Авторская педагогическая концепция
методическая разработка по физкультуре на тему

Агаркова Любовь Семеновна

 методическое пособие для молодых специалистов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Р.П. СОКОЛОВЫЙ САРАТОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

«ПРИМЕНЕНИЕ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

АГАРКОВОЙ ЛЮБОВИ СЕМЁНОВНЫ

УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

2013 год

План

Введение

Глава I. ПРИМЕНЕНИЕ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

а) Описание используемых средств;

б) Примеры эффективной деятельности;

в) Сущностные характеристики авторской позиции;

г) Диагностический  инструментарий.

Заключение

Список литературы

Введение

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких, которые бы.

Научившись копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих сведений»

Толстой Л.Н.

     Сегодняшняя жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей.

Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, не проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Инновацией в своей педагогической деятельности я считаю внедрение в учебный процесс учебников по физической культуре (академический учебник  по физической культуре 5класс, 6-7 класс и 8-9 класс Автор А.П. Матвеев)[1] В конце 90-х годов такие авторы,  как Лях В.И., Мейксон Г.Б., Литвинов Е.Н., Погадаев Г.Н. и др. создали учебники по физической культуре, для начальной, основной  и средней школы. Но в массовом масштабе они не использовались.

Сейчас это обязательное требование к предметам федерального компонента государственного образовательного стандарта. При этом использую федеральный  и региональный опыт апробации данной линии учебников. Считаю, что учебник является средством организации,  прежде всего, самостоятельной работы учащихся.

  Идея проблемного обучения не нова, до сих пор ведутся острые дискуссии: одни авторы рассматривают его широко, определяя как новый тип обучения  ( М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер., М.И.Махмутов.),[2] другие – как метод обучения (В.Оконь), третьи  относят проблемное обучение к категории принципа ( Т.В.Кудрявцев). Не смотря на разные точки зрения на проблемное обучение,  общим для всех является следующее: основными элементами проблемного обучения считают создание проблемных ситуаций и решения проблем. Ознакомившись с работами М.И. Махмутова,  А.М..Матюшкина[3] и других, я пришла к выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как именно оно формирует гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.

   Моя роль, как учителя,  состоит  в том, чтобы не просто научить ребёнка двигательным действиям, а привить учащимся стремление к постоянному пополнению  своих знаний в области физической культуры,                                                                                                                                                                                                                         помноженных на практические ориентиры.

Воспитать интерес к познавательной деятельности, в основе которой должен быть корень «сам» самопознание, самопроверка, саморазвитие, самоорганизация, самооценка и самоанализ, то есть  сформировать  ключевые компетенции. Освоение учащимися  данных компетенций позволяет им успешно реализовать свои личностные качества и выполнять функции активного здорового и безопасного субъекта социума.

Терминология данной концепции:

проблема-положение, причинность, условие, вопрос, объект, который создает затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком чего- либо для познания;

компетенция-знание, опыт в той или иной области;

самопознание-изучение личностью собственных  психических и физических особенностей, осмысление самого себя;

 самопроверка-проверка самого себя, собственных сил, своей работы, своих знаний;

саморазвитие-процесс обогащения     деятельных способностей и иных личностных качеств;

самоорганизация- процесс упорядочения элементов одного уровня за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия;

самооценка - оценка человеком самого себя, собственных сил, своей работы, особенностей своей деятельности;

самоанализ- анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков.

Для того, чтобы развивать познавательную активность учащихся на уроке, в нашей школе созданы необходимые условия.  Имеются два стандартных спортивных зала (12Х24м.), две спортивные площадки. Одна включает гимнастический городок и беговую дорожку 330м, футбольное поле, волейбольную площадку. Другая комплексная площадка построена по проекту «Газпром-детям».

Несмотря на то, что имеется неплохая материально-техническая база, для реализации наиболее целесообразных педагогических приёмов использую на уроке нестандартное, самодельное оборудование (автомобильные шины, стойка с баскетбольным кольцом). В библиотечном фонде имеются десять комплектов учебников для каждой параллели, начиная с пятого класса.  Имеется два компьютерных класса, где провожу тестирование теоретических знаний по каждому разделу программы «Лёгкая атлетика», «Волейбол», «Гимнастика с основами акробатики», «Лыжная подготовка».

    Ставя перед собой цель -создание условий для развития познавательной деятельности учащихся, я понимала, что реализация данной цели требует от учителя пересмотра методов обучения, формы проведения урока и  рационального применения технических средств, а также применения учебников. Всё это -  условия для развития обучающегося, становление его как субъекта учения.

