Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Вокальный ансамбль"
рабочая программа на тему

Данная программа является рабочей программой педагога дополнительного образования по предмету " Вокал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2017.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации муниципального образования Кореновский район муниципальное автономное некоммерческое учреждение дополнительного образования Дом художественного творчества детей муниципального образования Кореновский район

Принята на заседании                                              Утверждаю:
педагогического совета                                               Директор МАНУ ДО ДХТД
от 28 августа 2017 года                                               ____________А. Н. Мищенко
протокол № 1                                                                 приказ № 217 от 01.09.2017

                       ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                                     ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
                              ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

                                     «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»

Уровень программы:   базовый

Срок реализации программы: 3 года (432 часа)

Возрастная категория: от 6 до 18 лет 
Вид программы:   модифицированная

                                                                                                                                             Автор - составитель :

                                                                                                                   Костенко Людмила Николаевна  

                                                                педагог дополнительного образования

                                                                                                                                                                 

                                                  г. Кореновск 2017

                                                                                                                                                                                                                                           

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

        Человеческий голос – самый первый и самый прекрасный музыкальный инструмент. Пение – это спутник определенных чувственных состояний, прежде всего радости   и   эмоционального  подъема. Оно наиболее близко и доступно детям. Это наблюдение ребенком звучащего мира, переживание красоты и разнообразия этого звучания, любование миром звуков и звуками мира. В звучании песни всегда должны царить впечатление, переживание, образ. Поэтому важно, чтобы дети занимались пением с желанием, с открытой душой и любовью, а не по принуждению. Как и во всякой форме художественной деятельности человека, в пении нужно различать   пение любительское, «для себя», необходимое человеку  как воздух, но не являющееся искусством, и пение, как исполнительское искусство, у которого есть свои законы и традиции, критерии мастерства и художественной ценности. Неотъемлемой частью педагогической деятельности является слияние технической и художественной стороны вокального процесса в кропотливой работе над звуком с выявлением музыкальной сути и значимости.

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль»   относится к художественной направленности, так как способствует развитию творческих способностей учащихся посредством музыкального искусства.            

Новизна программы «Вокальный ансамбль» заключается в том, что программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования и проявления личностных качеств у учащихся, а также способствует работать в коллективе и проявлять лидерские качества.

Актуальность данной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития школьников разных возрастных групп.

Педагогическая целесообразность данной программы  обусловлена тем,                    что она направлена на активизацию интереса детей к эстрадному искусству, а также на раскрытие своего творческого потенциала, исходя из имеющегося у ребенка опыта и способностей и влияет на дальнейший выбор профессии .                

Отличительной особенностью  данной   программы является то, что учащиеся занимаются не только эстрадным вокалом, но и познают азы академического и народного пения. При изучении данной программы рассматриваются также дополнительные смежные направления в области вокальных жанров, что  определённо помогает в развитии разностороннего кругозора учащихся.

Адресат программы:  направлен учащимся со средним и высоким уровнем развития, с наличием  музыкальных способностей и желанием заниматься в объединении.  В группы принимаются мальчики и девочки в возрасте от 6 до 18 лет по результатам прослушивания.  Программа  рассчитана на то, что детский голосовой аппарат находится в постоянном росте и развитии; учитываются психофизиологические особенности детей разных возрастных групп,  с изменением тембра и диапазона голоса.   

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный     ансамбль» рассчитана на 3 года обучения. Количественный состав групп первого года обучения  не превышает 8 человек, второго  и третьего  года обучения - 6 человек, что позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому воспитаннику. В группы первого года обучения принимаются дети   по результатам прослушивания (музыкальный слух, голос, чувство ритма и музыкальная память). В группы второго и третьего года обучения переходят дети прошедшие курс первого года обучения   или   вновь прибывшие, но имеющие природные вокальные данные, которые выявляются педагогом при прослушивании.

Программа разработана с учетом   развития   общества,  науки,  культуры и социальной сферы,  направлена на формирование и развитие общих музыкальных и  вокальных данных учащихся,  предусматривает межпредметные  связи со сценическим искусством, литературой, хореографией, и т.д.

