МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА»
П. ШКОЛЬНОЕ»
Аналитический отчет
«Создание развивающей предметно – пространственной
среды и психолого-педагогических условий по музыкальному воспитанию
в соответствии с ФГОС ДО»
Составила:
Музыкальный руководитель
Абдурахманова Д.Н.
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира.
Среди нее ребенок будет жить, развиваться,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы...»
Е.И. Тихеева
Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками
которых являются телевидение, радио, кино, аудио, видеотехника.
Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные
условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его
музыкальных способностей. Выявлены средства педагогического
воздействия, которые способствуют формированию интереса детей
к музыке, развитию музыкальных способностей. Среди них
применение методов, приемов, наглядных пособий, звуковых
средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства
музыкальной выразительности, с целью повышения у детей интереса
к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо
создание условий и прежде всего предметно-развивающей среды по
музыкальному воспитанию.
В зале создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Оформлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Основной программой МБДОУ «Детский сад «Звездочка» п.Школьное», с учетом регионального компонента на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Веракса Е.Н. и региональной программы «Крымский веночек» , под ред. Мухомориной Л.Г. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами музыкальной деятельности.
Полифункциональность предметной среды пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по- новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя модули, ширмы, занавеси, стулья.
Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в нашем дошкольном учреждении. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация музыкального зала обеспечивает полноценное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечать их интересам и потребностям.
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки.
Музыкальный зал оформлен с большим вкусом. Зал оснащен интерактивной доской, ноутбуком, видеоаппаратурой, радиомикрофонами, музыкальным центром, магнитофоном, фортепиано; нотным материалом, аудиокассетами, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально - дидактическими играми. Смотря по обстоятельствам, убранство зала меняется.
Различные виды детских музыкальных инструментов (оркестр детских инструментов, набор шумовых инструментов), используемые детьми в повседневной жизни, удобно размещены на специально оборудованных полках, открытых и доступных детям. Иллюстрации, подтверждающие музыкальное воспитание, музыкальные ребусы и кроссворды, альбомы с портретами композиторов, альбомы: «музыка в цвете», «я пою и танцую». Предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную деятельность детей и педагогов, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
Деятельность детей:
- пение песен;
- слушание музыки;
- танцевальные и игровые паузы;
- игра на музыкальных инструментах;
- музыкальные и хороводные игры;
- танцевальная импровизация;
- народные, хороводные игры;
- музыкотерапия;
- хореография;
- просмотр спектаклей, концертов, организованных старшими детьми;
- совместные подвижные, хороводные, народные игры:
- встреча с интересными гостями;
- просмотр видеофильмов, слайдов;
Факты полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:
-Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале;
=Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей) ;
=Учет возрастных особенностей детей.
Оборудование:
•Рабочее место музыкального руководителя (стол рабочий, место для работы с детьми, детские стулья);
•Музыкальный инструмент для педагога – Фортепиано;
• Шкаф, стеллаж для хранения документации, папок, литературы;
•Фонотека по группам
• Доска переносная магнитная , фланелеграф;
•ТСО (телевизор, DVD, музыкальный центр, ноутбук, радиомикрофоны, мультимедийное оборудование, проектор);
Содержание документации музыкального зала:
• Тематический план работы музыкального руководителя на год;
• Основная рабочая программа музыкального руководителя;
Положения и инструкции:
•инструкция по технике безопасности;
• Должностная инструкция педагога;
Литература:
•подборки статей из методических журналов и газет по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников»
•Музыкальные журналы («Справочник музыкального руководителя», «Дошкольное воспитание»,«Музыкальный руководитель»)
•Нотные сборники;
•Детская художественная литература;
Музыкальные журналы
Программы и методические пособия
Учебно-наглядные пособия:
•Образцы дидактических пособий;
•Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному воспитанию;
•Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;
•Атрибуты для игр-плясок
•Кукольный театр;
•Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;
•Портреты композиторов;
•Альбомы по творчеству композиторов;
•Музыкальные инструменты для детей (со звуком неопределенной высоты – маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы; издающие один звук – свирели, дудки; русские народные – ложки, гармошки, коробочки, трещетки; с диатоническим и хроматическим звукорядом – фаэми, ксилофон);
Разработки:
•Занятий;
•Развлечений;
•Мероприятий, проводимых с родителями;
Аудиовизуальные средства обучения:
•Набор DVD-дисков;
•Набор аудиокассет и дисков;
•Набор компьютерных обучающих программ, дисков;
Паспорт музыкального зала:
•Перечень оборудования и документация музыкального зала;
•Перспективы развития музыкального зала;
•Расположение материала музыкального зала в соответствии с паспортными данными (нумерация шкафов, стеллажей);
•Режим работы музыкального зала;
•График проветривания музыкального зала;
Соответствие СанПиНам:
•План эвакуации;
•Огнетушитель.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале.
