Моя образовательная концепция
статья по теме

Фурсенко Николай Петрович

Обобщение и систематизация моего педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МКОУ Лизиновская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области».

Концепция учителя математики Фурсенко Николая  Петровича

«Рациональное  использование  ИКТ на уроках математики».

Лизиновка 2017

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

I Глава. ИКТ технологии……………………………………………………….4

II Глава. Рациональное  использование  ИКТ на уроках математики…...7

2.1. Роль ИКТ в современном обществе и образовании………………………..7

2.1.1 Электронные образовательные издания………………………………….8

2.1.2. Методы и формы развития творческой деятельности учащихся……..8

2.1.3. Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения...9

2.1.4. Дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ…………10

2.2. «Живая математика» как инструмент рационализации на уроках математики………………………………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........        

ВВЕДЕНИЕ

 «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания».

Федор Иванович Янкович

В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того социального института, который самым непосредственным образом отвечает за качество интеллектуального потенциала общества.

Современная стратегия математического образования сориентирована, прежде всего, на формирование духовно богатой, гармонически развитой личности с четким математическим стилем мышления, проявляющимся во владении достаточным арсеналом интеллектуальных умений и навыков. В 2013 году была принята Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая определила мой выбор методической темы: «Рациональное  использование  ИКТ на уроках математики».

Цель  – выведение  математического образования на новый уровень и определение   его  в качестве передовой и привлекательной области знаний и деятельности.

В педагогической деятельности ставлю ряд задач:

• индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс с целью формирования у учащихся установки «неспособных детей к математике нет»;

• расширение электронного формата и широкое использование ИКТ технологий, использование общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования.

I  Глава

ИКТ ТЕХНОЛГИИ

Современное общество перешло на новый уровень формирования информационной культуры. На сегодняшний день в мире широкое развитие получили информационные технологии.

Применение информационных технологий способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по изучаемому предмету, существенно повышают уровень индивидуализации обучения.

ИКТ позволяют более эффективно использовать учебное время на уроке и во многом облегчают работу учителя по технической подготовке заданий учащимся для самостоятельной и контрольной работы (изготовление карточек), позволяют сделать урок красочным, подать материал наглядно. Всё это способствует активизации учебного процесса, изменяет у школьников психологический настрой к занятиям, делает учебно-воспитательный процесс увлекательным.

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной  памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на ученика. На сегодняшний день большой выбор электронных ресурсов для изучения математики.

- Пакет программ «Microsoft Office» -  это набор программ позволяющих создавать мультимедиа презентации, различные карточки для самостоятельных и групповых работ,  работать с электронными таблицами и многое другое.  

- «Живая математика» - это набор инструментов, который предоставляет все необходимые средства для построения чертежей и их исследования. Она дает возможность «открывать» и проверять геометрические факты. Программа позволяет "оживлять" чертежи, плавно изменяя положение исходных точек.

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.school-colleсtion.edu.ru. Возможности данного ресурса можно использовать для первичного закрепления материала (тренажеры), на портале мы можем найти различные тесты для контроля знаний.

     - Отличный ресурс – информационно-поисковая система «Задачи по геометрии», которую еще в 1986 году начал собирать известный учитель Рафаил Калманович Гордин. В этой базе 8 тысяч задач по геометрии с графическим решением. Можно бесплатно воспользоваться этой базой по адресу: http://zadachi.mccme.ru.  Эти задачи можно использовать и на уроке и для работы дома.

- Программное обеспечение «Advanced Grapher»  использую на уроках для построения графиков, ученикам нравится строить их на своих ноутбуках (возможности мобильного класса).

- Netop school – программа для мобильного класса. Она позволяет разбивать класс на группы, видеть экран каждого ученика, рассылать 12 задания, принимать ответы, создавать тесты.

- Сообщество учителей Intel Education Galaxy – Образовательной галактики Intel (http://edugalaxy.intel.ru/). В этом образовательном пространстве объединены все разноплановые on-lain ресурсы, которые предлагаются в рамках образовательных программ Intel.