Уровень программы, объем и сроки реализации:                                                                

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль» имеет базовый уровень освоения, учебный курс который реализуется в течение трех лет: 1 год обучения- подготовительный, 2 и 3 годы обучения – базовый и  с каждым годом усовершенствуются.

Ритмичность учебной нагрузки на всех годах обучения – 2 занятия в неделю по 2 академических часа на группу, всего за год 144 часа. Состав вокальных групп делится на младшую, среднюю, старшую; для каждой  подбирается  репертуар  в соответствии с реальной возможностью его освоения и с учётом возрастных особенностей.

Формы обучения:

Учебный процесс предусматривает очную форму обучения по группам. Занятия определяются содержанием программы и проводятся в форме практических, открытых занятий, конкурсов, концертов, мастер - классов, творческого отчёта.

   - режим занятий в объединении

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

1-год обучения-2 часа

2 раза

4 часа

2- год обучения-2 часа

2 раза

4 часа

3-год обучения-2 часа

2 раза

4 часа

        

Цель программы — развитие вокальных способностей детей, формирование интереса к певческой культуре, а также выявление, развитие и поддержка наиболее талантливых учащихся.  обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации,   формирование культуры здорового  образа жизни, укрепление здоровья, а также  организация их свободного времени.

Цель первого года обучения: знакомство с основами вокального мастерства,                            

содействие развитию у учащихся интереса к вокалу.                                                                    

Цель второго года обучения: слияние технической и художественной стороны                      

вокального процесса обучения для развития творческих способностей учащихся.                                                                                                                                              

Цель третьего года обучения: раскрыть творческие способности учащихся и подготовить его к творческой и профессиональной деятельности (если это необходимо.)

 Задачи программы (1 год обучения)                                                                                                                        

Образовательные (предметные)

- формировать навыки вокального пения на основе методики постановки голоса (в частности- дыхание, артикуляция, развитие диапазона голоса и др.)                                                                                      

- научить детей работать в ансамбле с использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков.

 Личностные:                                                                                                                            

-прививать интерес к музыке, к вокальному искусству;                                                                  

-воспитание чувства коллективизма, сопереживания друг к другу;                                              

-формировать нравственные качества личности ребенка посредством музыкального искусства.  

Метапредметные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - развивать  ладо - высотный слух, чувство ритма, музыкальную память для дальнейшей работы  в ансамбле;          

 - формировать певческий голос, музыкальную чуткость;

 - развивать эстетический вкус, обогащать духовный мир ребёнка;

 -формирование способности учащихся принимать и сохранять учебную задачу        

    в творческой деятельности,                                                                                                                

  -развивать умения в нахождении нужной информации в литературе, интернете,                          

   в сотрудничестве  с педагогом.                                                                                                                                 

Задачи прграммы ( 2 год  обучения )                                                                                                                        

 Образовательные (  предметные ):                                                                                                    

-научить понимать и передавать в исполнении художественный образ музыкального произведения                                                                            -познакомить с творчеством ведущих вокалистов России и зарубежья,                                        

- изучение основных методов и приемов вокальной техники, необходимых для обучения;                                                                                                                                                    

- самостоятельно применять обучающимися полученных знаний, умений, навыков;                                                                                                                                                  

Личностные:                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 -воспитывать качества личности, необходимые для успешной интеграции

  ребенка в социуме;  

- воспитывать желание к дальнейшему творческому развитию;                                                                                                        

-выработать позитивное отношение к людям, к самому себе, окружающему миру, умению сопереживать и радоваться успеху других.                                                              

                                                                                                                                                                   

Метапредметные:                                                                                                                                                             

 

 -содействовать формированию музыкального вкуса на основе полученных знаний и впечатлений;                                                             

  -исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;                                                 

  -приобретать умения выражать в речи свои впечатления, высказывать сужде-                              

   ния, оценки;                                                                                                                                          

  -формировать у детей способности к самостоятельному приобретению знаний,                        

   а значит к саморазвитию.                                                                                                                  

  -развивать способности оформлять свои мысли;

   Задачи программы ( 3 год обучения):                                                                                                                        

   Образовательные (предметные):                                                                                                    

    - формирование навыков импровизации путем самостоятельного подбора  партий в произведениях различных жанров;

 - сохранение и укрепление психического здоровья учащихся;

 - способствовать формированию эмоциональной свободы и физической          

   раскрепощённости  посредством  актёрского тренинга;

Личностные:                                                          

 -воспитание аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до  

  конца; 

 -воспитание устойчивого интереса к музыке и искусству в целом;      

 -эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и    

   исполнительской культуры учащихся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Метапредметные:                                                                                                                                                                        - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- развивать творческие способности и артистизм для дальнейшего выступления на профессиональной сцене.

