"Хороший учитель работает не по учебнику. А как?"
статья по теме

Серебрякова Наталья Николаевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете.

Серебряковой Н.Н.

«Хороший учитель работает не по учебнику. А как?»

        Добрый день, Уважаемые коллеги! Тема нашего педагогического совета, на мой взгляд, актуальна и многогранна: «Хороший учитель работает не по учебнику. А как?»

Современная система образования предъявляет новые требования к проектированию учебного процесса, нацеливает учителя на поиски новых, более эффективных подходов к своему уроку.  Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии. Перед педагогом поставлены новые задачи. Как оценить работу учителя в сегодняшних условиях? Кто должен дать оценку труду педагога? Несомненно, это ученики – те, ради кого мы приходим в школу и ежедневно наблюдаем результат своей деятельности на уроках.

В последнее время родители тоже стремятся контролировать профессионализм педагога. При поступлении ребенка в первый класс родители интересуются отзывами о педагоге и делают для себя вывод: «хороший учитель или нет». Для более глубокого и объективного понимания вопроса, я провела опрос среди учеников, в результате которого дети создали портрет «хорошего» педагога. Большинство учеников сошлись во мнении, что такой педагог, несомненно, владеет материалом на высоком уровне, умеет найти подход к каждому ученику, проводит интересные уроки с разными видами деятельности. Я могу сказать, что хороший учитель работает по учебнику, а талантливый, как поэт: все зависит от вдохновения и от самих учеников, которые вдохновляют на блестящие уроки. Вдохновение педагога – это его мастерство. В соответствии с ФГОС, учитель не единственный источник знаний, учитель словом должен побуждать к поиску нового; современный учитель – это талантливый воспитатель, психолог, самое главное – видит личность ребенка. Дети на уроке – активные участники образовательного процесса, они умеют размышлять, рассуждать, без труда решать поисковые задачи, таким образом, роль наставника велика.  Каждый учитель был учеником и помнит, что отношение к предмету формируется учителем. Качество преподавания, использование современных (или же забытых) технологий, методов и приёмов, определяет интерес детей к изучению предмета. В настоящее время у учителя должен быть широкий методологический набор. Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие успешной личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Как же поступить учителю, придерживаться стереотипов в подготовке к занятиям: учебник, методическое пособие и все. Или же искать новые источники познания истины вместе с детьми.

Ребенку интересно видеть, ощущать, слышать, возможно, самим сконструировать, смоделировать, то, о чем им предстоит узнать на уроке. По новым образовательным стандартам учитель помогает ученику быть активным, любознательным, проявлять инициативу, быть открытым к внешнему миру. Педагог воспитывает у детей утвердительное отношение к себе, создает ситуацию успеха, формирует научный интерес, навыки самоорганизации и целостность картины мира. Если обратимся к системе К.Д. Ушинского, он считал, что лучшим способом достичь самостоятельности ребенка в процессе развития познания слова, выступает наглядность. Нужно, чтобы предмет естественно воспринимался ребёнком, и чтобы под руководством учителя чувства ученика обращались в понятия, из понятий собиралась мысль, и мысль озвучивалась словами.

Коллеги, сколько возможностей для учительского творчества, именно умение переступить рамки и будет для нас мастерством на уроках, где можно использовать приемы моделирования, наглядность, виртуальные и реальные экскурсии, познание через игру и многие другие. Благодаря грамотному подходу учителя к организации познавательной деятельности на уроке можно правильно выстроить алгоритм использования комплекса методов. Например, на уроках естественного цикла в 5-6 классах можно использовать пластилин, как материал для изготовления моделей Земли, вулкана, клетки, водорослей. Благодаря современным средствам обучения можно совершать путешествия в любую точку света, посетить онлайн экскурсии по музеям мира, изучить архивные документы, прослушать лекции известных ученых, даже заглянуть в кратер вулкана. Поэтому работа современного учителя не может ограничиваться только рамками учебника, даже если учебно-методический комплекс имеет сильную методическую базу.

Деятельностный подход – основа современного образования предполагает, умение ребенка свободно проектировать свою деятельность, составлять алгоритм. Наставник (помощник) не только осмысляет задачи системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и проектирует учебную и внеурочную деятельность в рамках данной технологии, планирует процесс  обучения, опираясь на жизненные ситуации, на решение проблемных задач.  Каждый может возразить, что в переполненной нынешней школе, в рамках сорокаминутного урока сложно создать пространство для развития целостной, успешной личности. Но, нужно заметить, что компетентность не существует в готовом виде. Учитель создает ее для себя сам. Какие для этого он использует средства, решает тоже сам.

Нельзя упускать из вида духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Здесь сложно и невозможно «работать по учебнику», только пример грамотного, порядочного, стремящегося к саморазвитию педагога, понимающего и чувствующего учеников, его моральные принципы, которыми он следует в своей профессиональной деятельности и жизни, его взгляд на педагогический труд, будет примером для современных школьников.