В интерьере зала, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. Оборудование пространства зала соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее.
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде музыкального зала отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство музыкального зала имеет различные, хорошо разграниченные центры развития :
• центр для сюжетно-ролевых игр;
• центр для музыкально-театрализованных игр
• центр музыкальной деятельности;
• центр слушания музыки
• центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр.
Оснащение центров развития меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм музыкально-дидактических игр, сюжетно-ролевых игр и т.д.)
Центр для сюжетно ролевых игр;
В связи с тем, что игровые замыслы детей обусловлены возрастными особенностями, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, понятные им, комбинировать их "под замыслы".
Центр для музыкально-театрализованных игр:
• Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах, Колобок, Курочка Ряба, Заячья избушка)
• Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)
• Театр кружек (Вол и лиса, Колобок, Три медведя и т. д.)
• Настольные игры из серии «Играем в сказку»
• Пальчиковый театр
• Театр с игрушками Би-ба-бо
• Театр картинок
• Перчаточный
• Гримм
• Маски персонажей и костюмы
• Декорации и ширма
• Расписной сундук «Сказки» с костюмами для детей
• Картотека музыкальных и театрализованных игр
• Атрибуты для игр-плясок (разноцветные ленты, флажки, цветы, звездочки из ткани, разноцветные полотна ткани, бусы, шуршики,клакеры, листья деревьев, кубики и др.)
Шапочки для персонажей и костюмы
Атрибуты для игр-плясок
Атрибуты к осенним праздникам
Пальчиковый театр
Центр музыкальной деятельности:
• Музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы)
• Музыкальные инструменты, издающие один звук (свирели, дудки)
• Русские народные музыкальные инструменты(ложки, гармошки, коробочки, трещетки)
•Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (фаэми, ксилофоны, струнные)
• Инструменты по программе «Элементарное музыцирование» (авт. К. Орф)
• Диски с музыкой и сказками
Аудиотека
Центр слушания музыки:
• Магнитофон
• Наушники
• Фонотека по группам
• Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям
• Портреты композиторов
• Альбомы по творчеству композиторов
Центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр:
• Картотека музыкально-дидактических игр
• Настольно-печатные музыкально-дидактические игры («Море», «Три кита», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино», деревянные досточки и коробочки с пуговицами, и др)
• Картотека музыкальных пальчиковых игр
Оформление пространства музыкального зала к различным мероприятиям - это совместная работа педагогов, воспитателей и родителей.
Блок нерегламентированной деятельности (совместная деятельность детей с воспитателем и самостоятельная деятельность детей в группе):
В каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя или подгруппой.
Содержание музыкальной среды в группах отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью и соответствует возрасту, поэтому содержание среды усложняется по возрастным ступеням.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной
деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. Воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные в музыкальной образовательной деятельности.
Блок самостоятельной музыкальной деятельности (дома с родителями) возникает по инициативе детей, представлен песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством. Родители, так же как и дети являются активными участниками образовательного процесса и проявляют живой интерес и желание в изготовлении различных атрибутов, костюмов, декораций. Консультативный материал для организации самостоятельной музыкальной деятельности дома я регулярно размещаю на сайте ДОУ, собственном сайте, в групповых уголках, проводимых консультаций для родителей.
От того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная РППС в музыкальном зале, во многом зависят показатели индивидуального и музыкального развития ребенка, уровня освоения ООП ДО.
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Результатом планомерной и систематической работы являются показатели педагогической диагностики в направлении «Музыка», имеющие стабильную положительную динамику.