Программа  раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические разделы, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя знакомство с основными  понятиями  вокально -хоровой работы  закрепление знаний по основным навыкам вокально - хоровой работы ,  работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен, элементы хореографии.

                                                УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего    

Теория

Практ.

1.

Формирование вокальных  навыков

       6

     2

    4

Наблюдение

2.

Вокально-хоровая работа

       6

      2

     4

Творческие задания, зачет

3.

Основы музыкальной грамоты

      10

      4

      6

Контрольный опрос, зачет

4.

Изучение песенных жанров

       50

      5

      20

Творческий анализ, зачет

4.1

Академическая песня

         12

      2

         10

Сдача партий

4.2

Эстрадная песня

         24

       4

         20

Творческое исполнение

4.3

Народная песня

        14

       2

        12

Творческое исполнение

  5

Слушание музыки.

         4

          2

          2

Творческий анализ

  6

Сценический образ и культура исполнения

         32

           6

        26

Творческие            

задания      

  7.

Технические средства в работе вокалиста

         22

          2

        20

Слуховой анализ

 8.

Физиологические аспекты певческого процесса.

          14

           4

         10

Контрольный опрос

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                               

                                                 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практ.

1.

Формирование вокальных навыков

      6

        2

      4

Наблюдение,    

Контрольные задания.

2.

Вокально-хоровая работа

       12

         2

      10

Контрольный опрос.

3.

Основы музыкальной грамоты

        12

          8

         4

Зачет.

4.

Изучение песенных жанров

         40

            6

        34

Творческие задания.

4.1

Академическая песня.

          10

              2

            8

Творческое исполнение.

4.2

Эстрадная песня

          20

              4

         16

Творческое исполнение

4.3

Кубанская народная песня

       10

              2

          8

Контрольные вопросы.

5.

Сценический образ и культура

        28

             4

          24

Творческая работа.

5.1

Художественный образ вокального номера

          10

             2

            8

Наблюдение.

5.2

Хореографическая постановка номера

         18

           2

          16

Творческие задания.

 6.

Слушание музыки

         12

           8

            4

Творческий анализ.

  7.

Технические средства в работе вокалиста

          20

             2

          18

Наблюдение.

   8.

Физиология певческого процесса.

         14

           10

           4

Контрольный опрос.

                                                Всего:

144 ч.

          52

        92       

                             

                                                         

                                                  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

                                                              3 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практ.

1.

Вокальные навыки и вокально-хоровая работа

        20

          4

         16

Контрольный срез.

2.

Песенные жанры.            

         48

           6

         42

Творческие задания.

2.1

А капелла

         12      

            2

         10

Самостоятельное исполнение

2.2

Кубанская народная песня

        10

          2

          8

Творческий анализ.

2.3

Эстрадно -джазовая песня

          26

            4

          22

Самостоятельное исполнение.

3.

Сценический образ и культура исполнения.

         34      

           4

         30

Творческая работа.

3.1

Передача художественного образа в песне

         12

            2

         10

Творческое задание.

3.2.

Хореографическая постановка номера

         16

             2

         14

Наблюдение,самостоятельная работа над номером.

3.3

Анализ исполнительской деятельности.

          6

             2

           4

Беседа,выво-      

ды.

4.

Слушание музыки

          6

             2

           4

Музыкальный анализ.

5.

Технические средства в работе вокалиста.

         26

             4

         22

Практическая

Работа на сцене.

6.

Психологические аспекты 

певческого процесса

         10

            4

           6

Контрольный опрос.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1. Формирование вокальных  навыков

Теория:    Объяснение на начальном  этапе  главных задач , стоящих перед вокалистом  - певческая установка,   звукообразование, дикция и артикуляция, певческое дыхание.

