Коррекционно - развивающая программа нравственного воспитания
рабочая программа на тему

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА Нравственного воспитания детей школьного возраста в условиях ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей «Детский дом №17» г. Печора    «Ступени добра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx110.15 КБ

Предварительный просмотр:

                              Государственное образовательное учреждение

                 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                                            «Детский дом №17» г. Печоры          

              КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

      Нравственного воспитания детей школьного возраста                      

                  в условиях ГОУ для детей сирот и детей,

                   оставшихся без попечения  родителей

                      «Детский дом №17» г. Печора

                                 «Ступени добра»

                                                                Автор: Киселёва Т.В.

                                                                Должность: воспитатель

                                                                Адрес учреждения:

                                                                г. Печора  ул. Гагарина, 45

                                                                Тел.: 7-41-35

         

                                         г. Печора

                                        2009-2012 гг.

Пояснительная записка.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
        Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше  общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное  воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести  постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.
                Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно
необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему
нравственное воспитание обретает сегодня не меньшую, если не
большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не
согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше
должно стоять образование нравственное». Психолог А.З. Рахимов
считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся,
оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы,
законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве
владеть законами нравственности
.
            Программа «Ступени добра» предназначена для детей 11-16 лет  детского дома №17.

Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

Диагностические данные воспитанников моей группы  показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору.  Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В моей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, занятия, диспуты, беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.

Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.

Говоря  о морали, я подразумеваю поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.

Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой, посвящена данная программа.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании».   Типовым положением образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ № 1203 от 14.10.96 г., № 1117 от 28.08.97 г.), Уставом «Детского дома № 17», программой «Развитие воспитания», разработанной коллективом детского дома под руководство директора Витязевой Н.А., программой «Здоровье», разработанной директором Витязевой Н.А.

Основу воспитательного процесса должны составлять следующие принципы:

* воспитание строить в соответствии с потребностями ребенка и общества на данный момент;

* давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность;

* давать ребенку право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях;

* создавать ситуации успеха, находить возможность стимулирования ребенка за активную самостоятельную деятельность;

* обеспечить доверительные отношения между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;

* обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности ребенка;

* ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников.

                              Заповеди воспитания:

* Не воспитывай в плохом настроении («спокойствие, только спокойствие»).  

* Определи, чего хочешь для ребенка, узнай, что он думает по этому поводу.  

* Предоставь возможную самостоятельность.

* Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.  

* Не пропусти первый успех ребенка.

* Делай своевременные замечания.  

* Оценивай поступок, а не личность.

* А главная заповедь - не навреди.  

                             Структура программы.

Программа включает в себя систему  занятий: о нравственном выборе, об этикете, и его моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми по следующим направлениям: общение, досуг, труд.

Цель программы.

Воспитание нравственно-этических качеств, важнейшей ценности духовного развития ребёнка.

Задачи программы.

  1. Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни.
  2. Просвещать воспитанников с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
  3. Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни.
  4. Расширять представления детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе так и с окружающими людьми.
  5. Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
  6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Методы достижения поставленной цели.

1. Тематические беседы по нравственной тематике.

2. Дискуссии по нравственной тематике.

3. Практикумы, игры по этикету.

4. Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.

5. Шефская работа малышам, ветеранам труда, нуждающимся людям.

6. Конкурсы.

Программа состоит из трех разделов: первый предусматривает планирование работы по нравственному воспитанию с детьми 11 – 12 лет, второй 13 – 14 лет, третий 15 – 16 лет.

     Такое деление основано на психологических особенностях подросткового возраста и учитывает степень подготовленности воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

          Работа по предложенной программе проводилась с воспитанницами группы №1 «Детского дома №17» г. Печоры с сентября 2009 года по май 2012 года.

Раздел первый 11 – 12 лет.

     В этом возрасте дети переходят от начальной школы к средней. Хотя воспитанники формально считаются учащимися средней ступени на самом деле они еще тесно связаны с начальной школой, постоянно нуждаются в опеки воспитателя и слабо ориентируются в новой для них системе обучения и воспитания.

