Жестокое обращение с детьми
учебно-методический материал на тему

Иваненко Инна Анатольевна

Методический материал для повышения психолого-педагогических знаний педагогов о жестоком обращении с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_v_seme.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Жестокое обращение с детьми».

План.

Введение.

1. Причины жестокого обращения с детьми.

2.Эмоциональное (психическое) насилие.

3. Последствия эмоционального насилия.

Заключение.

Введение.

Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей или тех, на кого их функции возложены законом (например, опекунов или попечителей, воспитателей детских домов и пр.), а также других более взрослых членов семьи.

При этом оно необязательно должно выражаться в применении телесных наказаний или в виде сексуального домогательства — психологическое насилие ничуть не менее опасно.

Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» обязывает все участвующие в ней государства (к которым с 1990 года относится СССР, а с 1999 года — Россия как правопреемник Советского Союза) принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.

В Российском же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.

1. Причины жестокого обращения с детьми.

Основные причины жестокого обращения с детьми носят социальный характер. Особенно это касается физического и сексуального видов насилия, которые чаще всего практикуются в семьях, где не принято считаться с нормами этики и морали.

Вот примерный перечень факторов, которыми в большинстве случаев бывает обусловлено жестокое обращение:

  • неполные, малообеспеченные семьи;
  • семьи, в которых один из родителей не приходится ребенку кровным родственником (отчим, мачеха);
  • отсутствие у родителей постоянного места работы;
  • криминальное прошлое родителей или других взрослых членов семьи;
  • наличие у одного или обоих родителей алкогольной или наркотической зависимости;
  • низкий уровень образования и культуры внутри семьи;
  • наличие у ребенка психических, умственных или физических отклонений и пр.

В группу повышенного риска попадают семьи, в которых присутствует сразу несколько факторов, причем на практике именно так и происходит: трудно найти семью алкоголиков или наркоманов, обладающих стабильным заработком и высокими моральными устоями.

Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие, особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные люди и, что прискорбнее всего, не видят в этом ничего плохого или противоестественного. 

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

  1. Социальные проблемы семьи
  • Неполная или многодетная семья;
  • Семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • Семьи с приемными детьми;
  • Наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • Социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • Стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • Использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • Юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • Низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • Статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
  1. Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:
  • Психические заболевания (психоз, депрессия);
  • Критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • Умственная отсталость;
  • Недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • Наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • Родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

2.Эмоциональное (психическое) насилие.

 Эмоциональное насилие подразумевает любое поведение, подавляюще действующее на психику другого человека или группы людей. Оно включает в себя словесное и другие виды оскорблений, осуществляемые с целью подорвать самоуважение и независимость жертвы. Жертвой эмоционального насилия может стать кто угодно, но чаще других ими становятся женщины и дети.

Чаще всего, эмоциональное насилие связано с оскорбительным отношением и жестоким обращением с детьми. Этому всегда предшествует или сопутствует физическое насилие. Эмоциональное насилие и жестокое обращение с детьми может негативно повлиять на их дальнейшее социальное и психологическое поведение.

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.

Это самый сложно доказуемый вид жестокого обращения с детьми, но в то же время самый часто применяющихся в семьях. Особенно это касается ячеек общества с пониженным культурным уровнем.

Виды эмоционального насилия

Все виды эмоционального насилия напрямую связаны с доминированием над своей жертвой и могут выливаться в следующие формы: 

  • Отвержение. Жертву не замечают, всеми способами подчеркивают его ненужность и никчемность, обвиняют во всех проблемах, прогоняют. Если жертвой становится ребенок, его не обнимают, не целуют. Ровесники обзывают, относятся иначе, чем к другим детям.
  • Игнорирование. Если эмоциональные потребности человека не удовлетворены, он не в состоянии выслушать, понять и адекватно реагировать на потребности других людей и просто игнорирует их. Равнодушие родителей к своим детям, недостаточный контроль с их стороны может иметь пагубные последствия.
  • Изоляция. Физическое и эмоциональное ограничение свободы действий жертвы зачастую связано с физическим насилием. Например, ребенку не позволяют проводить свободное время со сверстниками ил смотреть телевизор. Или из-за патологической ревности супруг запрещает женщине красиво одеваться, делать макияж, общаться с подругами.
  • Шантаж. Путем запугивания и угроз жертву побуждают к каким-либо действиям или, наоборот, бездействию. Угрожать можно физической расправой, уничтожением чего-либо, или самоубийством.
  • Унижение. Это могут быть оскорбления, высмеивание внешнего вида или способностей, зачастую чрезмерно заниженные. Таким образом, подавляя личность человека, тиран стремится добиться полной власти.
  • Непредсказуемое поведение. Эмоциональные вспышки, резкие перепады настроения, непоследовательное поведение лишает жертву чувства стабильности и спокойствия.

