Индивидуализация учебного процесса как фактор формирования духовно, физически, социально здоровой личности.
статья на тему

Смелянская Елена Вячеславовна

 Опыт по внедрению индивидуализации учебного процесса . Теоретическое обоснование и трудности при его применении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация учебного процесса как фактор формирования духовно, физически, социально здоровой личности.

                           Учитель – тот, кто с добротой выводит

                            блуждающего на его дорогу.  

                            Квинт Энний.

                                                Древнеримский  поэт.

                                      Смелянская Елена Вячеславовна.

                                      Учитель математики  ГОУ №333.

                                               

       План

         Введение

      Теория

      Цели и задачи

      Применение в работе

      Результаты

Введение.

Почему я выбрала индивидуализацию обучения, а не дифференцированное обучение, что казалось  очень близкие понятия, но это далеко не так. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения). Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низший уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и различная мера помощи со стороны учителя тем учащимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения. И это всё при одинаковых исходных, а ко мне приходят дети с таким разным багажом знаний, что иногда удивляешься, а как они девять классов то закончили. Некоторые не понимают разницу между сложением, умножением и возведением в степень, не могут определить какое число больше или меньше (причём из самых простых) и т.д. Но стоит задача, научить всех, чтобы все сдали экзамены, поступили туда, куда хотят, чтобы в жизни «не покупали прямоугольные метры», как было в одной рекламе. Каждый ребёнок индивидуален. Каждый хочет, чтобы объяснили именно ему. Спросили

именно его, помогли  конкретно ему. Наверное, поэтому я и выбрала индивидуализацию обучения.

Теория
Индивидуальный подход - метод обучения, предполагающий знание и учёт 

  • интересов
  • склонностей
  • уровня развития
  • пробелов в знаниях и умениях каждого ученика
  • возрастных особенностей
  • типа темперамента

Индивидуальный подход - это

  • внимание учителя к каждому учащемуся
  • помощь индивидуального характера
  • вопросы и задания, учитывающие индивидуальные возможности и недочёты в знаниях

Направления индивидуального подхода

  • Систематический учет  индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника
  • Индивидуальный подход к каждому ученику без исключения гуманный  подход к личности ученика
  • Творческое развитие индивидуальности ученика

            Индивидуальный подход  -  ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий.

Здоровьесберегающие технологии

  • Разнообразие приёмов,  методов работы, поддержание контакта с учащимися
  • использование привлекательной мотивации
  • формулирование целей и задач урока вместе с учащимися
  • использование работы в парах переменного и постоянного состава (по2 – 3 человека), где может быть одно задание или разное
  • построение урока не только в соответствии с целью и спецификой урока, но и особенностями класса
  • подведение итогов на последних минутах вместе с учениками
  • в ходе контрольной работы – оказание тихой индивидуальной поддержки; при сообщении результатов – указание на общие недоработки, без обсуждения персональных отметок и ошибок
  • при проявлении признаков утомления учащихся – изменение интонации, привлечение внимания (например, неожиданным примером, проведением физкультминутки)

Принципы здоровьесберегающей технологии

не навреди

повторения умений и навыков

доступности и индивидуализации

непрерывности

цикличности

учёта возрастных и индивидуальных особенностей

всестороннего  и  гармонического развития личности

оздоровительной направленности

комплексного междисциплинарного подхода к обучению

формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих

связи теории с практикой

Требования к уроку математики при использовании здоровосберегающих технологий

  • к началу урока должны быть сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса
  • выполнять сначала более простые задания, а затем более сложные
  • ученики должны уходить с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы
  • необходимо стимулировать учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
  • при оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика
  • при планировании урока, разнообразить виды деятельности на уроке
  • полезно развивать зрительную память
  • проговаривать целые правила
  • развивать воображение учеников
  • в конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить

Цели и задачи

  • Использовать все возможности для воспитания и обучения нравственно, физически и социально здоровых детей.
  • Постоянно искать новые приёмы и методы работы
  • Учить всех, думая о каждом
  • Никогда не опускать рук, постоянно учится

Применение в работе

Уже много лет, как я стала работать над индивидуализацией обучения, хотя, делать это, в рамках одного урока, очень и очень трудно. Не всегда эта работа находила поддержку среди коллег, привыкших к стандартным урокам, но время идёт, меняются дети, меняемся мы и сейчас не получается работать по классической схеме,

Необходимы новые подходы.