      Воспитатель не имеет возможности постоянно находиться с воспитанниками, и в то же время он должен решать серьезные воспитательные задачи:

- изучение каждого воспитанника с целью планирования воспитательной работы;

- продолжение формирования детского коллектива;

- диагностика результатов воспитания;

- стимулирование самостоятельной деятельности ребенка.

Месяц

Тема

Форма работы

Цели

Сентябрь

«Кто я»

Анкетирование

Ознакомление с воспитанникам, выявление объективных данных о интересах, отношение к учебной и общественной деятельности, пожеланий по проведению мероприятий и занятости ребенка в свободное время.  

Октябрь

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Деловая игра

Используя построения стихотворения В. Маяковского, проанализировать позитивные и негативные явления действительности пронаблюдать к ним отношение воспитанников, скорректировать ошибочные действия.

Ноябрь

«Учимся быть культурными»

Беседа

Расширить представления о правилах этикета.

Декабрь

Сказка Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками»

Коллективное чтение

Воспитание положительных нравственных качеств.

Январь

«Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к товарищам»

Воспитательский час

Воспитание критичного отношения к себе. Воспитание правдивости, а также доброжелательного отношения к товарищам.

Февраль

«Как себя вести»

Игра- упражнение

Сформировать представления о некоторых правилах поведения, в частности об этикете в гостях.

Март

«Речь-основное средство общения»

Беседа

Дать представление о значении речи в жизни человека. Учить детей правильно говорить и правильно использовать формулы речевого этикета общения.

Апрель

«Хороший поступок»

Художественная самодеятельность. (рисование)

Закрепить понимание того, какой поступок является хорошим. Дать возможность мысленно представить себя на месте героя рисунка.

Май          

«Труд красит человека»          

Воспитательское занятие                

Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.                

Июнь

             «Как бы ты поступил, если…»

           Диагностические ситуации

 Изучение уровня нравственного развития.

Раздел второй 13 – 14 лет.

    Подростки 11- 12 лет получили представление о роли коллектива в жизни воспитанника, о влияние коллектива на личность и личности на коллектив.

    Основной целью воспитательной работы на этапе стимулирование самостоятельности и инициативы воспитанников под руководством воспитателя. Развитие актива группы, деятельность органов самоуправления, воспитание ответственности за порученное дело.

      Решение данных задач могут способствовать следующие формы работы:

Месяц

Тема

Форма работы

Цели

Сентябрь

«Один за всех, все за одного»

Собрание в группе

     

Выборы актива группы, выработка мотивации общественной деятельности, развитие навыков анализа работы коллектива и отдельных его членов.                                                                      

Октябрь

«Прекрасно там, где пребывает милосердие»

Беседа-размышление

Помочь детям разобраться о нравственном выборе, где присутствует жалость, уважение, желание помочь.

Ноябрь

«Права ребенка его глазами»

Воспитательский час

Осознание ребенком: прав и обязанностей личности и обязанностей личности в социуме; формирование самосознания и ответственности подростков перед обществом; развитие навыков самостоятельного поиска и использования материалов для воспитательного часа.

Декабрь

«Конфликты и я»

Диалог

Коррекция негативных поведенческих проявлений, формирование умения взаимодействовать с окружающими без конфликтов.

Январь

«Этикет для меня»

Деловая игра

Привитие навыков общения и поведения в социуме, формирование объективной самооценки.

Передача нравственных ценностей поведения.

Февраль

«Дружба»

Воспитательское занятие

Углубить представление о дружбе, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Март

«Семья в моей жизни»

Цикл мероприятий

Формирование представлений о семейных ценностях, приобретение навыков семейной дипломатии, осмысление явлений действительности и своего отношения к ним.

Апрель

«Привычки- хорошие и плохие»

Воспитательский час

Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.

Май

Басня И. А. Крылова «Пустынник и медведь»

Чтение и обсуждение на тему: «Умение понять и помочь»

Воспитывать умение сочувствовать товарищу. Воспитывать стремление и умение помогать людям.

Июнь

«Моё настроение»

Игра

Формирование основ ценностных ориентиров подростков.


