Статья "Моя педагогическая философия"
статья на тему

Быкарева Лариса Николаевна

Думающему и неравнодушному к своей профессии учителя часто полезно "остановиться, оглянуться" на свой пройденный в профессии путь, подвести некоторые итоги, увидеть зальнейшие задачи и перспективы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Быкарева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы   (высшая категория) ГБОУ гимназия №446

Моя педагогическая философия

       В школьные годы  я увлекалась (и они мне прекрасно давались!) предметами гуманитарного цикла: история, английский, русский язык, литература.  Они позволяли мне развивать речь, блистать эрудицией,  демонстрировать прекрасную память. Да, я любила эти предметы и даже довольно рано решила, что стану учителем, вот только не могла выбрать, на чем остановиться. Учительница истории  увлекала меня перспективой преподавать этот четкий и интересный предмет, англичанка говорила о фонетическом таланте и памяти, но только уроки русского языка и литературы делали меня счастливой – и я выбрала русскую словесность!  Боже, как ругала меня Марья Ивановна, моя учительница литературы: « Тебя замучают тетрадки!!!» А я смотрела на нее и думала, что именно ее уроки и ее удивительная, благородная личность  наполняли меня каким-то невыразимым счастьем. Так была решена моя профессиональная участь. А гораздо позднее, когда уже мои ученицы после окончания школы шли по моим стопам, я видела в их глазах тот самый огонек счастья, который всю мою  жизнь согревает меня.

         Я никогда в молодости не думала, что достигну таких педагогических высот: Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей категории, методист высшей категории, председатель МО словесников одной из уважаемых в нашем районе гимназий, член многих творческих групп ИМЦ, эксперт ЕГЭ по русскому языку уже в течение 11 лет. Я даже, казалось, и не стремилась к этому, но мне всегда было интересно преподавать свой предмет, дарить детям радость открытия на каждом уроке и… делать их счастливыми. Это и есть моя педагогическая философия, мое педагогическое кредо: «Научить ребенка быть счастливым!» Поэтому я - тот учитель, который приветствует не только различные инновации в педагогической деятельности, но и ФГОС в целом. Не хочу стоять на месте!

      Год назад, в 2016-17 учебном году, наше МО учителей русского языка и литературы проводило районный семинар «Инновационные технологии обучения на уроках русского языка и литературы». Высокое доверие района мы оправдали, получили самые лестные отзывы – и это не случайно, т.к. в нашей гимназии такой закон: внедряем все лучшее и передовое. В наше непростое время перемен России нужны люди, которые умеют принимать нестандартные решения, творчески мыслить. Сегодня наш президент, новый министр образования да и просто объективная необходимость говорят о новом «социальном заказе»: нужен  не бездумный исполнитель, а человек, обладающий нестандартным мышлением, творческий, умеющий взять ситуацию под свой контроль и нести ответственность за свои решения. Нужна личность, способная к творчеству в самом широком смысле этого слова. Чувство нового, гибкость ума, ответственность, патриотизм – вот отличительные черты такого человека, и в его воспитании огромная роль отводится именно учителю.   Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.  Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно - и подчиняются основные задачи современного образования. Это может сделать только современный, интересный, насыщенный урок – и личность учителя, а инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу. Это принцип лежит в основе моей работы.

       Что делаю я для реализации такой поистине гигантской задачи? Во-первых, я не верю в утверждение, что современный ученик не любит читать. Полюбит, если учитель зажжет его своим восхищением книгой. Во-вторых, сомневаюсь, что «растет поколение малограмотных людей». Убеждена, что учитель может так объяснить, так подать материал, так закрепить знания, что грамотность станет доступной ученику. С такой твердой уверенностью иду на каждый свой урок и делаю все возможное (а иногда и невозможное), чтобы он стал открытием для моего ученика. Помогают мне в этом желание  не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». Урок рассматриваю не только как деятельность учителя, то есть как форму  обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения: надо обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно реализовать доступность, качество и эффективность образования. Только таким, личностно-ориентированным, развивающим критическое мышление, видится мне современный урок!