Во-первых, очень важную роль имеет мотивация ученика, т.к. я работаю в старших классах, то многие уже понимают: что им надо, а что нет, но далеко не все, прозрение наступает во втором полугодии 11 класса, и это оказывается самым тяжёлым временем для меня, хотя и самым радостным. Очень приятно слышать «Давайте отменим те или иные уроки и останемся на алгебре, или заберите нас с…», только это и заставляет меня продолжить эту работу.

Каждый ученик должен твёрдо знать критерии оценок, т.е. за знание теории  и умение решать задачи по заданному алгоритму, он не может получить оценку выше «3», ниже только за незнание и неумение, если больше и не надо, то, пожалуйста, решай на «3».

Если, хочешь выше, то и задания будут сложнее, надо не просто решить, но и объяснить решение и связать с другими темами. А  на «5», надо исследовать решение, возможно, найти другой способ и  т.д.

Повторяюсь, так как помощи просить не у кого, приходиться самой выяснять мотивацию учеников,

Для этого в начале каждого года провожу анкету с вопросами

.Фамилия, имя  ______________________________________________________

2. Какая  оценка была по алгебре_______________

                               по геометрии_______________

3. На какую оценку сам оцениваешь свои знания  по алгебре______________

                                                                              по геометрии______________

4 . С какой целью пошёл в 10 класс________________________________________

5. Выбрал ли, куда будешь поступать дальше________________________________

6.  Если выбрал, то нужно ли сдавать математику____________________________            

7. На какую оценку рассчитываешь в10 классе  по алгебре____________________

                                                                         по геометрии_____________________

8. Трудно ли даётся изучение этих предметов_______________________________

9. Перечислить самые трудные темы.

Хорошо, если ребёнок адекватно оценивает свои знания и знает, что будет делать потом или, хотя бы, хочет иметь хорошую оценку. Хуже с теми, кто пришёл «отсидеться» и не знает, как бы ему это сделать.

Следующий этап, с мотивацией уже более или менее понятно, надо выяснить, а может ли?

Надо выяснить уровень подготовки, есть ли база, на что опираться, где и в чём помочь.

Для этого провожу несколько коротеньких работ с целью проверить, не только базовый уровень знаний, но и внимание, реакцию, вычислительные навыки. Всё это помогает составить психологический портрет ученика.

Большая часть работ даётся индивидуально, чтобы исключить списывание и глубже понять, что можно требовать от каждого.

Вся эта работа осложняется большим количеством учеников в классе т.к. человек может держать во внимании 7-9 объектов, ну по 2 за партой это максимум 18 человек, я могу удержать 22-23 человека, всё равно выпадают 1-6, которым на определённом этапе урока не хватает внимания. Во втором полугодии 11 класса с этим уже проще т.к. все хотят и работают. В 10 классе, пока не подберутся равноценные группы (а здесь ещё нужно учесть и чисто человеческие отношения) несколько человек выпадают из работы. Ещё очень огорчает невозможность применить для обучения компьютер.

Далее всё очень просто и в то же время сложно.

  1. Перед объяснением нового материала выяснить, что знает класс без чего не возможно усвоение новой темы.
  2. Объяснение проводить, чётко формулируя требования, что надо знать на каждую из положительных  оценок.
  3. Рассматривать различные варианты заданий с чёткими критериями оценок.
  4. Проверять знания и умения по трем ступеням, сначала на «3» всех, потом на «4» по желанию, потом на «5» по желанию, первичная проверка позволяет выяснить, кому и в чем надо помочь.
  5. Далее идёт практикум (исключительно индивидуальный) позволяющий перейти на следующий уровень.
  6.  Окончательная проверка с выставления оценки. Это могут быть тесты, имеющие три уровня, и зачёты, также по 3 уровням.  В любой самостоятельной или контрольной чётко должны быть эти три уровня, ученик должен знать, сколько и за какое время он должен выполнить заданий, и какую оценку он может получить при правильном решении.
  7. Самое главное – не врать, не замалчивать проблемы, не приукрашивать результаты. Пусть сначала будет плохо, не очень красиво, но потом, при правильном подходе, мы обязательно выйдем на хороший результат.