Раздел третий 15 – 16 лет.

    Планирование воспитательной работы с детьми 15 – 16 лет осуществляется с учетом характеристики коллектива, сложившихся в нем взаимоотношений, традиций и интересов. Большое внимание уделяется инициативе самих воспитанников в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий. Роль воспитателя проявляется в оказании практической помощи в организации коллективных дел, анализе результативности работы актива и личности ребенка. В связи с тем, что подростки данного возраста испытывают много психологических проблем. Основной акцент, с данной группой воспитанников, делается на индивидуальную работу.

Месяц

Тема

Форма работы

Цели

Сентябрь

«Я + ТЫ = МЫ»

Собрание в группе

Совместное с воспитанниками составление плана работы группы, наблюдение за взаимодействием микрогрупп, корректировка предложений.

Октябрь

«Между нами девочками»

Воспитательский час

Позитивное отношение к целомудрию,воздержанию,нравственной чистоте, побуждать к поиску положительного нравственного идеала.              

Ноябрь

«Да здравствует вежливость и доброта!»

Конкурс

Включить детей в эмоционально-творческую деятельность; расширить и обогатить их знания о правилах этикета.

Декабрь

«Нормы поведения людей в обществе»

Беседа

Содействие регулированию межличностных отношений воспитанников в группе.

Январь

«Ох уж этот переходный возраст»

Деловая игра

Разрешение психологических проблем путем моделирования конфликтных ситуаций, формирование активной самооценки подростка.

Февраль

«Что значит уверенный человек»

Воспитательский час

Способствовать проявлениям уверенного поведения.

Март

«Мы все такие разные»

Обсуждение жизненных ситуаций

Воспитание у детей чувства терпимости по отношению к окружающим людям, уважение их прав и индивидуальности.

Апрель

«О чем я сейчас хочу поговорить»

Ситуационный воспитательский час

Выявление нравственных проблем, волнующих подростков, оказание практической помощи в сложных ситуациях, воспитание сострадания, сочувствия, уважительного отношения к сверстникам.

Май

«Счастье-это…»

Диспут

Мини сочинение.

Июнь

«Добрая память»

Трудовой десант

Воспитание целеустремленности и ответственности в общественной работе.

             Диагностические исследования.

   Эффективность реализации целей коррекционно-развивающей программы «Ступени добра» отслеживается диагностическими исследованиями, что в свою очередь даёт возможность проанализировать влияние проведенной работы на нравственное развитие подростков.

Диагностика нравственной воспитанности проводилась в начале работы по коррекционно-развивающей  программе «Ступени добра» и по её завершению.

            Средства исследования:

          Диагностика нравственной воспитанности включает блок методик:

1. Методика№1. «Диагностика нравственной самооценки».

2. Методика№2. «Диагностика этики поведения».

3. Методика№3. «Диагностика отношения к жизненным ценностям».

4. Методика №4.«Диагностика нравственной мотивации».

(  См. Приложение № 1)

     Данные диагностических обследований  (начало/конец работы над программой) представлены в таблицах.

 

Фамилия, имя.

Методика №1

Диагностика нравственной самооценки.

Методика №2

Диагностика этики поведения.

Методика №3

Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Методика №4

Диагностика нравственной мотивации.

1.

Кристина Н

Уровень ниже среднего-21балл

Средний уровень-4б.

Высокий уровень.-5б

Средний уровень -3б.

2.

Вероника Л.

Средний уровень-25баллов

Средний уровень.-4б

Средний уровень-4б

Средний уровень -3б.

3.

Оксана Т.

Уровень ниже среднего-23балла

Средний уровень -4б

Средний уровень-3б

Средний уровень -2 б

4.

Юлия Т.

Уровень ниже среднего-20б

Средний уровень -4б.

Средний

уровень-4б.

Средний уровень -2б.

5.

Ксения Ш,

Средний уровень-26б.

Низкий уровень-1б.

Ниже среднего.-2б.

Средний уровень -3б.

6.

Альбина Г.

Уровень ниже среднего-21б

Средний уровень-3б

Средний уровень -3б

Средний уровень.-3б.

7.

