Час общения "Добро. Зло. Терпимость"
методическая разработка на тему

Макеева Альбина Анатольевна

Цели : разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать у обучающихся уважение к общечеловеческим нравственным  ценностям.

2.Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3.Учить задумываться о своём месте в жизни.

4.Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участие в коллективной деятельности (УУД в соответствии с требованиями ФГОС).

5.Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

6. Коррекционная работа: *коррекция речи;

          *формировать устойчивый интерес к процессу познания;     *развивать мыслительную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ  ТО  «Болоховская школа для обучающихся с ОВЗ».

                                                       Добро и зло творить всегда
                                                      Во власти всех людей.
                                                      Но зло творится без труда,
                                                      Добро творить трудней.

                                                                               Разработала: воспитатель

                                                                               Макеева А.А.

                              2016  -  2017  учебный   год

Цели : разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать у обучающихся уважение к общечеловеческим нравственным  ценностям.

2.Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3.Учить задумываться о своём месте в жизни.

4.Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участие в коллективной деятельности (УУД в соответствии с требованиями ФГОС).

5.Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

6. Коррекционная работа: *коррекция речи;

          *формировать устойчивый интерес к процессу познания;     *развивать мыслительную деятельность.

                       Ход занятия.

1. Оргмомент. Актуализация знаний.

Чтение и объяснение эпиграфа. Добрый день, ребята. Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы детей). О чём мы сегодня будем разговаривать? Правильно! Разговор пойдёт о добре, зле, терпимости. Важна ли эта тема, чтобы тратить время на её обсуждение?

Целеполагание: попробуем сформулировать цель нашего занятия; его задачи.

       

Как – то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слёзно просить:

-Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

-Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

Страшно стало путнику.

-Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой хотел ты отблагодарить меня за добро?

-она и есть, - ответил тигр.

-Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

-Давай, спросим кого – нибудь – награда это или нет?

Неподалёку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

-Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

-Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, и как придёт пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за моё гостеприимство.

-Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.

-Давай ещё кого – нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они ещё немного. Видят: на пустоши пасётся корова.

-Эй, корова! – окликнули они её.- Скажи, чем платят за добро?

-Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко моё иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди на мясо сдадут!

Выслушал её тигр и сказал путнику:

-Ну, теперь сам видишь, съем я тебя!

-Подожди немного! – ответил человек. – Давай спросим  ещё кого – нибудь третьего. Если он скажет тоже самое, тогда нечего делать, ешь меня… ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО ПО ВОПРОСАМ.

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили её:

-Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

-Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают кормушки нам, насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки бескорыстно.

 

           Вопросы для обсуждения.

  1.  Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
  2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь  путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он также?
  3. Так нужно ли платить за добро?
  4. Чем платят за зло?
  5. Как закончится сказка? Как вы думаете, съест ли тигр путника?
  6. Удастся ли героям найти того, кому за добро платили бы добром?
  7. Удастся ли героям найти того, кому за добро платили бы добром?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы. Продолжим сказку.

Давайте попытаемся дать определение словам «ДЛБРО», и «ЗЛО», «ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК», «ЗЛОЙ ЧЕЛОВЕК», предварительно посоветовавшись с одноклассниками. Обучающиеся вырабатывают собственные определения, затем сравниваем с определениями на слайдах.

Задание: Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях. Ты идёшь по улице. Видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои действия?

В подъезде ты встречаешь бездомное животное. Твои действия?

  Представьте, что доброта – это яркое солнце!

Нарисуйте его и напишите на его лучах те качества, которые включает в себе понятие «ДОБРОТА».

Представьте, что  злоба – это тёмная туча.  Нарисуйте её и напишите на  ней те качества, которые включает в себе понятие «ЗЛОБА».

Вопросы для обсуждения рассказа: «Юноша и морские звёзды»

*Что побуждало(заставляло) юношу бросать  в воду морские звёзды?

*Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то  это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся.»

перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своим поступком или поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты?

Вот что говорил по этому поводу арабский мыслитель Аль –Маали:

«Когда будешь делать какое – нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».

«ДОБРОТА» – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, участие, помощь…

«ЗЛОБА» – чувство недоброжелательности и враждебности по отношению к кому – либо; желание причинить что – то плохое, зло.

«Способность мириться с                                  ТЕРПИМОСТЬ

 кем – либо, чем – либо,

относиться снисходительно

к кому-либо, чему – либо;

терпимое отношение».

РЕФЛЕКСИЯ.

Быть добрым надо по привычке.

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех (успех только в мечтах).

Живи, не требуя награды.

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому – то нужен-

Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчёту. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке-

Пусти её из клетки ввысь!

Задание: нарисовать себя злым и добрым. С помощью роста показать количество доброты и злости.

Ответить на вопросы.

Понравился ли вам час общения?

Что именно вам понравилось?

О чём хотели бы поговорить по данной теме?

Какое у тебя настроение: до и после классного часа?

Оцени свою работу по 5 больной шкале.

В завершении нашей беседы хочу вас ознакомть с правилами, помня о которых, вы научитесь понимать  друг друга. Читаем правила по очереди.

Правила, выполнение которых ведёт к взаимопониманию.

*Ставь интересы других людей выше собственных.

*Будь верен и надёжен.

*Уважай других, уважая себя.

*Терпимо относись к другим точкам зрения.

*Воспринимай людей как равных себе.

*Учись сопереживать другим, ставя себя на его место.

*Умей прощать и не будь обидчив.

*Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.

*Проявляй чуткость.

*Будь уверен в себе.

*Будь свободен от лжи и обмана.

*Умей контролировать свои желания и поступки.

*Упорно иди к цели, не взирая на препятствия.

*Стремись делать всё как можно лучше.