       Одной из любимых инновационных технологий для меня является метод проекта. Активно осуществляю проектную деятельность уже более пяти лет, в 2013 году выступала на Городской педагогической конференции, где делилась опытом. Из последних проектов - «Словарь концепта чувств», «Как на Руси весну встречали», «Дети читают классику детям в гимназии», «Битва поэтов» (Серебряный век), «Жизнь, отданная людям» ( на основе музейной педагогики и материалов гимназического Музея педагогической памяти). Этот вид учебной деятельности настолько нравится моим ученикам, что, однажды занявшись проектами, связанными с программой по русскому языку и литературе, мы уже не в силах остановиться и отказать себе в счастье исследования. Метод проекта стал важным и во внеурочной деятельности. Так стали рождаться проекты, осуществляющие метапредметные связи, имеющие несомненный воспитательный и нравственный характер: «Косички», «Олимпиада 2014», «Лев Гумилев», «День Победы в мое душе». Мне все это очень интересно, потому что я вижу, как загораются глаза моих учеников, как увлечены они новыми исследованиями и творчеством, как все это делает их счастливыми. С педагогической точки зрения, здесь используется весь спектр инновационных технологий: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке, информационные технологии.

           Метод проекта имеет еще и огромное воспитательное и нравственное значение, потому что мы обращаемся к «великой силе искусства», именно в его реализации хорошо проявляются и развиваются метапредметные связи. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности. Презентация некоторых проектов происходит в форме «Литературная гостиная», что пробуждает и развивает еще и актерские способности, и навыки художественного чтения: думается, все дети – актеры, просто не всем посчастливилось выйти на сцену. Здесь я всегда максимально реализую принцип «Все – для всех!» - и вот уже тот, кто дрожал во время своего первого выхода в литературной гостиной, через некоторое время играет в спектакле на сцене Дома молодежи «Колпинец». Счастье для ребенка? Несомненно, а мне особенно радостно, что именно мои уроки помогли многим поверить в себя, ведь это еще один мой педагогический принцип, моя философия преподавания.

       Кроме святая святых – уроков, - внеурочная деятельность очень важна в любом предмете, но в нашем я вижу огромные возможности для развития и саморазвития ученика. Я представляю себя флюгером, который улавливает необходимость обращения к той или иной проблеме нравственного характера – и всегда делаю это на хорошей, проверенной веками литературной основе. Нет интереса к русской народной культуре – придумываем праздник «Русские народные посиделки», а там и поем, и пляшем, да еще и аудиторию привлекаем. Настало время поговорить в 9 классе о любви – создаем салон 19 века, пытаемся передать атмосферу галантности, высокой культуры поведения, духовности. Поддержать интерес к истории нашей Родины, к памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне помогает создание сборника семейной истории «День Победы в моей семье и душе». Это прекрасный повод задуматься над проблемами гражданственности и патриотизма, прикоснуться к живой истории, укрепить семейные связи. Вообще взаимодействие с родителями для меня является очень важным, особенно когда так редки в  СМИ да и самой жизни положительные отзывы о школе и педагогах. Убеждена, если родители видят неравнодушие учителя к их ребенку, интерес к его личности, то проблем станет меньше. Поэтому я всегда открыта для диалога с родителями, приглашаю их на уроки, беседы, привлекаю к помощи детям, приглашаю на интересные мероприятия, экскурсии. Семья и школа должны объединиться для пользы ребенка.

         Внеурочная деятельность, уроки-праздники, интегрированные уроки всегда интересны, однако и рядовой урок стараюсь сделать ярким, запоминающимся. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю на своих уроках следующие приемы: ассоциативный ряд, мозговая атака, групповая дискуссия, синквейн, кластеры, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, дидактическая игры, лингвистические карты, задания поискового характера, исследование текста( в том числе и комплексный анализ),  работа с тестами (в том числе и с обучающими – это новое в методике, но наша гимназия уже даже выпустила методическое пособие по этой теме, где я – один из авторов). Считаю однообразие в преподавании неправильным – это как каждый день питаться одними конфетами – поэтому мне близки разные формы урока: семинар, лекция, практикум, экскурсия, исследование, беседа, игра, КВН, конференция, диспут, театрализованное представление, маскарад, путешествие, зачет. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы  увлекают, развивают, предлагают мыслить и действовать самостоятельно и творчески, рождают в душе ученика гордость за себя (Я это сделал!) и счастье успеха.