Виктория Ш.

Средний уровень-27б.

Низкий уровень-1б.

Средний уровень-3б

Средний уровень-2б.

8.

Вероника ж.

Уровень ниже среднего-22б

Средний уровень -4б.

Средний уровень-4б

Средний уровень-3б.

Группа № 1. 2009-2010 г.

Диагностика нравственной воспитанности (окончание выполнения программы) Группа № 1, 2011 – 2012 учебный год.

Фамилия, имя.

Методика №1

Диагностика нравственной самооценки.

Методика №2

Диагностика этики поведения.

Методика №3

Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Методика №4

Диагностика нравственной мотивации.

1.

Кристина Н

Высокий уровень-36 баллов.

Средний уровень -3 балла.

Высокий уровень -5баллов

Высокий  уровень -4 балла.

2.

Вероника Л.

Высокий уровень 36 баллов.

Высокий уровень – 4 балла

Средний уровень -4 балла

Средний уровень - 3 балла.

3.

Оксана Т.

Высокий уровень 34 балла.

Средний уровень - 4балла

Высокий уровень -5баллов.

Средний уровень -3 балла.

4.

Юлия Т.

Средний уровень 29 баллов.

Высокий уровень -5баллов.

Средний уровень - 4балла.

Средний уровень -3 балла.

5.

Ксения Ш,

Высокий уровень 35 баллов.

Средний уровень -  3балла.

Высокий уровень – 5 баллов

Высокий уровень -4 балла.

6.

Альбина Г.

Средний уровень 33 балла

Средний уровень -3балла

Средний  уровень -3 баллов.

. Средний уровень -3 балла.

7.

Виктория Ш.

Высокий уровень -35 баллов.

Средний уровень – 3 балла.

Высокий уровень -5баллов.

Высокий уровень -4 балла.

8.

Вероника ж.

Средний уровень 26  баллов

Средний уровень -3 балла.

Высокий уровень -5баллов.

Средний уровень -3 балла.

   Сравнивая данные обследований (начало / конец работы по коррекционно-развивающей программе «Ступени добра») были получены следующие результаты динамики развития нравственной воспитанности у подростков в группе №1 детского дома №17.

Начало работы над программой

2009-2010 учебный год.

Завершение работы над программой

2011- 2012 учебный год.

Методика №1

. Диагностика нравственной

самооценки

Методика №1.

 Диагностика нравственной

 самооценки

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

62,5%

37,5%

  0%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

 0%

37,5%

62,5%

Методика №2.

 Диагностика этики поведения

Методика №2.

 Диагностика этики поведения

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

25%

75%

  0%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

   0%

75%

 25%

  Методика №3

Диагностика отношения к

 жизненным ценностям.

Методика №3.

 Диагностика отношения к

 жизненным ценностям.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

12,5%

75%

12,5%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

 0%

37,5%

62,5%

Методика №4

Диагностика нравственной

мотивации

Методика №4.

Диагностика нравственной

мотивации

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

  0%

100%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

  0%

62,5%

37,5%

Диагностика нравственной самооценки

Диагностика этики поведения

Диагностика отношения к

жизненным ценностям

Диагностика нравственной

мотивации

Результаты мониторинга показывают положительную динамику в развитии показателей нравственной воспитанности среди воспитанниц группы.

На начало реализации целей коррекционно-развивающей программы «Ступени добра» нравственная самооценка была низкой у 62,5% детей. К завершению занятий нравственная самооценка стала высокой у такого же процента воспитанниц, то есть у 62,5%.

         Диагностика этики  поведения показала, что высокого уровня развития данного параметра  не было ни у одной из девочек, а к концу занятий показатель вырос до 25%.

Диагностика отношения к жизненным ценностям показала, что, высокого уровня развития в этом критерии достигли 62,5% воспитанниц по сравнению с 12,5% на начало работы по программе «Ступени добра».

Диагностика нравственной мотивации – у всех девочек это критерий был на среднем уровне развития. Завершив программу, высоким стал этот показатель у 37,5% воспитанниц.