- Сообщество учителей, работающих с интерактивными устройствами Smart http://www.edcommunity.ru/union/, библиотека содержит сотни готовых образцов по предметам с 1 по 8 класс.

- Сообщество учителей на http://edu.tatar.ru  , содержит много полезной информации. Возможности электронных ресурсов я стараюсь применять в своей педагогической деятельности. Использование ИКТ в обучении математике помогает организовать различные виды деятельности на уроке, сделать процесс изучения более интересным и эффективным. Поэтому на уроках математики использую мультимедийные презентации, так как они позволяют наглядно представлять материал, представить доказательство теорем. Многократное повторение создаваемых визуальных образов на уроках позволяет зрительно запомнить формулы. Возможности интерактивной доски позволяют вносить необходимые коррективы для каждого урока и осуществлять быструю обратную связь с учащимися. Целесообразность применения ИКТ именно на уроках математики расширяется за счет следующих моментов:

• продуктивная работа на уроках математики повышается за счет сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников;

• решается большее количество задач;

• имеется возможность очень большое количество задач  решить в устной форме, что дает возможность быстрее постичь логику рассуждений, развивается устная речь;

•   даются образцы оформления задач, развивается письменная речь;

• систематическое применение способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачок на пути развития пространственных представлений.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, способствует высокому уровню мотивации учащихся.

II  Глава

РАЦИОНАЛЬНОЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1. Роль ИКТ в современном обществе и образовании.

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиа технологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы прочитать книгу,  посмотреть  фильм. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. современная молодежь все сильнее отрывается от реальности. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему дети  с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний.  

Сегодня учитель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности. Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология – это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных.

  1. Электронные образовательные издания

Весьма мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить весь объем изучаемой информации, являются электронные образовательные издания. Они распространяются как в компьютерных сетях, так и записанные на оптические носители. Индивидуальная работа с таким материалом дает глубокое понимание и усвоение данных. Данная технология позволяет (при соответствующей доработке) использовать существующие курсы в индивидуальном обучении и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционного печатного материала позволяют подавать информацию в графической динамичной форме.

2.1.2 Методы и формы развития творческой деятельности учащихся

Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а, прежде всего, всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других дисциплин. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности обучающихся. Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материалы.

На помощь приходят ИКТ технологии. Например,  начать изложение новой темы, нового раздела математики можно с  надлежащей вводной части, возбуждающий интерес и внимание обучающихся, например видеообращения (приложение 1). Это может быть увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Такое изложение дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства, правила, теоремы – есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Изучая жизнь и деятельность ученого – математика, обучающиеся имеют достойный пример для подражания, который побуждает их к творческой деятельности, к исследовательской работе при изучении нового материала.

Большие возможности для развития творческой деятельности учащихся предоставляют исследовательские мини-проекты учащихся. В процессе их выполнения обучающиеся совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться им, обнаруживают связь математики с жизнью.

Примеры исследовательских мини-проектов :

1) задания по вычислению объемов, площадей; приложение 2

2) построение диаграмм; приложение 3

3) составление разного рода смет; приложение 4

4) моделирование. Приложение 5

2.1.3. Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения

 Средства ИКТ бывают:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

2.1.4. Дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ

1. Совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения.

2. Повышение продуктивности самостоятельной подготовки учеников

3. Индивидуализация работы преподавателя.

4. Ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики.

5. Повышение мотивации к обучению.

6. Активизация учебного процесса, возможность привлечения учащегося к исследовательской деятельности.

7. Обеспечение гибкости обучения.

  1. «Живая математика» как инструмент рационализации на уроках математики.

Я обратил своё внимание на программу «Живая математика», объясню, почему.

Данная программа распространяется совершенно бесплатно и обладает, на мой взгляд, безграничными возможностями. Рассмотрим достоинства и недостатки программы.

К достоинствам можно отнести:

1. Возможность применения программы с 5 по 11 классы на любом этапе урока.