То есть моя задача была в том, чтобы ученик смог, захотел, а главное научился работать самостоятельно.

Для реализации  познавательной деятельности учащихся я использую следующий диагностический инструментарий:

  • Педагогическое наблюдение  позволяющее выявить интенсивность познавательной потребности, уровень осознанного отношения обучающегося к проблемной ситуации, степень его активности при включении в решение проблемы (Приложение №1);
  • Анкетирование, направленное на выяснение психологического климата в коллективе, отношения учащихся к учению (Приложение №2-3).
  • Уровень обученности  (приложение №5).
  • Качество знаний (приложение № 6)
  • Мониторинг уровня физической  подготовленности  на начало и конец учебного года (Приложение №7);

Глава I. « ПРИМЕНЕНИЕ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ».

Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Предлагаю один из вариантов проведения урока с образовательно-познавательной направленностью. (Приложение №4).

Предложенный урок, его средства и методы, являются одним из уроков, входящих в систему занятий по повышению у учащихся познавательной активности, что является целью организации физической культуры в рамках школьной программы.  Для повышения познавательного интереса, применяю учебник,  а также  элементы ИКТ.

Многообразие методов и приемов позволяет развивать и поддерживать познавательную активность обучающихся на уроках физ. культуры

Постановка цели урока и обеспечение её  восприятия учащимися.

Цель формируется в виде проблемы. Для этого я создаю проблемную ситуацию, что позволяет мне перевести дидактическую цель урока в лично значимую цель учащихся. Показателем мотивации считаю активный диалог  с обучащимися посредством постановки информационных и проблемных вопросов.

Психофизиологиечская подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-двигательная деятельность занимающихся.

Общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения выполняются учащимися при следующих условиях:

  • Под руководством учителя;
  • Самостоятельно
  • В процессе выполнения производится самооценивание, самоконтроль, взаимо-оценивание.

Развитие двигательных качеств. Воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности.

  • Предварительно выполняются подготовительные упражнения, которые связаны с контрольными упражнениями определёнными двигательными действиями;
  • Подготовительное упражнение оценивается также как контрольные;
  • В процессе выполнения производится  взаимо - и самоконтроль и взаимо- и самооценивание.

Это позволяет осознать смысл выполняемых заданий, увидеть все свои положительные и отрицательные стороны, наметить пути к дальнейшему самосовершенствованию. Данные педагогические условия способствуют не только развитию кондиционных и координационных способностей, но и воспитанию таких волевых качеств, как целеустремлённости, терпения, самостоятельности. Форма организации учащихся  - индивидуальная и групповая. Организация выполнения данных упражнений производится различными способами: индивидуально, в парах, группами. Это позволяет разнообразить характер заданий и предъявляет определённые требования к коммуникативным умениям учащихся  (фрагмент видео урока).

    Контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся.

  К процессу контроля оценки  и анализа учебной деятельности привлекаются все учащиеся класса. Данные компоненты являются необходимыми в учебной деятельности учащихся. Система оценивания на уроке носит объективный характер, так как включает в себя три стороны оценивания: педагогом, товарищами, самооценку.

   Каждый этап деятельности учащихся оценивается в баллах.

  • В индивидуальных  заданиях оценивается уровень трудности выполняемых упражнений.
  • В парах и группах  оценивается  качество выполнения упражнения и определение направленности предложенных упражнений.
  • Пары и группы формируются с учётом поло-возрастных  особенностей, с учётом психологической совместимости. Это позволяет создать ситуацию успеха и стимулировать деятельность учащихся.

Подведение итогов урока. Задание на дом.

 Подведение итогов урока осуществляется по принципу «от общего к частному»:

  • Педагог подводит учащихся к общему выводу по решению проблемы;
  • Учащиеся по результатам анализа делают выводы об уровне работы своей группы;
  • Каждый ученик по результатам собственной деятельности делает выводы об индивидуальном уровне развития.
  • Учащиеся формулируют понятия  о физических качествах, сравнивая с понятиями данными в учебниках.

Домашнее задание является логическим продолжением подведения итогов урока и  осуществляется по принципу «от общего к частному», что позволяет дифференцировать и индивидуализировать физическую нагрузку дома

Поэтому необходимость выполнения домашнего задания приобретает для обучающихся особый смыл.