             Анализируя статистические данные, можно сделать вывод:

 работа по коррекционно-развивающей программе «Ступени добра» эффективна, актуальна и необходима в педагогической деятельности по нравственному воспитанию воспитанников детского дома, что в свою очередь способствует социализации подростков.

Заключение

Итак, мы видим, что поле для коррекционной работы воспитателя очень широкое: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления до коррекции недостатков характера, поведения неуравновешенности, противоречивости, импульсивности, пугливости и неразумного бесстрашия, пессимизма и чрезмерной веселости, безучастия и повышенной возбудимости, лжи и воровства, замкнутости и бродяжничества и т.п.)

Все эти особенности должны быть приняты во внимание при проведении воспитательной работы.

Каждое занятие  должно быть построено и проведено с опорой на  душевную теплоту взрослого, т.е. воспитателя, чуткость и уважение к ребенку, способность оценить  любой вывод, сделанный детьми. И только тогда мы можем достичь положительных результатов.

А.Д. Гонеев  считал, что взвешенное сочетание  индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов  внеучебной деятельности  коррекционной – педагогической работы с проблемными детьми усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реально  действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность» М.: Просвещение, 2007г.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.:Рус.яз., 1990.
  3. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе. № 5 – 1993г.
  4. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. М. Просвещение, 2005г.
  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М. Просвещение, 2002г.
  6. Классные часы. 7 класс. Авт.-сост. Т.Н.Максимова, Н.Н.Дробинина.-М.:ВАКО, 2011.-(Учебный год).
  7. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 2, М. Просвещение, 2002г.
  8. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М. Просвещение, 2001г.
  9. Спутник классного руководителя. М. Просвещение, 2001г. 1
  10.  Журналы «Воспитание школьников» , «Коррекционная педагогика». Просвещение, 2005 г.
  11. Храмова Р. «Славен трудом человек».-Воспитание школьников,2004,№7.  

12.Л.В.Мищенкова «Самый классный час» М. Просвещение,2003 г.

13.И.А. Тисленкова «Нравственное воспитание в средней школе» М. Просвещение,2001г.

14.  Т.Н.Феодосова, Ю.С.Скворцова Школа классных руководителей. Издательство «Учитель», 2010г.  

15. А.Д. Агафонова «Классные часы по этикету». Академия развития, 2009г.                                                                                            16.Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г.

                                                                                                                                                                          Приложение № 1

Методика№1.

«Диагностика нравственной самооценки».

Инструкция: внимательно прочитайте высказывания. Подумайте, насколько

Вы согласны или не согласны с  каждым из них. Если Вы полностью согласны с высказыванием, оцените Ваш ответ на 4 балла; если Вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла; если Вы немножко согласны – оцените ответ в 2 балла; если Вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Обведите подходящий для Вас балл для каждого высказывания.

Вопросы:

1.

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

4

3

2

1

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

4

3

2

1

3

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4

3

2

1

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

1

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

4

3

2

1

6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

4

3

2

1

7.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

4

3

2

1

8.

Мне приятно доставлять людям радость.

4

3

2

1

9.

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

4

3

2

1

10.

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

4

3

2

1

 

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом.

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы.

 В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы и т.д.

 Интерпретация результатов:

 от 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От16 до 23 единиц – уровень нравственной самооценки «ниже среднего».

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Методика№2.

«Диагностика этики поведения».

Инструкция: Прочитайте внимательно 5 незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать.

Тексты:

1.Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2.Если кто-то надо мной смеётся, то я…

3.Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4.Когда меня постоянно перебивают, то я…

5.Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления.

Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнение без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывания своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика№3.

«Диагностика отношения к жизненным ценностям».

Инструкция. Представьте себе, что у Вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5.

Список желаний

№ ответов

Быть человеком, которого любят.

Иметь много денег.

Иметь самый современный компьютер.

Иметь верного друга.

Мне важно здоровье близких людей.

Иметь возможность многими командовать.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

Иметь доброе сердце.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация: 

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

0 – 1 – низкий уровень.

Методика №4.

 «Диагностика нравственной мотивации».

         

Инструкция: Выберете, из предложенных Вам ответов на вопросы, 1 ответ, который наиболее Вам подходит.