На рисунке 1 мы видим, как с помощью данной программы можно рисовать различные изображения при изучении прямоугольной системы координат. Это позволяет заинтересовать каждого учащегося и качественно усвоить данную тему. В программе присутствует весь спектр цветов, что позволяет выделять различные элементы рисунка или чертежа, делая его более наглядным и понятным.

Не каждый класс математики в настоящее время оборудован интерактивной доской, с помощью которой можно быстро и наглядно выполнять только геометрические построения.

2. Программа «Живая математика»  позволят строить различные геометрические фигуры, выделять различные их элементы, как показано на рисунке 2.  А самое главное, мы можем изменять фигуру, что позволяет проводить различные исследования с помощью данной программы. На рисунке 3 мы можем видеть пример применения программы при исследовании треугольника, доказывающий, что сумма углов любого треугольника всегда равна 180°.  А на рисунке 4 показана возможность применения программы при исследовании квадратичной функции.

3.Возможности программы безграничны при работе с функциями и их графиками. Теперь на любом уроке у учителя есть возможность  строить график очень быстро и с непревзойдённой точностью. На рисунке 5 мы можем видеть возможность построения в данной программе графика функции, которая содержит знак модуля.  Возможность быстро изменить функцию позволяет проследить, как изменяется график в зависимости от изменения того или иного элемента. Всё это позволяет оптимизировать учебный процесс и сэкономить массу времени.

4. Программа позволяет работать с различными геометрическими телами, строить их сечения с непревзойдённой точностью и  рассматривать их свойства, делая уроки по стереометрии красочными, наглядными и, самое главное, позволяет учащимся более качественно усваивать изучаемый материал, затрачивая при этом минимум времени. На рисунке 6 мы можем видеть построение в данной программе сечения прямоугольного параллелепипеда.

5. В программе присутствует готовый методический материал по планиметрии и стереометрии с выстроенными алгоритмами доказательства некоторых теорем и решения задач, что существенно помогает учителю при подготовке к уроку. Например на рисунке 7 мы можем видеть доказательство теоремы о площади трапеции.

Всё выше изложенное раскрывает основные достоинства  программы, но, как любой программный продукт, программа «Живая математика» имеет и свои недостатки.

1. При работе с тригонометрическими функциями возникает первая проблема, которая заключается в том, что график функции y=cosx или y=sinx строится в программе очень мелко и на оси абсцисс не отмечаются радианы, что не позволяет детально его изучить, а также не позволяет ученикам рассмотреть его с последних парт. Но, если немного преобразовать функцию и самостоятельно подписать радианы, то данная проблема становится разрешимой, что мы и видим на рисунке 8.

2. И последним, на мой взгляд, недостатком данной программы является то, что работая с некоторыми функциями, которые имеют смысл не при любых значениях независимой переменной, программа «не выкалывает» на графике те точки, в которых функция не существует. Но разрешить эту проблему можно с помощью построения небольшой окружности на графике, что мы и видим на рисунке 8.

В результате, применяя данную программу, мы не только экономим время, но и существенно улучшаем образовательный процесс, делая его намного привлекательнее и интереснее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все формы обучения, приводит к ряду последствий различного характера, в числе которых следует отметить и ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. ИКТ может приводить к индивидуализации учебного процесса. В этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников образовательного процесса, но исключать ИКТ технологии из образовательного процесса ни в коем случае нельзя. Понятие ИКТ технологий не должно сводиться только к использованию мультимедийных презентаций. Именно поэтому моя концепция заключается в грамотном и рациональном  использовании ИКТ технологии в учебном процессе. Я убеждён, что с таким подходом к обучению я и мои ученики достигнем прекрасных результатов.

Литература и Интернет ресурсы:

  1. Шишкина М.М. Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовательном процессе / http://konf-sot-2011.ucoz.ru
  2. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании./ http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf
  3. Янченко О.В., учитель математики, «Применение УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» на уроках геометрии в 7-9 классах».
  4. Аннотация к программе УМК «Живая математика».
  5.  http://fb.ru/article/145313/informatsionno-kommunikatsionnaya-tehnologiya-ikt-tehnologii