Практика: Отработка тем с помощью распевок, вокальных и   артикуляционных  упражнений:  упражнения на легато, стаккато, нон легато; работа над дыханием с помощью упражнений (комарик, шарик, цветок и т.д.), чтение стихов, скороговорок для отработки дикции.

2.  Вокально-хоровая работа

   Теория :

Знакомство с основными понятиями   вокально - хоровой работы :  типы певческих голосов, средства музыкальной выразительности(темп, ритм, динамика, темпо-ритм номера)

 Практика:  Слушание музыкальных композиций в исполнении популярных вокалистов на определение диапазона голоса и тембровой окраски. Практи-                              

ческая работа с вокальными примерами на  определение темпа, ритма, дина-                              

ческих оттенков.

        

 

3. Основы музыкальной грамоты             

   Теория :  Объяснение следующих тем: «Музыкальный лад», «Изучение гаммы», «Система ручных знаков».

  Практика:  Слушание музыкальных примеров на различие ладов, знакомство с нотной грамотой в пределах гаммы.

4. Изучение песенных жанров 

  Теория:  Знакомство с академической, эстрадной, кубанской народной песней.

  Практика:   Слушание произведений различных вокальных жанров; отработка на песенном репертуаре манеры исполнения. Разучивание песен согласно репертуарному плану.

  5. Сценический образ и культура исполнения.

Теория: Знакомство с основными требованиями к сценическому образу    

вокалиста, художественный образ вокального произведения; значение хореографии   при исполнении вокальных номеров.

Практика:    Постановка хореографических движений  и сценическое оформление  вокальных номеров.

6.  Технические средства в работе вокалиста.

 Теория: 

Знакомство с устройством микрофона, понятием «фонограмма».

  Практика :

Отработка песен   с микрофоном под фонограмму «минус». Запись фонограмм в студии.

 

  7. Физиологические  аспекты певческого процесса.

  Теория :

Знакомство с приёмами релаксации, с анатомо - физиологическим аппаратом человека, механизмы его функционирования.

   Практика:

Выполнение практических упражнений на снятие мышечных зажимов голосового и опорно-двигательного аппарата; упражнения   на внимание, чувство ритма.

 

Второй год обучения.

     

1. Формирование вокальных  навыков

Теория: Повторение основных тем, пройденных ранее - типы дыхания, звукообразование, правила артикуляции.

Практика:  Отработка тем с помощью распевок, вокальных и   артикуляционных  упражнений:  упражнения на легато, стаккато, нон легато; работа над дыханием с помощью упражнений

       

2.  Вокально - хоровая работа.

   Теория:

Закрепление знаний по основным навыкам вокально -хоровой работы. Изучение новых тем «Проблемы  интонирования», « Ансамбль», «Строй», «Виды канонов», « Фразировка, цезура, пауза».

  Практика:

Отработка основных умений и навыков вокально -хоровой работы на примере музыкальных произведений репертуара. Работа над правильным интонированием с помощью упражнений. Пение канонов.

       3.  Основы музыкальной грамоты.

   Теория : Знакомство с разделом «Сольфеджио», его элементами. Интервалы. Метроритм.

   Практика:  Определение на слух интервалов, нахождение  их в мелодии исполняемых песен. Упражнения на отработку чувства ритма.

4.  Изучение  песенных  жанров

   Теория :

Закрепление знаний об академической, эстрадной песнях. Знакомство с кубанской народной песней. Определение жанровой специфики детской эстрадной песни.

   Практика :

Отработка на песенном репертуаре манеры исполнения. Разучивание песен в различных жанрах согласно репертуарному плану.

  5. Сценический образ и культура исполнения.

 Теория :  Художественный образ вокального номера. Хореографическая постановка номера.

 Практика :  Анализ исполнительской деятельности, в т.ч. собственной; отработка песен, постановка хореографических движений. Просмотр  и  анализ видео выступлений.

 

6. Слушание музыки.                                                                                                                      

    Теория: Слушание детских хоровых коллективов академического направле-                        

                   ния, а также коллективов эстрадного и народного творчества.                                  