1.Если кто-то плачет, то я:

   а) пытаюсь ему помочь;

   б) думаю о том, что могло произойти;

   в) не обращаю внимания.

2.Я играю с другом в теннис, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него такой игры нет:

   а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

   б) отвечу, что не могу ему помочь;

   в) скажу, чтобы он попросил взрослых приобрести такую игру.

   г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3.Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл игру:

   а) я не обращу внимания;

   б) скажу, что он размазня;

   в) объясню, что нет ничего страшного;

   г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на Вас обиделся, Вы:

   а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;

   б) обидитесь в ответ;

   в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а; 2-г; 3-в, 4-а.

Дальше подсчитывается сумма положительных ответов воспитанников.

4 балла – высокий уровень;

2, 3 балла – средний уровень;

0, 1 балл – низкий уровень.

     

Сравнивая данные обследований (начало/конец работы над программой) были получены следующие результаты:

Тема:   ДРУЖБА

Цель:

  1. Углубить представление о дружбе, прививать навыки  терпимости и корректности в общении с друзьями.
  2. Помочь воспитанникам  сформировать их представление о товарищеском отношении к друзьям,  о бескорыстии и порядочности, как необходимых качества настоящего друга.

Задачи:

  1. Совместно с детьми обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и ее значение в жизни каждого человека.
  2. Способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих товарищей по обсуждаемой проблеме.
  3. Воспитывать стремление быть настоящей подругой, другом; способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе.

   Приветствие (все по кругу обращаясь, друг к другу)

Скажем: «Здравствуйте – руками» (пожатие рук друг другу).

Скажем «Здравствуйте – глазами»  (воспитанники моргают друг другу)

Скажем: «Здравствуйте - мы ртом - скажем радостно кругом!

Радостно от того, что мы собрались снова вместе».

(Звучат фрагменты песен о дружбе)

Воспитатель:

-О чем пойдет сегодня речь?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Наш разговор будет посвящен очень важному состоянию, в котором может или не может пребывать человек. Это состояние заключено в короткое, но очень важное для каждого из нас слово. Это слово дружба.

Воспитатель:

-  Послушайте притчу, которая называется «О дружбе».

В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю.

Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошел к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая пришла с охоты с добычей. Молодой волк рассказал вожаку, что они напали на семерых охотников и без труда задрали их.

Пришло время стае снова идти на охоту, и повел ее молодой волк. Стаи долго не было. И вот старый волк увидел молодого волка, залитого кровью. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек, и в живых остался только он один. Старый волк удивительно спросил: «Но ведь в первую охоту стая задрала семерых вооруженных охотников, и все вернулись целыми и с добычей?» На это молодой волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга».

Вопросы для обсуждения:

-Почему в первый раз стая волков смогла справиться с семерыми охотниками?

-Почему стае не удалось победить троих человек с ружьями?

-В чем сила этих троих охотников?

-Как вы думаете, какие качества характера наверняка помогли друзьям справиться с целой стаей?

-Чему учит нас эта притча?

Выполнение развивающего задания.

(Дети получают распечатки задания.  Работа в парах.)

1

2

1

2

2

1

1

1

2

1

2

2

2

1

1

1

2

1

2

2

1

Код:

1

д

а

г

у

о

с

2

б

е

р

ж

т

в

Ответ: Дружба дороже денег.

Воспитатель предлагает воспитанникам объяснить смысл пословицы.

        Воспитатель:

- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. 

Задание «Подбери пословицу». На интерактивной доске даны 4 пословицы: «Друга иметь - себя не жалеть», «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает», «Друга на деньги не купишь», «Друг познается в беде»).

Воспитатель:

- Я буду описывать ситуацию, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия. Перед вами 4 пословицы. К каждой ситуации вы должны подобрать одну из этих  пословиц.

СИТУАЦИЯ№1

«Вы пришли с лыжной секции и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваша подруга и просит помочь: ей нужно отнести в мастерскую тяжёлый монитор».

- Ваши действия.  