3. Последствия эмоционального насилия. 

Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации. 

Эмоциональное насилие гораздо опасней физического. Вместо травм и синяков, оно оставляет в душе не заживающие годами раны и может вызвать психоматические заболевания.

Конечным результатом эмоционального насилия является то, что жертва приобретает болезненную зависимость от своего тирана и боится остаться одной. Как следствие, он продолжает оставаться в оскорбительной ситуации. Это только усугубляет ситуацию и провоцирует дальнейшее насилие. Если эмоциональное насилие остается без внимания, это может ухудшить симптомы и привести к серьезным эмоциональным и психологическим расстройствам.

Лучшим способом предотвратить эмоциональное насилие является личное сознание и понимание своих прав и обязанностей. Помните, что нет никакой необходимости находиться в психологической ловушке и бояться изменить модель отношений, тем более с близкими людьми.

Последствия жестокого обращения с детьми:

  • формирование у ребенка негативных жизненных установок;
  • задержка умственного, психического или речевого развития;
  • возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;
  • снижение способности к обучению (трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость);
  • утрата уважительного отношения к родителям;
  • патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиации в поведении;
  • нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании и пр.

Кроме того, ребенок, выросший в атмосфере непрерывного давления и насилия (это относится к любому его виду), воспринимает такую модель поведения родителей как норму и впоследствии реализовывает ее в собственной семье. 

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
  • родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Признаки поведения и соматического состояния детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

Виды насилия

Особенности внешнего вида, характер травм

Особенности поведения

Психическое (эмоциональное) насилие

- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
-энурез;
- печальный вид;
- соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).

- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно- гигиеническая запущенность, педикулез;
- Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
- Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
- Выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание у грудных детей;
- Частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
- Многократная госпитализация в отделения скорой помощи;
- Повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

- постоянный голод, жажда;
- кража пищи;
- стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений;
- подавленное настроение, апатия;
- пассивность;
- агрессивность и импульсивность;
- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
- неумение общаться с людьми, дружить;
- неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- мастурбация;
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- низкая самооценка.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявления жестокости по отношению к ребенку:

  1. Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее.
  2. Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  3. Обвинение в травмах самого ребенка.
  4. Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  5. Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  6. Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком (не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  7. Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  8. Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  9. Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения и др.).

Что руководит эмоциональным «террористом» 

Зачастую привычку вымещать зло на окружающих имеют неуверенные в себе люди, обладающие букетом комплексов. Временные вспышки насилия могут возникать, если человек сам испытывает стресс по одной из причин:

     - финансовые трудности. Испытывая денежные проблемы, человек становится источником эмоционального напряжения, его охватывает чувство неполноценности и вины перед близкими;

     - проблемы в личных отношениях. Недопонимание между партнерами, сексуальная неудовлетворенность, разногласия в семье;

     - болезнь. Тяжелое заболевание, собственное или членов семьи, несет дополнительную эмоциональную нагрузку;

     - алкогольная зависимость. Наркотики и алкоголь лишают человека контроля над эмоциями.

Заключение

Формы психологического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

Существует ряд рекомендаций, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей:


1. Не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие.

2. Не стоит задавать наводящие вопросы.

3. Если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее.

4. При обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видео-технологий.

5. В сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.

Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

Список используемой литературы: 

  1. Е.И. Цымбал, Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие) – М: РБФ НАН, 2007

  2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001. - ст.8,25,31,32,36,40.

  3. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003, ст.: 3, 7-12,13-21, 34, 38, 80.

  4. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком Причины. Последствия. Помощь. М., Генезис, 2005, ст.: 2-7,19-20,39-40,65,96.

  5. Кондаков И. М. Психологический словарь. – М.: СГИ, 2002.

  6. Кон И. С. Дети России: насилие и защита. – М.: Прогресс,1997.

  7. Григорович И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенка. Общие вопросы и физическое насилие. - Петрозаводск: Петер ГУ, 2001.

  8. Платонова Н. М.. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации.- СПб.: Речь,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)

Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...