Представление педагогического опыта
материал на тему

Тютьков Алексей Владимирович

Представление педагогического опыта  учителя физкультуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Учителя  физической  культуры Тютькова А.В.

«Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры в средних классах».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Жизнь неизбежно столкнет его с какими-то испытаниями. Что бы это ни было – резкая смена температуры или инфекция, физическая нагрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

 Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в свое время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чем мы вспоминаем, когда его нет». На самом же деле – это один из важнейших критериев человеческого бытия.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Известно, что здоровый ученик лучше учится, качественно работает, лучше усваивает правила и нормы и не имеет особых трудностей с адаптацией к новым людям и ситуациям. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.  

Сохранение и укрепление здоровья школьников – одна из важнейших задач, поставленных Президентом РФ перед современной школой.

Без физкультуры теряют смысл все разговоры о полноценном здоровье.

   Деятельность преподавания физического воспитания в нашей школе направлено на вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом, соответствию нормам ГТО. Физкультура - одна из основ нашего здоровья. И где, как не в школе, этот фундамент строить.

Цель моей работы  заключается в создании реальных условий, способствующих сохранению духовно-нравственного, психического и физического здоровья детей.

Реализация вышеуказанной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • Формирование ценностных ориентаций к здоровому образу жизни;
  • Формирование нравственно-этических и эстетических качеств личности учащегося;
  • Формирование двигательных умений и навыков;
  • Формирование ориентации к физическому самосовершенствованию.

В своей работе я использую личностно-ориентированные  технологии. Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Интересы учеников и отношение их к занятиям также различны.

Теоретическая база опыта

В поиске путей и методов активизации процесса физического обучения, воспитания и оздоровления школьников, методическое объединение учителей физической культуры опирается на теоретическую базу, передовой опыт, предлагаемый на страницах журнала «Физическая культура в школе» и в новинках методической литературы.

Большую помощь в разработке и подготовке программы «Здоровье» нам оказали теоретические статьи в книге Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии», Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений».

С удовольствием до сих пор используем опыт по образовательным технологиям: Радионова В.А. «Физическое развитие и техническое здоровье», Смирнова Н.К. «Валеология: новая область образовательного пространства» и Смирнова Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому я стараюсь применять в работе электронные презентации. Их использование позволяет значительно повысить эффективность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

В системе физического воспитания сейчас ведется интенсивный поиск новых форм работы с учащимися, прежде всего, в связи с тем, что ни одна из дисциплин, входящих в базисный учебный план, не подвергалась столь существенному реформированию и обновлению в своем предметном содержании и направленности, как это происходит с учебным предметом «физическая культура». Это введение третьего урока, имеющего в школах разную направленность, либо формальное увеличение количества часов.

Новой формой организации образовательной области «Физическая культура» является и олимпиада. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан ведь цель олимпиады по физической культуре: создания условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры; совершенствования теоретико-методических знаний и практических умений и навыков, необходимым учащимся в повседневной жизни, формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, выявления наиболее подготовленных школьников для поступления в специализированные высшие учебные заведения.

В каждой школе есть одарённые ученики, которые любят физкультуру и спорт, с большой охотой приходят на уроки физического воспитания, дополнительно занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в различных соревнованиях и турнирах.

Таких детей мы замечаем и даём им шанс проявить себя.

Анализ результативности

Наши дети участвуют в олимпиаде, различных соревнованиях(Турниры по шашкам, шахматам, соревнования по теннису и лыжные гонки)

Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

С одаренными учащимися, показавшими высокие спортивные результаты ГТО, школьной олимпиады по физической культуре ведутся индивидуальные занятия, включающие теоретическую и физкультурно-спортивную подготовку индивидуально.

В настоящее время очень большое внимание уделяется физкультурному образованию – педагогическому процессу, направленному на формирование специальных знаний в области физической культуры.

На уроках физической культуры преподают базовые знания научно-практического характера по широкому кругу вопросов: здоровый образ жизни, методика самостоятельных занятий физическими упражнениями, влияние упражнений на организм и т.д. Но полученных знаний недостаточно для успешности ученика, поэтому учителя надо проводить дополнительные беседы, диалоги, тестирования, краткие сообщения, анализы спортивных источников; изучать теоретико– методические задания предыдущих олимпиад; использовать для подготовки тестовые задания Всероссийских олимпиад предыдущих лет.