       Предложенная система педагогических приёмов по отработке технологии обучения двигательным действиям  с образовательно-познавательной направленностью позволяет посредством организации проблемного обучения выделить метапредметные результаты в различных областях культуры школьника:

  1. В области познавательной культуры: осознанное выполнение двигательных действий и физических упражнений.
  2. В области нравственной культуры: проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности, готовность отвечать за результаты собственной деятельности.
  3. В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанной стремление к освоению новых знаний и умений, поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности.
  4. В области эстетической культуры: понимание культуры движения человека, постижение жизненно-важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью, восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
  5. В области коммуникативной культуры: ведения диалога в доброжелательной и открытой форме, владение умением обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
  6. В области физической культуры: владение широким арсеналом двигательных действий  и физических упражнений, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности, владения способами наблюдения за показателями физической подготовленности.[4]

  Уроки физической культуры  при использовании проблемного метода обучения с целью повышения  познавательной активности школьников, позволяют мне более результативно осуществлять   педагогическую деятельность в условиях реализации компетентностного подхода в образовании.

Заключение

В результате анализа литературы было выявлено, что теория проблемного обучения на сегодняшний день разработана и принята к практическому использованию.

Существуют большое количество методов, реализующих принцип проблемности и психологические и методологические рекомендации по проведению уроков физической культуры с элементами проблемного обучения. Использование элементов проблемного обучения очень эффективно. Этот факт подтверждают многие психологические философские и педагогические исследования.

В отличие от традиционного обучения проблемное обучение на уроках физической культуры более трудоёмкое в создании и осуществлении. Но именно такая форма обучения позволяет не только понять теоретические сведения и факты, но и пользоваться ими в дальнейшей  жизни.

В связи с введением ФГОС ООО появились учебники по физической культуре, которые способствуют развитию мотивации, аналитического и прогностического мышления обучающихся их творческой деятельности и умения принимать нестандартные решения.

Таким образом, используя активные методы обучения, учитывая особенности структуры урока, рационально применяя технические средства обучения и учебник, за 2012-2013, 2013-2014 учебные годы были получены следующие результаты:

2012-2013

2013-2014

% повышения

1

Качество знаний

81%

90%

9

2

Успеваемость

100%

100%

Стабильно

3

Уровень обученности

71,6%

79,5%

6,9

4

Уровень физической подготовленности

высокий

0%

4%

4

выше среднего

33%

42%

9

средний

38%

42%

4

ниже среднего

16%

8%

8

низкий

13%

4%

9

Выводы:

1.Использование проблемного обучения создаёт условия для

целенаправленного формирования учебно-познавательных  мотивов.

2.Напряжение интеллектуальных сил обучающихся рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, что свидетельствует о возникновении высокого познавательного интереса.

3.Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала на уроках.

Такие изменения в настоящее время особенно необходимы в свете социального заказа общества на формирование у обучающихся основных компетенций, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Список литературы

  1. Дж. Брунер, Р. Оливер. П. Гринфильд, Исследования познавательной деятельности// Знание, М.- 1974- с. 365.
  2. Заступенко Г.Ф. Инновационный опыт//ГАОУ ДОО «СарИПКиПРО», С.-2010
  3. Кулаков С. Коммуникативные компетенции//МОУ Гимназия г. Абакан Республика Хакасия.
  4. Лернер И.Я. Дидактическая система обучения//ЗнаниеМ., 1976 г.
  5. Лернер И.Я. Проблемное обучение// Знание, М., 1974 г.
  6. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению. Методическое пособие по спецкурсу//Знание, М., 1983, 260.
  7. Матвеев А.П. Академический учебник по физической культуре. 6-7 класс// Просвещение, М.-2010 г., 150 с.
  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении//Педагогика, М. -1982, 136.
  9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе// Педагогика, М.-1977 г.
  10. Носов И.А. Модель учителя физической культуры // Сибирский учитель, №3, Н.-2000.
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации// Народное образование,М.- 1998 г, с.  34-28.
  12. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики//Педагогика, М.- 1980.
  13. Фрумин И.О. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика, М.-1989г., 300с
  14. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе//Просвещение, М.-1982 г.


[1]Матвеев А.П. Академический учебник по физической культуре. 6-7 класс// Просвещение. М.-2010 г., 150 с.

[2]Лернер И.Я. Проблемное обучение//Знание, М. -, 1974 г; 8.        Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе// Педагогика, М.- 1977 г.; Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики//М. Педагогика 1980.

[3]Матюшкин  А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении//Педагогика, М. -1982, 136.

    [4]
  1.  Заступенко Г.Ф. Инновационный опыт//ГАОУ ДОО «СарИПКиПРО», С.-2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Сертификат участника авторского семинара «Концепция курса химии О.С. Габриеляна в издательстве «Просвещение». Методические рекомендации у преподаванию»

Сертификат участника авторского семинара «Концепция курса химии О.С. Габриеляна в издательстве «Просвещение». Методические рекомендации у преподаванию»...