       Сегодня стал широко известным факт, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому актуальными являются уроки-диспуты, дискуссии. Такая форма работы более эффективна при изучении литературы. Я очень люблю уроки литературы именно за то, что они пробуждают в ребенке мысль, формируют и направляют его как личность, развивают речь, повышают общекультурный уровень. Дискуссии по проблемным вопросам – это мое любимое! Но эту форму обожают и мои ученики, потому что они все (!) думающие, самобытные и удивительные личности. И это – чистая правда.

       При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их  очень часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому стараюсь прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока для адаптация правил русского языка, для более яркого восприятия и лучшего запоминания. Я люблю самый современный стиль стихосложения – реп - и придумываю сама, а также предлагаю ученикам  сочинять стихотворения на основе осмысления информации. В качестве примера, как это выглядит, хочу привести список исключений на правило «Гласные о-ё после шипящих в корне слова после шипящих» ( коллективный труд учителя и учеников):Чопорный шорник,/обжора крыжовник,/Чащоба, трущоба, трещотка,/Изжога, и шорох, и щов,/И все это вызовет шок./ (Йоу!)/Шорты, шомпол, шоколад, /капюшон, жокей, жонглер, /По шоссе идет шофёр./Шовинизм, мажор, чокаться!/ (Раунд!)/ Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку. Все это дают уроки,  на которых творят, – и это рождает счастье в душе ребенка.

       Один из важных элементов урока –  домашнее задание. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют  разнообразные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Среди любимых моими детьми форм домашнего задания творческая работа, лингвистическое исследование текста, художественное выразительное чтение, создание самостоятельных литературных произведений различных жанров,  продолжение неоконченных произведений, фанфики, лингвистические наблюдения,  подготовка словарных диктантов,  составление вопросника к зачету по теме, составление опорных таблиц. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Как хорошо не просто переписывать упражнение, а творить!!! Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме, вследствие чего повышается грамотность. Часто применяем и компьютер.

       Использование  компьютерных технологий - сейчас это уже не новое, а традиционное, главное для учителя - успевать следить за всеми компьютерными  новшествами, но не стесняться обратиться и к помощи учеников. Однако я всегда помню, что продвинутость учителя всегда вызывает уважение учеников. Особенно важны компьютерные  технологии в адаптивном уроке; я люблю использовать это сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока, и заметила, что, применяя различные технологии на уроках, мне удается добиваться большего успеха: результаты обучения становятся выше. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска.      

         Олимпиады и конкурсы – еще одна важная часть моей работы. В районных турах олимпиад ГБОУ гимназия №446 уже много лет занимает ведущие места, чаще – первые.  Моя лепта – примерно 60-70% победителей и призеров. Есть также  победители и призеры городских туров олимпиад и конкурсов. Мое глубочайшее убеждение: учитель обязан предоставлять своим ученикам возможность самореализации не только на школьном уровне. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся.

       Очень люблю уроки русского языка. Являясь экспертом ЕГЭ по этому предмету, я четко понимаю важность каждого урока в процессе подготовки к  финальному испытанию. Результаты  гимназии в 2016-17 учебного году  по ОГЭ (средний балл -…….) и ЕГЭ (средний балл – 81,1) весьма красноречивы, и достичь их можно, реализуя принцип преемственности в преподавании. Чтобы всегда быть на высоте, учитель должен обязательно повышать свой методический и профессиональный уровень, я стараюсь это делать постоянно: семинары, курсы, вебинары. Являюсь продвинутым пользователем компьютера, имею свою страничку на НС-портале, где периодически публикую  работы: статьи, программы, методический материал. С ними можно ознакомиться. В моем активе есть печатные работы и методическое пособие. Принимаю участие в обсуждении животрепещущих педагогических проблем.   Как методист, председатель МО словесников и просто учитель со стажем 40 лет, я помогаю молодым учителям, ведь из 7 учителей стаж менее пяти лет имеют 4. Одна из них – моя ученица Миронова Т.В., уже занявшая 2 место в номинации «Педагогические надежды», сейчас она соревнуется в номинации «Учитель здоровья». Я горжусь тем, что Татьяна Владимировна – учитель с активной жизненной позицией и вспоминаю фразу «Учитель, воспитай ученика!», которая в данной ситуации реализована в буквальном смысле. Возможно, как когда-то и я, она чувствовала счастье на моих уроках и в ее душе происходило то, о чем Цицерон сказал: «И тогда зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Надо будет спросить ее об этом!                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...