Авторская концепция
статья (7 класс) по теме

olyadonskih

«Методы и приемы организации ситуации успеха как средство повышения познавательной активности обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx337.13 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по образованию администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России»

pelikan1

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

«Методы и приемы организации ситуации успеха как средство повышения познавательной активности обучающихся»

Донских Ольги Васильевны

учителя математики

МКОУ «Нижнемамонская СОШ №1»

C:\Users\user\Desktop\САЙТ\изображения\Донских О.В. - копия.jpg

                                                                                               

 2018 год

Содержание:

I.  Вступление.

  1. Обоснование выбора концепции
  2. Ее актуальность
  3. Зачем нужна  ученику ситуация успеха

II. Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках математики.

  1. Что такое ситуация успеха

          2. Типы ситуаций успеха.

          3. Технология создания любого типа ситуации успеха.

          4. Приемы создания ситуации успеха.

          5. Система методов создания ситуации успеха на уроке.

          6. Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

          7. Этапы создания ситуации успеха.

III. Заключение.

IV. Список литературы.

«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. 
Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. 
А радость обязательно вызовет интерес к учению».

  В настоящее время многое изменилось в образовании. Много говорят о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Ни один ребенок не приходит в школу двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа».

Это и определяет главный смысл моей деятельности: создать каждому ученику ситуацию успеха: дать каждому их своих учеников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Ведь успех в обучении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, активизирующий желание учиться. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. В этом и заключается актуальность моей концепции.

А зачем ученику переживать ситуацию успеха? Что она ему дает?

  • Удовлетворение от учебной деятельности.
  • Повышение мотивации к обучению.
  • Развитие познавательных интересов.
  • Стимул к высокой результативности своего труда.
  • Уменьшает тревожность, неуверенность, повышает самооценку.
  • Развивает инициативность, креативность, активность.
  • Помогает поддерживать в классе благоприятный психологический климат.

За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. И прежде всего следует разделить понятия  «успех»  и «ситуация успеха».

Успех это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. Он связан с эмоциональным подъемом. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.  

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации: продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

И в первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это  период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Ситуация успеха создается на уроках с использованием разнообразных групповых форм обучения.

       Старшеклассники смотрят на себя как бы извне, сопоставляют себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищут критерии такого сравнения. Создание ситуации успеха помогает самоутвердиться школьнику и влияет на его развитие.

С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата,  разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.

Типы ситуаций успеха:

1.Неожиданная  радость - чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

2.Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

3.Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха, что обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере одобрения.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Её назначение помочь преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого  

дела и оценки окружающих.

 «Мы все пробуем и ищем, только  так и может что-то получиться».

 «Контрольная работа довольно легкая,  этот материал мы с вами  проходили».

2.Авансирование успешного результата

Учитель выражает свою твердую убежденность в

том, что его ученик

обязательно справиться с

поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает

ребенку уверенность в свои

силы и возможности.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном  результате».

3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте  о…»

4.Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта

деятельность, кому будет

хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим  

 товарищам не справиться…»

5.Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или

совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6.Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению

конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально

пережить успех не результата

в целом, а какой-то его

отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе   понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Приемы создания ситуации успеха.

Существует множество приемов, позволяющих создать ситуацию успеха. Приведу лишь некоторые:

  1. "Эмоциональное поглаживание"

 Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Внушить ребенку веру в себя, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3.  «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания. На своих уроках я использую софизмы.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. А заслуга учителя будет состоять в том, чтобы это осталось личным открытием ребенка, при этом учитель должен незаметно остаться в стороне.

5 . «Эскалатор»или «Лестница успеха»

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

6. «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

7. «Следуй за нами»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

 8. «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

9. «Заражение»

В случае, если успех отдельного  школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. В данном случае – это такой соревновательный момент в «ЯКлассе», что на пользу обучающимся, и конечно же школе, занявшей в 2016 году 1 место в районе.

E:\2015-16\пед совет\Безымянный.2png.png

E:\2015-16\пед совет\Безымянный3.jpg

12. «Отсроченная отметка»

 Не следует  путать её с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. Иногда не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!  

13. «Интеллектуальная инверсия»

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал, а стимулом этого процесса служит желание узнать новое, то есть происходит рост познавательной активности обучающихся.

 Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной учебной деятельности, создают желание поучаствовать в исследовательской и внеурочной деятельности, а так же узнать что-то новое и интересное.

Охарактеризую методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Методы дифференцированного обучения

Моя задача при применении дифференцированного подхода состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Создаю ситуации успеха с использованием в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет мне оживить занятие, предоставляется возможность реализации коммуникативных потребностей учеников, активизации мыслительной деятельности и познавательной активности.

На мой взгляд, наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на её решение, организую поиск решения на основе знаний. Выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи. Проблемная ситуация   повышает интерес к обучению, подталкивает учеников к поиску и решению поставленного вопроса.

 Проектный метод.

Метод проектов –  ориентирован не только  на интеграцию фактических знаний, а больше на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, обучающимися 5 класса выполнены проекты по следующим темам: «Числа. Приемы быстрого счета», «Математика в профессии моих родителей», «Моя задача», «Математический синквейн» и другие.

 Чаще проектно – исследовательская деятельность  используется мной во внеурочной деятельности. Мы участвовали в  Региональной конференции «Киселевские чтения XIV», «Киселевские чтения XV»,  в XXXII конференции НОУ (ВГУ). Это совершенно новая ступенька для обучающихся, расширяющая границы кругозора. Есть и первые успехи:

Вот некоторые правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

1.Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес  ученика.

2.Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

3.Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

4.Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

5.Применять на уроках задания, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Этапы создания  ситуации успеха:

Мотивационный этап включает в себя: создание проблемной ситуации, привлечение занимательного материала, применение наглядных средств обучения, использование неожиданной, противоречивой информации, эмоциональную насыщенность содержания, соревновательные и игровые моменты, разъяснение и постановка цели деятельности, разработку плана действий.

Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности. На уроке ставится задача сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, преодоление трудностей, которые могут встретиться в ходе работы,  другими словами,  формируется  мотив достижения.

Организационный этап

Ситуация успеха на организационном этапе – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося. На этом этапе необходимо четкая  постановка цели, оптимальный темп урока, организационный контроль начала и завершения работы, занимательный материал, наглядность, работа в парах и группах, связь с нашим временем, практическая работа, нестандартная форма проведения урока.

Итоговый  этап

Ситуация успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение. На практике этот этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик часто ждет, что оценят не только итог работы, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.

  Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Мне кажется, выбранное направление достаточно перспективным и я планируем продолжить работу в данном направлении. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Список литературы:

  1. Вестник  Образования России, август 2015г.
  2. Активность личности // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1.
  3. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. М., 2006.
  4. https://урок.рф/library/sozdanie_situatcii_uspeha_materiali_dlya_praktichesko_124258.html 
  5. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/07/30/sozdanie-situatsii-uspekha-na-urokakh 
  6. https://multiurok.ru/files/sozdaniie-situatsii-uspiekha-na-urokakh-matiemat-1.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2. Авторская концепция духовной основы личности.

                Национальный проект «Образование» набирает обороты. Во всяком случае, в этом нас уверяют средства массовой информации. Не только учителей...

Авторская педагогическая концепция

методическое пособие для молодых специалистов....

Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"

В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....

Авторская концепция "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"

Одна из важнейших проблем сегодня  – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению.      ...

Презентация к авторской концепции "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"

Основные пути, позволяющие развивать познавательную активностьучащихся}элементы занимательности на уроках}творческая работа}разнообразные формы проведения уроков}дидактический материал}индивидуа...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...