Статья "ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ, МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ"
статья (5 класс) по теме

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: НОВЫЕ  КОНЦЕПЦИИ, МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruts_sekirina_volkova_-_statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: НОВЫЕ  КОНЦЕПЦИИ, МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Круц Д.В. Секирина И. А. Волкова С. В.

МБОУ СОШ № 48

В настоящее время инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции за влияние на подрастающее поколение с другими социальными институтами. Не секрет, что образование перестает вести ведущую роль в социализации и развитии детей, и поэтому появление новых методов становится необходимостью. Кроме того, образование также зависит от инновационного характера образовательной и практической деятельности, включенности в инновационную систему.

В целом же повышение качества и эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды  позволяют сделать систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.

С появлением нововведений в сфере образования. Появилось такого рода понятие как «инноватика».

        Инновации – (innovations) нововведение, новшество.

        Инноватика – теория инноваций, область научного знания, возникшая в индустриальных странах во второй половине XX в связи с интенсивным развитием научно-технического прогресса. Изучает формирование инноваций от зарождения инновационной идеи до ее реализации и выработки инновационных решений. [1]

        Инноватика в образовании – находящаяся в состоянии становления область научных знаний, объединяющая представления об инновациях, происходящих в образовании. Подразделяется на педагогическую инноватику и инновационное обучение. Отражает, объясняет и обосновывает изменения, вносимые в образовательную систему как на уровне образовательных теории и концепций, целей и результатов, содержания и технологии, структуры, нормативно-правовой базы, так и в процессы использования новых способов овладения знаниями.

Основополагающим в образовательной инноватики являются следующие понятия:

- образовательная новация (новшество) – средство, вводимое в образовательную систему с целью ее обновления, качественного изменения или модернизации (содержание нового);

- образовательное нововведение процесс введения новых средств, направленных на изменение образовательной системы (процесс введения нового);

- образовательная инновация – все виды деятельности по созданию и внедрению новаций (новшеств).

Модели образовательных систем

Ядром образовательной системы является образовательная практика, которая “захватывает” подсистему образовательных институтов системы образования. При этом специфические задачи образовательных институтов, принадлежащих разным ступеням системы образования, накладывают значительный отпечаток на построение практики. В то же время надсистема - теоретические основания образовательной практики, являясь результатом теоретических и методических исследований и разработок, проводящихся длительное время в рамках определенной образовательной системы, определяет образовательную практику. [2]

Предполагается, что создание модели образовательной системы позволит теоретически осмыслить сущность образовательных систем, считаем, что идеальная модель может стать базой для конструирования как образовательных систем, так и образовательных практик.

Система является устойчивой до тех пор, пока восстанавливающий процесс протекает в области структурной устойчивости. Если же процесс выходит за рамки этой области и становится трансформирующим, в таком случае происходит либо разделение (дифференциация) ранее целостного образца, либо же объединение (интеграция) ранее разделенных образцов.

Таким образом, необходимость построения модели образовательной системы обусловлена тем, что:

- простое описание различных аспектов педагогики не дает четкого представления об ее структурных компонентах, функциональных связях, не позволяет выделить их иерархичность и вариативность;

- создание модели позволяет абстрагироваться от конкретных теоретических идей и образовательных практик и выделить логическую структуру образовательной системы;

- наложение модели на реально существующие образовательные системы позволит увидеть имеющиеся у них недостатки и целенаправленно их усовершенствовать. [3]

Литература:

  1. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: [учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / Хуторской Андрей Викторович. - М.: Академия, 2008.
  2. Материалы VII межвузовской научной студенческой конференции «Молодежь, образование, наука и культура» 16-21 апреля 2007 г. / Отв. редактор В.В.Собко, канд. ист. наук, доцент. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2007. – 352 с.
  3. Н.В.Савин. «Педагогика» - издательство "Просвещение", Москва, 1978 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление инновационными процессами в развивающемся образовательном учреждении

В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Идеи развития стан...

Модели операционных систем

Тема "Модели операционных систем" изучается в дисциплине "Операционные системы" специальностей 230113 и 230401...

Проектирование образовательного процесса на основе образовательной модели «перевернутое обучение».

Сегодня активно обсуждают проблему внедрения различных моделей смешанного обучения в российских школах. Смешанное обучение – это система построения образовательного процесса, основной отлич...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

Рабочая программа профессионального модуляПМ 02 Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов...

Управление реализацией образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Практика организации дистанционного обучения по химии с использованием интернет-технологий....