Расширяем кругозор учащихся, направляем и даем почитать книги, журналы. Работаем в Интернете, предлагая просмотреть сайт или обучающее видео, просмотреть презентации по истории развития разных видов спорта идущих с древней Греции до появившихся совсем недавно. Для этого учитель должен сам владеть компьютером и подбирать материал для учащихся, т.к. он уже знает, из опыта какие вопросы могут быть в теоретической части олимпиады. Уметь общаться с учащимися дистанционно. Привлекать учащихся к творчеству. Так  мы участвуем в школьных конференциях и  чтениях. Презентацию «Здоровый образ жизни.» была представлена в на занятиях по внеурочной деятельности, что пропагандирует здоровый образ жизни и интерес учащихся к занятиям спортом.

В нашей школе уделяется большое внимание стимулированию учащихся, успешного выступления по физической культуре разного уровня. Ребята узнают об успехах своих сверстников на итоговой конференции, где администрация школы награждает лучших олимпийцев, выражая им благодарность. На стенде информации отражаются итоги выступлений и достижений, состав сборной команды с фотографиями, отражающих события олимпиадных соревнований.

Мы стараемся всячески поощрять школьников, которые достигают определенных спортивных результатов. Призеры и победители получают подарки и грамоты. Хочется отметить, что некоторые наши воспитанники успешно выступают на районных и зональных протяжении нескольких лет. Таким образом, каждый ребёнок в нашей школе, может реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Но для этого необходимо работать над собой, заниматься физкультурой и спортом, следить за своим здоровьем и быть физически развитым и физкультурно- образованным человеком.

Проведя анализ работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по физкультуре, мы пришли к выводу, что в школе, как правило, выигрывают конкурсные испытания те учащиеся, которые занимаются в различных спортивных секциях и кружках, в которых добиваются больших успехов.

Процесс подготовки к олимпиаде по физической культуре будет проходить более эффективно, если выявить сильные и слабые стороны физической и технической подготовленности по программе олимпиады,
уточнить сенситивные периоды развития физических качеств юношей и девушек старшего школьного возраста и провести отбор средств физической подготовки, способствующих улучшению результатов в выполнении конкурсных заданий олимпиады по физической культуре.
В ходе изучения данных периодов установлено, что в старшем школьном возрасте больше времени нужно уделять развитию силовых способностей, общей и силовой выносливости, так как в этом возрасте именно названные физические качества хорошо поддаются тренировке.

При подборе упражнений по развитию физических способностей учитывались уровень подготовленности в отдельных видах конкурсной программы олимпиады и сенситивные периоды развития физических качеств учащихся старших классов.

Олимпиада в Сочи в 2014 году подняла интерес учащихся как к уроку физическая культура так и к олимпиаде по предмету. Приближающийся чемпионат мира по футболу 2018г. так же ждем с нетерпением, обсуждаем, следим за новостями.

Примеры из жизни спортсменов – несут большое воспитательное значение. Так на уроках привожу пример XX Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Тогда мужская сборная СССР по баскетболу проигрывала за 3 секунды до конца матча сборной США со счетом 49:50 и как Александру Белову удалось после передачи совершить решающий победный бросок на последней секунде и впервые привести сборную к золотым медалям олимпиады. Это подтверждает, что надо бороться до конца. Не отступать перед трудностями. Приглашаю учащихся посмотреть в Интернете видеоролик последних секунд драматического финала.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Противоречия между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой; между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и  здорового образа жизни. Большая загруженность учащихся учебной нагрузкой по основным предметам.  Пассивность, апатичность многих детей и их уход в виртуальную игру от игры спортивной.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Результаты и накопленный опыт проведения олимпиады школьников по физической культуре позволят прийти к заключению о целесообразности её внедрения в практику образовательного процесса современных школьников.

Главная педагогическая цель это создание условий для индивидуального физического развития школьника.

Эта цель реализуется за счет использования личностно-ориентированных технологий обучения, которые гарантируют усвоение базового компонента программы и одновременно дают возможность реализации каждым учеником своих склонностей и способностей на повышенном уровне.

Наглядное приложение:

Урок   физкультуры по теме:

«Игрa в русскую лапту»

Цель: всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности здорового образа жизни через приобщение учащихся к подвижным играм, в т.ч. народным.

Задачи урока:  

  • Образовательные: формирование умений взаимодействия в команде; закрепление умений и навыков манипуляций с мячом: ловле, бросании в цель, подаче, обобщение повторение и закрепление теоретических сведений по правилам игры;
  • Оздоровительные: развитие таких качеств как: ловкость, быстрота,  координация, укрепление здоровья, привитие интереса к ЗОЖ;
  • Воспитательные: снятие эмоционального стресса; развитие чувства командной дружбы, взаимовыручки, взаимопомощи, умения работать в коллективе.