Поэтому, урок только в некоторой части похож на традиционный, помимо основных задач и целей, ставится ещё очень много попутных, не для всех, а для конкретного ученика. Большая трудность возникает даже при записи всех этих задач т.к. некоторые из них возникают и решаются прямо на уроке. Напряжение на уроке огромное, нужно помнить у кого какие трудности, кому и в чём помочь, у кого надо спросить тот или иной материал, т.е. постоянно быть «рядом», не возвышаясь как столб сверху.

Индивидуальным должен быть и подход к домашним заданиям.

Я практикую несколько видов домашних заданий. Один из них задание по теме с первого урока и до контрольной работы, это задание достаточно большое, даётся на большой промежуток времени и имеет задачи разных уровней. Второй вид домашних заданий - это задания непосредственно к уроку. Тут задания могут варьироваться по вариантам (простые и более сложные), общие для всех (это чаще всего повторение пройденного), или домашние контрольные работы по вариантам, как подготовка к контрольной работе – все эти задания не очень объёмные. В 11 классе можно вообще отказаться от домашних заданий, всё необходимое можно успеть на уроке, а те кто заинтересован, будут выполнять задания и без подсказки.

Работать по такой схеме очень трудно, нет привычной красочности классического урока, зато есть результат.

Результаты.

Три года назад я взяла 9 класс. Неуспевающих нет. Качество знаний 50%

Т.е. половина класса учиться без троек. Ну, думаю, повезло.

Не тут-то было. Сформированность вычислительных навыков 16%,

Умение решать простейшие линейные уравнения 12%, квадратные - 8%,

Строить хотя бы прямую 8% т.е. двое из класса. У родителей был шок.

Когда детки осознали весь ужас создавшегося положения, тогда и началась работа.

В июне этого года мы гуляли на выпускном. Экзамены сдали все, качество знаний 32%, это не много, но это победа, а когда они поступили в те учебные заведения, которые и собирались, а одна девушка набрала 95 баллов из 100, выше, чем ученики из мат.школ, шок был уже у меня. Эти истории происходят у меня каждый год. Школа у нас самая простая, и район далеко не элитный, но бросить своих деток я не могу.

Очень многое хотелось бы сделать ещё, но нет возможностей. Например, я с удовольствием применяла бы компьютеры на некоторых темах, но… нагрузка, расписание и т.д. позволяют делать это крайне редко. Поэтому могу только дать задания тем, кто имеет компьютер дома. Хорошо бы иметь другую мебель, чтобы при  выполнении заданий для группы, можно было бы общаться без затруднений.

Хотелось бы иметь другие критерии оценок. Хотелось бы иметь возможность с каждым составить индивидуально-ориентированный план всего обучения, но здесь нужна поддержка не только школьных учителей, но и родителей и психологов и всей системы образования. Пора бы уже отказаться от поурочного  обучения, рассчитанного на всех и не на кого. Но это мечты о будущем, а пока приходиться очень много работать.

Литература.

  • Энциклопедия современного учителя. –М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000.
  •  Педагогика. Учебное  пособие  для  студентов   педагогических      вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. –      М.: Педагогическое общество России, 1998.
  • Журналы «Образование в современной школе»
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе школы и учителя . – М.:АРКИ,2003.
  • Учебно – методические газеты »Математика»

Смелянская  Е.В. ГОУ №333        стр.         19.04.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация учебной деятельности как фактор, обеспечивающий успешную подготовку старшеклассников к ЕГЭ по математике.

Важная  задача учителя – учить детей учиться, создать ситуацию, в которой обучающийся просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием. Необходимо сделать так, чтобы ученики умели и...

презентация на тему "культура питания как фактор формирования духовно-нравственной личности"

данный материал поможет сформировать потребность в правильном питании...

Семейное воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности современных дошкольников

В данной статье говорится о роли семьи на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Статья по теме: Роль учителя физической культуры в формировании гармонично развитой, социально активной личности.

Активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармонично развитого человека.Физическая культура является средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствован...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе как фактор формирования активной жизненной позиции

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...