Эссе "Я - УЧИТЕЛЬ"
статья по теме

Куценко Ольга Владимировна

          «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…» В. Ключевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya-_uchitel.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь…»

В. Ключевский

   

         Стать учителем я решила внезапно и бесповоротно ещё во втором классе. Остановить свой выбор на этой профессии меня подтолкнула одна очень нелепая ситуация в моей жизни, маленькой наивной девочки. Моя мама работала учителем начальных классов, и однажды я пошла с ней на торжество в школе, посвящённое Дню Учителя. Праздник, а особенно праздничный стол, который сделали коллеги мамы сами для себя, отпечатался надолго в моей памяти. Тогда и решила, я тоже буду учителем!

         Моя мама была очень хорошим, творческим учителем, профессионалом своего дела, имела звание «Отличник образования». В своих учениках она всегда видела только доброе, прекрасное, помогала раскрыть им свои таланты. Видя ежедневный труд своей мамы в школе и дома, подготовку к урокам (тетради, планы, творчество), я в первый день в школе в качестве учителя  не испугалась.

         Учась в школе, я состояла в пионерской организации в Совете Друзей Октябрят вожатой, постоянно находилась среди малышей. И ни на секунду не сомневалась, что буду учителем. Изучая в педагогическом колледже опыт работы Л.Н. Толстого  в Яснополянской школе, открытой им для крестьянских детей, я мечтала переехать из города в деревню и работать учителем в сельской школе. Представляла прогулки и занятия со своими учениками в осеннем лесу, чему я буду их учить, о чём рассказывать. И так Бог распорядился, что в 2004 году я уехала из города Сургута на постоянное место жительства в село Веселовское Новосибирской области, устроилась в местную школу учителем математики.  В моём классе есть традиция –  каждое лето все вместе (дети, их родители и я) выезжаем на природу.  

         Сельским учителем, оказалось, быть сложнее. Ты у всех «на виду», «на языке». Завоевать доверие и признательность местных жителей, думаю, возможно, только тем учителям, которые помимо того, что отдают все свои силы детям, по-настоящему любят и ценят детей, являются «Учителями от Бога».

         Быть учителем – это величайший, сложнейший и в то же время уникальный труд, требующий от тебя постоянной самоотдачи, ответственности, требовательности, добросовестности, справедливости, мобильности, чуткости, доброжелательности, мудрости к другим и к себе.  А плоды своего труда ты сможешь увидеть только через несколько лет.

         Проработав долгое время учителем в школе, я убедилась, что важно не только хорошо знать свой предмет, но и суметь передать свои знания и умения другим, научить добывать знания и привить интерес к своему предмету. Готовясь к уроку, помимо знания и понимания учебного материала, необходимо знать, понимать и чувствовать каждого своего ученика. Учитывая их возможности, правильно подобрать задания, формы, методы и приёмы обучения, всё выстроить в логически правильном порядке, чтобы учебная деятельность была продуктивной и полезной. Современный мир – это мир информационных и коммуникативных технологий, и школа не должна отставать от требований общества. На своих уроках я активно использую ИКТ, что позволяет активизировать мыслительную деятельность каждого, сделать процесс обучения мобильным, повысить интерес детей к предмету.

         Многие дети приходят в школу как в кинотеатр и находятся на уроке, словно в кинозале, смотрят мелькающие перед ним отдельные кадры фильма из школьной жизни. Я добиваюсь, чтобы каждый ученик был главным, активным героем этого фильма. В классах, в которых я работаю, есть ученики, как с  высоким, так и с низким уровнем развития. Приходится  подбирать такие методы и формы обучения, чтобы всем ученикам уделялось достаточно внимания, вовлекать всех учащихся в обсуждение учебных задач, в познавательную деятельность.

         Современное образование, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», ставит перед учителем другой «Как учить?», чтобы у детей возникали собственные вопросы «Чему мне надо научиться?». В современной школе учитель, как носитель знаний, становится организатором познавательной деятельности. В своей работе я стараюсь учить детей самостоятельности как учитель-предметник и как классный руководитель. На уроках математики, начиная с пятого класса, развиваю самостоятельность мышления в процессе рассуждений, поиска решения, моделирования текстовых задач или других учебных задач. При этом не стараюсь и не желаю сообщать готовое решение, а открывать его вместе с учениками, даже заведомо в чём-то ошибаясь. На уроках добиваюсь от детей объяснения в каждом задании. Мои часто задаваемые вопросы: «Почему?», «Докажи», «Объясни, я не понимаю», «А почему так?  А я хочу так».  Интерес к  предмету математики и формируется через самостоятельность и активность самих учащихся. Формирование самостоятельности – это длительный процесс. И надо считать удачей в своей работе, когда удалось добиться от детей желания продвигаться вперёд, преодолевать трудности и неудачи,  радоваться успехам и победам.

         Но я не только учу детей математике, а также  доброте, человечности, честности, ответственности. Так в процессе выполнения заданий мы учимся слушать друг друга, проявляя терпение и уважение, признавая право каждого на ошибку. В каждом своём ученике вижу личность, имеющую свои чувства, мысли, способности, возможности. Немало важную роль в воспитании детей играет личность самого педагога, способного меняться, совершенствоваться, самообразовываться в современном мире. Ещё в 17 веке Я.А.Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитать у них человечность.

         Строить отношения с детьми можно только тогда, когда любишь их по-настоящему. А какая это любовь? Ведь неискренность, лицемерие, двуличность дети чувствуют хорошо. Любить – не значит гладить ребёнка по головке, говорить ему приятные слова. Любить – значит понимать, помогать каждому ученику в самореализации.  Учитель должен дарить знания, делиться тем, что обязательно пригодиться детям в жизни, сеять доброту и любовь всем окружающим его людям.

         В моей работе невозможно также и без любви к своему предмету. Меня часто обижает высказывание  многих людей, в том числе и детей, что математика им не нужна и не пригодится. Но как же так? Ведь именно на уроках математики учимся рассуждать, анализировать, находить закономерности; развиваем логическое и критическое мышление, самостоятельность мышления, пространственное воображение; тренируем память; закаливаем характер (внимательность, усидчивость, настойчивость, точность, аккуратность, ответственность). Не говоря уже и о том, что математика повсюду нас окружает и пронизывает многие профессии, будь ты продавцом, архитектором, поваром или диетологом.  

         Каждый прожитый свой день в школе рядом с детьми анализирую, нахожу ошибки, пути и способы их исправления. Считаю, что учитель – это человек, который постоянно выполняет «работу над ошибками». Ежедневно общаясь с подрастающим поколением, мы остаёмся молодыми душой и способными саморазвиваться. Раскрывая глубоко спрятанный талант каждого своего ученика,  мы приобретаем  новый опыт, открывая для себя неизведанное. «Уча других, мы учимся сами …» (Л. Сенека).

         Так мечта маленькой наивной девочки стать учителем переросла в смысл её жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...