 Ответы детей. («Друга иметь - себя не жалеть»)

СИТУАЦИЯ№2

«Вы играли в волейбол на площадке. Ваша подруга сломала руку».

- Ваши действия.

Ответы детей. («Друг познается в беде»).

СИТУАЦИЯ№3

«Ваша подруга обидела вас, но потом решила вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок».

Ответы детей. («Друга на деньги не купишь»).

Воспитатель:

-  К  четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию

«Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»

-В каких случаях можно вспомнить эту пословицу?

Приведите 2-3 примера ситуаций.

Воспитанники выполняют задание.

Игра «Дополните словосочетание» (хором)

Я с задирой... (не дружу)

Я подруге... (помогу)

Обижать друзей...(нельзя)

Дружба крепкая ... (у нас)

Познается друг... (в беде)

Не разлить друзей... (водой)

Дружбу нашу... (береги).

Воспитатель:

- Это высказывание и два стихотворения написаны в разное время, в разных странах, людьми совершенно разных профессий, вероисповеданий и сословий, но пишут они об одном и том  же и очень важном.        

          Именно они говорят о том, что дружба - очень хрупкий сосуд. Он      может разбиться, если человек не умеет или не хочет обращаться с ним бережно, не владеет законами  его хранения. Дети зачитывают высказывание  и стихи.

         «Если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая  их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими...

Сорадование служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и того, что в сердце твоем поселилась любовь».

Иоанн Златоуст.

Тот, кто в беде бросает друга,

Когда ему живется туго,

Кто сердце не готов отдать

Тому, кто вынужден страдать,

Кто сам страдает безутешно,

Когда дела идут успешно

у друга первого его-

Достоин только одного:

неумолимого презренья,

Добрый друг не только тот,

Кто перед нами спину гнет,

К уловкам прибегая лисьим!

Но кто в поступках независим,                         

Удачу иль беду твою

Воспримет так же, как свою,

Кто  за тебя горою встанет,

Не подведет и не обманет.

Альберт Дюрер.

Радость в мой дом пришла.

Поздравляют друзья.

Лишь один,

Почему-то не выдержав искуса,

Помрачнел

И, потухшую трубку грызя,

Наблюдает за радостью искоса.

Ну, а если б несчастье со мною стряслось,

Если б в душу недуги вонзились, как лезвия.

К моему изголовью склонился б, небось,

Сокрушаясь и соболезнуя.

Часто дружба, к своей устремившись звезде,

Вдруг замирает на каком-то градусе...

Кто сказал: человек познается в беде?

Человек раскрывается в радости!

Леонид Вышеславский

Воспитатель:

  • Как вы думаете,  испытывали ли авторы высказывания   этих стихотворений разочарования в дружбе?
  • Может ли дружба в полной мере проявиться в экстремальных ситуациях?

Деловая игра «Учимся сотрудничать».

Воспитатель: 

- Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес. И в нашем маленьком коллективе будет намного легче жить, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества. Сейчас мы проведем деловую игру.

Нужно подобрать такие группы людей, которые вместе смогут решать трудные задачи.

Соберите картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции),  наклейте  эти детали на лист бумаги.

Я предлагаю вам разделиться на две группы, но не пожеланию, а при помощи жребия. В шкатулке находятся «смайлики» двух цветов.

Воспитанники  берут по одному  «смайлику» и распределяются в группы по цветовому признаку, выполняют задание. Часть детей, не вошедшая  в группы, оценивает коллективные  работы организованных  групп.

Воспитатель:

-Довольны ли вы результатом?

-Что вам мешало работать?

-Какая группа была самой сплоченной, дружной и показала хороший результат?

Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель:

-Наш разговор о дружбе сегодня закончен! Но мы его обязательно продолжим.

-Что нового узнали сегодня?

-Чему научились?

-О чем задумались?

-Какие чувства возникли у вас во время занятия?

Ответы  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа "Воспитание честности"

Ожидаемый результат программы:Формирование навыков и привычек нравственного поведения.Обогащение эмоционального мира воспитанниц и формирование у них нравственных чувств.Формирование у воспитанн...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную  направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия  на каждого ребенка,...