Сочинение
материал на тему

Сочинение посвящено памяти моего дедушки Дондупова Ц.Т., учителя, ветарна пед.труда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dedushka-uchitel_statya.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Я работаю в школе более 20 лет и знаю, что каждый год дети ждут на урок учителя требовательного, но справедливого, внимательного, понимающего, с чувством юмора, творческого и готового оказать помощь в трудную минуту. Учителя, который сам «горит» на своём месте и умеет зажечь тех, ради кого идёт в школу. Учителя, умеющего повести за собой, интересного в общении, стремящегося постоянно познавать новое и, конечно же, умеющего тонко чувствовать душу ребёнка.

Жизнь не стоит на месте, всё вокруг изменяется. Меняются нравы, меняются люди…Не всё всегда бывает гладко в практике работающего учителя. Иногда опускаются руки… И думаешь – а надо ли? Но тут же передо мной встаёт образ Дондупова Цыбиктора Тахуевича, моего дедушки.

Детство и юность дедушки  были тяжелыми как у всех сверстников того времени.  Отец  умер молодым, оставив пятерых детишек на руках у жены, поэтому вся мужская работа легла на плечи  старших детей.   Дед вместе с братом косили сено, рыбачили, заготавливали дрова, а старшая сестра обшивала.

После  окончания школы в селе Курумкан  дедушка начал свою педагогическую деятельность в Ягдыкской начальной школе.  Он не многим был старше своих учеников.  А затем поступил в Кяхтинское педагогическое училище. Тяжело приходилось учиться в то время. Голод, безденежье. Рассчитывать приходилось только на свои силы. А затем служба в рядах Советской Армии, наступал конец службы. Но солдатом ему пришлось быть ещё 5 лет. Великая Отечественная война. Он прошёл всю войну, был трижды ранен. На груди к окончанию войны сияли кроме двух медалей «За отвагу», медаль «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберг», орден Красной звезды, орден Отечественной войны 1 степени.

С  чувством исполненного долга дед вернулся к своей довоенной профессии – учителя. И началась работа, творческая страсть, внутреннее горение, поиск. Почти полвека бессменно проработал в Дыренской средней школе учителем начальной школы, математики, а в последние годы - учителем рисования и труда. 

М.Горькому принадлежат слова о том, что в душе каждого ребенка есть невидимые струны, если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Эти струны  дед умел находить в каждом ребенке. Он отдавал им свою душу и сердце, не жалея сил и времени. Замечательный педагог, подлинный мастер своего дела, он подготовил к самостоятельной взрослой жизни не одно поколение юных дыренцев. Его выпускники сегодня успешно работают и работали   в самых разных сферах деятельности, но всех их объединяет одно – чувство благодарности любимому учителю. Для многих выпускников знания, полученные на его  уроках, стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшего пути.

Все его воспитанники, где бы то  они не были, добрым словом вспоминают о своем учителе. « Кроме уроков он впервые учил нас писать расписки о получении на ферме зернофуража в отсутствии родителей  или заявление в правление колхоза о материальной помощи и т.д. Об этом помним и сейчас, и они пригодились в нашей жизни, -  пишет в своей книге «В кругу друзей и земляков» Климентий Потельхонович Бадмаев, член Союза Журналистов Российской Федерации, бывший секретарь райкома партии. Бишидаева Ольга Даши-Цыреновна, его ученица, вспоминает о своем первом учителе и классном руководителе: «Какие он уроки давал, уроки жизни» . 6 выпуск нашей школы знают не только в нашем селе, но и в районе: они добились многого каждый в своей профессии, но самое главное - объединяет их – школьная дружба.  А ведь именно истоки этой дружбы  заложил мой дедушка, как классный руководитель.

 Я вспоминаю последние годы работы дедушки  в нашей школе. Я была еще ребёнком и любила приходить к нему на работу.   Он тогда работал учителем труда. Я часто бывала в мастерской, все станки, верстаки учащихся были в порядке. Рядом с каждым верстаком висели инструменты. Ребята приходили на урок, одевали халаты, фартуки, нарукавники, береты и  что-то стругали, выполняли задание. Дедушка подходил к каждому, объяснял. Урок заканчивался быстро, мальчишки показывали свои поделки и   потом всё убирали, ставили на свои места. Так он учил каждого  не только труду, творчеству, но и  порядку.  Вспоминается, как ребята, собравшись возле мастерской, выпускали  в небо ракету, самолёт, сделанные в кружке «Умелые руки», организованный дедом.

 За большие заслуги в области воспитания подрастающего поколения Ц.Т. Дондупову  было присвоено звание «Отличник народного просвещения  РСФСР». Таким был славный  трудовой путь ветерана Великой Отечественной войны,  ветерана труда, Учителя, а самое главное,  моего любимого дедушки -Дондупова Цыбиктора Тахуевича.

Когда я приехала работать учителем в свою родную школу, он был рад. Очень много помогал советами, начиная с того, как должен быть одет учитель, как он должен держаться на уроке. Но самыми главными его советы:  каждый момент на уроке должен быть продуман, готовиться к урокам  так, чтобы каждый урок был открытием для ученика, учить так,  чтобы у каждого ребёнка горели глаза: « Самая большая награда для учителя за твой труд – это горящие понимающие глаза учеников!» Говорил, что не бывает, так, что у ребёнка нет какое-нибудь таланта, все дети по-своему талантливы. Было бы желание, всему можно научиться. «Оролдаан хун ороолон болохо»- любимая поговорка дедушки.

Его уже давно нет с нами,  но я мысленно обращаюсь к нему в трудную минуту  и всегда  стараюсь держать активную жизненную позицию, шагать в ногу со временем. Школа – это мой дом. Своей работе  я отдаю свое время,  силы и здоровье. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, черпаю вдохновение в горящих глазах своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день, вновь и вновь вспоминая своего дедушку.  Прихожу  к выводу, что я – счастливый человек.  Завтра  я опять иду в школу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"

Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.

Данные сочинения  предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....