Тип урока: обучающий

Метод проведения: индивидуальный, групповой, фронтальный, игровой, метод непосредственной наглядности.

Место проведения: спортплощадка

Инвентарь:  мячи, биты разного размера, разметка плрщадки, свисток.

Время проведения: 45 минут.

Ход урока

  1. Подготовительная часть: 10 минут. 

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.

2. ОРУ

  • Кисти рук в «замок». Кистевое вращение.
  • Вращение рук вперед и назад, в сочетании с перекатом с пятки на носок.
  • Вращение в плечевом суставе вперед и назад.
  • Подскоки на правой и левой ногах.
  • Наклоны на каждый шаг.
  • Выпады на каждый шаг.

3. Бег (темп спокойный)

  • Бег приставным шагом правым, левым боком.
  • Бег с захлестыванием голеней спиной вперед.
  • Бег с захлестыванием голеней назад.
  • Бег с высоким подниманием бедра.
  • Челночный бег

(беговые упражнения выполняются на игровой площадке)

Обратно учащиеся возвращаются медленным шагом, восстанавливая дыхание.

http://festival.1september.ru/articles/582937/1.gif

II. Основная часть: 32 минуты.

1.  Перестроение в две шеренги.

2. Упражнение на совершенствование ловли и передачи малого мяча (количество повторений 9-10 раз).

http://festival.1september.ru/articles/582937/2.gif

  • В высокой стойке подбросить мяч одной рукой вверх над собой и поймать в «ловушку» (ладони соединены, пальцы врозь и слегка согнуты).
  • Подбросить мяч вверх над собой, повернуться кругом и поймать мяч двумя руками.
  • Подбросить мяч над собой, повернуться на 360° и поймать мяч.
  • Подбросить мяч над собой, присесть и поймать.
  • Подбросить мяч вверх – вправо, влево, вперед, назад, сместиться под мяч и поймать его.

3. Упражнение в парах (количество повторений 6-8 раз):

http://festival.1september.ru/articles/582937/3.gif

  • Прямая передача мяча от плеча через площадку.
  • Один игрок набрасывает мяч по средней (или высокой) траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении.
  • Первый игрок бросает мяч с достаточной силой о пол, второй игрок его ловит после отскока и выполняет бросок в обратном направлении.
  • Один игрок стоит спиной к партнеру, который, бросая ему мяч, произносит: «хоп» и т.п. тот быстро разворачивается и ловит его.
  • Игрок с мячом отворачивается, второй игрок произносит: «пас» и т.п. первый игрок разворачивается и передает пас.
  • Перекатывание мяча по площадке.

4. Упражнение в тройках (количество повторений 5-6 раз):

  • Первый игрок передает пас второму игроку, второй третьему и в обратном порядке.
    http://festival.1september.ru/articles/582937/4.gif
  • Тоже, но игроки меняются местами.
  • Первый игрок передает мяч второму игроку, второй передает мяч третьему, третий прямую передачу первому.
    http://festival.1september.ru/articles/582937/5.gif
  • Тоже, но игроки меняются местами.
  • Первый игрок катит мяч по полу второму игроку, второй делает передачу третьему, третий – прямую передачу первому.
    http://festival.1september.ru/articles/582937/6.gif 

5. Совершенствование техники удара битой по теннисному мячу, способом сверху.

  • Исходное положение – стоя, ноги врозь: одну ногу выставить вперед, держа биту над головой, сделать замах назад, прогнуться и резким движением выполнить имитацию удара по мячу, активно сгибая туловище и выпрямляя руки.
  • В стойке готовности выполнить удары по мячу, подброшенному партнером на указанную высоту.

Площадку делим на три зоны:

http://festival.1september.ru/articles/582937/7.gif

1-я зона – удары в ближнюю и дальнюю правую половину площадки.
2-я зона – удары в центр площадки.
3-я зона – удары в левую ближнюю и дальнюю половину площадки.

Удары производят по очереди, затем игроки меняются зонами для удара. На игровой площадке, игроки защиты ловят мячи и передают их обратно подающим игрокам.

6. Двухсторонняя игра (15 минут)

http://festival.1september.ru/articles/582937/8.gif

III. Заключительная часть: 3 минуты.

  1. Построение, ходьба. Упражнения на восстановление дыхания.

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем   вверх, делаем носом вдох. Выдыхаем, опускаем руки вниз, наклоняемся и говорим «мяч».

  1. Подведение итогов урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...