами вызваны  внешние различия людей различных рас?

- Приведите как можно больше доказательств, что человечество - единый биологический вид.

- Какими причинами вызваны различия в заселенности территории мира? Подтвердите примерами.

- Что вы знаете о различии  государств по площади?  Подтвердите примерами.

Ведущий (учитель) фиксирует ответы выступающих на листе результатов и делает обобщение.

Эффект от проведения упражнения:

1. Развитие умений коллективной беседы, дискуссии.

2. Развитие речи.

3. Развитие навыков общения через организацию полилога, мыследеятельности.

Упражнение 4. «Пресс-конференция»

Упражнение можно проводить на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса. Ведущий (педагог или группа учащихся-специалистов) объявляет тему пресс-конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1-2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы.

Эффект от проведения упражнения:

1. Развитие умений формулировать вопрос.

2. Развитие навыков общения, через организацию смыслотворчества.

3. Развитие  мышления, речи.

Заключение

Основной принцип моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования знаний, умений, навыков по географии, я стала применять довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении и хозяйственной деятельности своего края, Украины и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила о поведении в природе.

Учебник - один из методов передачи информации с помощью практической деятельности и восприятия. Можно выделит следующие приемы работы с книгой: составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, практические работы, трудовая деятельность.

В настоящее время возрастает роль учебника, усложняются его функции. Он должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной деятельности школьников. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования.

Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником. Научить учащихся пользоваться учебником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задача.

Необходимым условием развития познавательного интереса учащихся является соответствие учебников общим требованиям, разработанным и сформулированным в работах дидактов, психологов и методистов.

Сказанное определяет актуальность темы курсовой работы.

Цель: рассмотреть приёмы работы с учебником на уроках географии.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

проанализировать учебники географии;

определить основные методы и приёмы организации работы с учебником географии;

установить возможность эффективного применения разных методов обучения на основании удобного построения учебника;

исследовать особенности работы с системой вопросов и заданий, с текстовыми картами, особенности применения дополнительной литературы;

выяснить значение учебника при выполнении самостоятельных и практических работ по географии.

Таким образом, можно заключить, что работа со статистическими материалами в курсах физической географии эффектней при следующих методических условиях:

а) систематической работе с учебником;

б) актуализации межпредметных связей с математикой;

в) наличии красочных, наглядных описаний климатических погодных явлений;

г) тесной увязке наблюдений за погодой с понятиями «погода и «климат»;

д) проведении сравнения погоды и климата различных участков Земли и своей местности.

В методике формирования приемов учебной работы учащихся велико значение упражнений и самостоятельных работ. От их правильной последовательности и полноты в значительной мере зависит успех обучения. Важно также определить место самостоятельных работ в изучении нового материала. Так, некоторым приемам обучают на основе ранее усвоенных знаний - определению координат, описанию гор, равнин по карте и т. д. Такой подход характерен для начального этапа изучения географии, когда идет усвоение общих географических понятий, накопление опорных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Виды и формы домашнего задания по истории"

Выступление на педагогическом совете. февраль 2010 год. Тема: Виды и формы домашнего задания""...

Информационная компетентность – одна из ключевых способностей педагога (выступление на педагогическом совете)

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...

Роль дополнительного образования в предупреждении асоциального поведения воспитанников (выступление на методическом совете)

Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению. Познать себя подрастающем...

Выступление на педагогическом совете

Выступление на педагогическом совете «Формирование предметных компетентностей педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты»: «Компетентностный подход к преподаванию информатики»...

Выступление на педагогическом совете

Выступление на педагогическом совете «Основные составляющие компетентности классного руководителя в современной школе», «Информационная компетентность учителя»...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...