Эссе «Я – учитель», 2017г
материал на тему

ОЛЬГА ИВАНОВНА ЛАЙКОВА
Эссе «Я – учитель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_13.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ «СОШ№13»                                                                                                         Лайкова Ольга Ивановна

Эссе «Я – учитель»

Вместо введения

Я не уверена, что "воспитанием" можно вырастить личность. Иногда ведь, наоборот, личность вырастает вопреки какому-то давлению, растет наперекор - и вдруг диву даешься: - ах, боже ты мой, а ведь это уже человек. Уже и поговорить можно.

Дина Рубина.

Взять слова любимой писательницы за девиз или основу жизненной философии не получается. Я учитель. И этим все сказано. Стать учителем истории помогла все та же литература: решила один любимый предмет оставить для души, а другой «назначить» делом всей своей жизни. Как вы поняли, вопросов стать учителем или еще кем-то не возникало.

Глава первая. История в лицах.

Мы — разные. Мы — странные. Смиримся с этим.

Дина Рубина.

До работы в школе считала, что историческая личность – это человек, оставивший заметный след в истории. Лет через десять поняла, что не только. Лица эти теперь мелькают везде. В приятном на вид председателе избирательной комиссии узнала того, кто уверял, сидя за школьной партой, что в политике не разбирается, а выборы – приятное мероприятие для пенсионеров и балаболов. Девчушка, лет десять назад в шестом классе покрасившая волосы в семь павлиньих оттенков и заявившая, что семья – это гроб для настоящего счастья, катается с горки с тремя своими малышами. А бесперебойной работе своего древнего компьютера я благодарна большеглазому парнишке с ДЦП, к которому много лет ходила на домашнее обучение. Помочь обрести себя – главное в жизни. Отрадно, что и я приложила к этому свою руку.

Глава вторая. ОГЭ, ЕГЭ и прочие «страшилки».

- Давай поговорим!- согласился он. И мы замолчали.

Дина Рубина

Однажды поймала себя на мысли, что принялась не обучать предмету, а сдавать предмет, то есть экзамену. Мысли этой ужаснулась. Обучение мало-помалу превращалось в консультацию, знания – в сведения, а урок истории – в формальность по расписанию. Остановилась, когда дети не выдвинули ни одной гипотезы по поводу спорной темы. А лаконичную формулировку «по фигу» одного из «хорошистов» приняла как личный вызов. Надо было действовать.Среди всех технологий выбрала для себя интерактивную, суть которой заключается в том, чтобы взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Моя задача — создать условия для инициативы детей.

Глава третья. Эссе об эссе.

Ты будешь смеяться, но укроп у меня свой. Видишь на балконе ящичек? Дураки сажают цветы, а я – пользу.

Дина Рубина.

Чтобы написать грамотное эссе, нужно самому знать и суметь донести до других, что такое эссе. НО… Рассуждения никак не ложились в аргументы, а вывод не соответствовал тезису. Написав три или четыре вместе с детьми, поняла ошибку: эссе – это не шаблон, а детские мнения по своей сути могут быть уникальны. Навязывать аксиомы – негоже, не давать говорить – опасно, давать говорить – значит уметь понять ход чужих мыслей. И как говорил Владимир Набоков:  «…Если уйдет чародей и останется только рассказчик и учитель, мы очутимся в неинтересной компании».

Глава четвертая. Спорные вопросы.

Это ведь замечательно, когда на вопрос следует ответ. Это уже, можно сказать, великосветская беседа.

Дина Рубина.

На одном учительском семинаре психолог попросил отметить самое лучшее качество в себе. Среди «я красивая», «хорошо готовлю», «лучшая мама» прозвучал скромный ответ: «Я умею слушать». Признаться честно, смысл этих слов дошел не сразу. Но как же на самом деле важно слушать, а не принуждать делать удобный для всех выбор! Пусть ученик сам решит, хороши ли были методы Ивана Грозного для величия России и почему спорили западники и славянофилы о выбранном Петром Первом пути европеизации страны. Современная политическая ситуация – кладезь для споров. Пусть спорят. Но этичность высказываний и чувство такта должны сохраняться. Это главное условие всех наших дебатов. Греет душу факт, что куда бы ни завели наши дебаты школьников, ни один из них не высказал мысль, что живет не в то время и не в той стране.

Глава пятая. Знания об обществе или обществознание.

Город становится миром, когда ты любишь одного из живущих в нем.

Дина Рубина.

Предмет мой популяризовался с введением экзаменов по выбору. Вялое течение обычного урока подогреваю, как и все коллеги, фразой: «А этот материал обязательно будет на вашем экзамене». Среди всех ценностей выделяю семейную как ведущую ценность человеческой жизни (вспоминается сразу та девица с перекрашенными волосами). Сквозные темы - вообще вещь интересная. И разговор может зайти далеко. Обсудив, кто займется семейным бюджетом, распалась парочка. Прямо на уроке. Не совпали взгляды. Не сошлись во мнении традиции разных семей: «тратит мама и никто ее не контролирует» и «тратит мама, но под жестким контролем папы». Может, к лучшему? Однако до сих пор чувство вины не проходит…

Глава шестая. Личное.

Разумеется, дома мне разрешалось гулять только по нашей округе. Разумеется, этот строгий наказ ни разу не был соблюден.

Дина Рубина.

Однажды горько плакала. От несправедливости. От того, что судьба подсунула хорошей ученице не тот вариант. Вместо пятерки – тройка. Укор в глазах девочки, недовольный голос мамы в трубке. Как же так? Поставила себя на место одной, потом другой. Кто виноват? Я. Не сформировала в свое время универсальные действия, не обучила способам самостоятельной подготовки. Шаг в строну, иная формулировка – и результат тот, который не ожидали. Вывод: нужны новые способы действия. Добыванию знаний нужно обучать. Умения нужны универсальные, на все случаи жизни.

Вместо заключения.

Каждый человек своими руками лепит сюжет своего романа… Только не у каждого хватит мужества признать, что он не главное действующее, а эпизодическое лицо…

Дина Рубина.

Все хорошо. Жизнь не стоит на месте. Интерактивные методы обучения вторгаются в нашу жизнь, как в свое время паровозы: громко, по рельсам и с паром. Это значит, что есть место усовершенствованию, есть место развитию. Паровоз должен стать новеньким локомотивом, который потащит за собою вагоны, где-то только что сошедшие с конвейера, а где-то подлатанные старые. Главное – идти вперед. И это возможно. Рельсы потому что накатанные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...