«  ЮНОША И МОРСКИЕ ЗВЁЗДЫ»

Как – то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морские звёзды и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

-Но ведь побережье тянется на много километров, и морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях?- сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс:

-Толк есть для этой морской звезды.

Не стой в стороне равнодушно,           И если кому – то поможет

                                                                       Твоя доброта и улыбка твоя,

                                                                        Ты счастлив, что день не

                                                                        напрасно был прожит,

                                                                        Что годы живёшь ты не зря.

 Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

ДОБРОТА.

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер и ночь добра,

Было доброе вчера.

Приживаются коты,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – МАМА!

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты, распускаются цветы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Час общения Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней.

Слайд 2

Тема классного часа: «ДОБРО, ЗЛО, ТЕРПИМОСТЬ.»

Слайд 3

Цели : разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла. ЗАДАЧИ: 1.Формировать у обучающихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям. 2.Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения. 3.Учить задумываться о своём месте в жизни. 4.Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участие в коллективной деятельности (УУД в соответствии с требованиями ФГОС). 5.Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения. 6. Коррекционная работа: *коррекция речи; *формировать устойчивый интерес к процессу познания; *развивать мыслительную деятельность.

Слайд 4

ВОПРОСЫ. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной? Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он также? Так нужно ли платить за добро? Чем платят за зло? Как закончится сказка? Как вы думаете, съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили бы добром?

Слайд 5

Словарная работа. Бескорыстие- Добро-всё положительное, хорошее; ласковое, приветливое; доброе дело, поступок, приносящий пользу.

Слайд 6

Доброта – это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку. Деликатность - Доброта проявляется В самих человеческих делах, поступках, в отношении К людям, ко всему окружающему, Умении поделиться, пожалеть, Посочувствовать. Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, Расположенный к людям, сострадательны, сердечный.

Слайд 7

ловек Зло – всё дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство: гнев, досада. Злой человек- человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью, з лостью , грубый , агрессивный.

Слайд 8

Стихи о доброте. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда. И если кому – то поможет Твоя доброта и улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря. ДОБРОТА. В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час. Добрый вечер и ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты, Что от этой доброты, Распускаются цветы. Приживаются коты, Рыбки, ёжики, птенцы? Я тебе отвечу прямо: Это – МАМА!

Слайд 9

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Слайд 10

Добро многогранно! Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях. Ты идёшь по улице. Видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои действия? В подъезде ты встречаешь бездомное животное. Твои действия? «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром.» Священное писание.

Слайд 11

Вопросы для обсуждения рассказа: «Юноша и морские звёзды» Что побуждало(заставляло) юношу бросать в воду морские звёзды? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся.»

Слайд 12

Арабский мыслитель Аль-Маали «Когда будешь делать какое – нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек.»

Слайд 13

Выполни задание! Представьте, что доброта – это яркое солнце! Нарисуйте его и напишите на его лучах те качества, которые включает в себе понятие «ДОБРОТА». Представьте, что злоба – это тёмная туча. Нарисуйте её и напишите на ней те качества, которые включает в себе понятие «ЗЛОБА».

Слайд 14

«ДОБРОТА» – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, участие, помощь… «ЗЛОБА» – чувство недоброжелательности и враждебности по отношению к кому – либо; желание причинить что – то плохое, зло.

Слайд 15

ТЕРПИМОСТЬ Способность мириться с кем – либо, чем – либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему – либо; терпимое отношение.

Слайд 16

Правила, выполнение которых ведёт к взаимопониманию. *Ставь интересы других людей выше собственных. *Будь верен и надёжен. *Уважай других, уважая себя. *Терпимо относись к другим точкам зрения. *Воспринимай людей как равных себе. *Учись сопереживать другим, ставя себя на его место. *Умей прощать и не будь обидчив. *Живи в согласии с самим собой и с другими людьми. *Проявляй чуткость. *Будь уверен в себе. *Будь свободен от лжи и обмана. *Умей контролировать свои желания и поступки. *Упорно иди к цели, не взирая на препятствия. *Стремись делать всё как можно лучше .

Слайд 17

РЕФЛЕКСИЯ Быть добрым надо по привычке. Сумей преодолеть преграды, И боль, и призрачный успех (успех только в мечтах). Живи, не требуя награды. За свой поступок ради всех. Ещё печалью мир простужен, Исподтишка разит беда, Ты должен быть кому – то нужен- Всегда – как хлеб или вода. Быть добрым надо по привычке, Не по расчёту. Пригодись Хотя бы маленькой синичке- Пусти её из клетки ввысь!

Слайд 18

Задание: нарисовать себя злым и добрым. С помощью роста показать количество доброты и злости. Ответить на вопросы. Понравился ли вам час общения? Что именно вам понравилось? О чём хотели бы поговорить по данной теме? - Какое у тебя настроение: до и после классного часа? Оцени свою работу по 5 больной шкале.

Слайд 19

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

классный час " Учимся быть терпимыми"

Классный час направлен на развитие толерантности....

Классный час "Будем терпимы"

 Развивать стремление к самовоспитанности.Способствовать социализации учащихся.Создать условия для формирования толерантности.Учащиеся должны научиться осознавать неодинаковость людей.Научить принимат...

Классный час "Добро. Зло. Терпимость"

Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На мой взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать её в течение всех лет обучен...

Презентация к классному часу "Добро. Зло. Терпимость".

Классный час был проведён в январе 2011 года с учащимися 8 класса. Для экономии времени большая часть заданий 1 – 6 были выполнены как домашние задания. Для оформления класса на доске были вывешены ра...

Добро.Зло.Терпимость классный час

классный час о добре, зле...

16 ноября - международный день терпимости

презентация к международному дню терпимости...