7.  Технические средства в работе вокалиста.

   Теория: Знакомство со сценической аппаратурой - микрофоны, мониторы, акустические системы, микшерный пульт. Основные требования к артисту при работе с микрофоном,    фонограммой в  студии и на сцене.

   Практика :

Отработка песен  с микрофоном под фонограмму «минус». Студийная запись концертных фонограмм.

7. Физиология певческого процесса.

  Теория:

Приёмы  релаксации , наработка ощущений, снятие мышечных зажимов.  

Практика:

Выполнение практических упражнений на снятие мышечных зажимов голосового аппарата, наработка ощущений вокалиста ,тренинги  внимания и  наблюдения;  сценическое движение.

Третий год обучения.

     

1. Вокально-хоровая работа

Теория: Закрепление знаний и  повторение основных понятий, применяемых в обучении вокалу. Изучение новых темы  « Импровизация - формы самостоятельной работы». Знакомство  с хоровой партитурой.

Практика : Совершенствование практических умений и  навыков  при разучивании вокальных упражнений  и вокальных номеров  с применением полученных знаний за время обучения.

2.   Песенные жанры.

   Теория: Закрепление знаний о  жанрах  песенного творчества (кубанская народная песня, эстрадная песня). Отличительные черты жанров а капелла и эстрадно-джазовой песни.

   Практика : Разучивание песен в различных жанрах согласно репертуарному плану. Прослушивание образцов исполнения вокальных произведений в разных манерах: народной, эстрадной, эстрадно –джазовой и « а капелла».

3.  Сценический образ и культура исполнения.

Теория : Работа над смысловым единством текста и музыки; разбор некоторых аспектов режиссуры вокального номера. Работа по составлению исполнительского плана песни: костюм, пластика, мимика, художественный образ.  Сценический имидж  вокалиста. Работа с хореографом  над постановкой номера.

 Практика: Работа в классе и на сцене над образом песни в целом. Выразительность исполнения поэтического и музыкального текста по фразам. Практические задания на составление собственного имиджа.

4.Технические средства в работе вокалиста.

Теория: Взаимодействие  звукорежиссёра и исполнителя. Работа с микрофоном.

Практика : Репетиции  на сцене.                                                                                                      

  5.Слушание музыки. Слушание произведений а капелла, произведений в исполнении Кубанского казачьего хора, а также аранжировок в стиле джаз.                            

     Творческий анализ и беседа.

 6. Психологические аспекты певческого процесса

Теория: Атмосфера психологических контактов. Психогигиена вокалиста.

Практика: Техники релаксации. Тренинг и практические задания на различные ситуации.

                                          Планируемые результаты.

  В результате вокально-ансамблевой деятельности учащимися должны быть достигнуты определенные результаты.                                                                                              

1 год обучения.

Предметные результаты:                                                                                                                    

- формирование основ художественной культуры обучающихся;                                                                                                               

- знание основных песенных жанров;                                                                                                

- владение начальными навыками вокально-хоровой работы;                                                      

- умение различать динамические оттенки, регистры;                                                                      

- умение слушать и анализировать пение друг друга.                                                            

Личностные результаты :

  • формирование чувств доброжелательности и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;  общей культуры поведения на основе формирования нравственных чувств и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование эстетических потребностей и ценностей ;                                                        

Метапредметные результаты:                                                                                                          

 -адекватная оценка своих знаний и умений;                                                                                  

-четкое выражение своих мыслей при общении с педагогом и сверстниками;                          

- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.                                                                                                                            

2 год обучения.                                                                                                                                

Предметные результаты:                                                                                                                

-развитие эстетического восприятия мира, наблюдательности ,  коммуникабельности, креативности, способности управлять своими эмоциями, концентрировать внимание;                                                                                                                                                                                                                                          

- соблюдать певческую установку; понимать дирижерские жесты;

-уметь  правильно дышать, использовать элементы движения под музыку;  работать в сценическом образе;

-правила техники безопасности при выходе на сцену и при работе с микрофонами;                                                                                                                                        

-- правильно интонировать в двухголосие; петь чисто и слаженно в унисон;

- работать в вокальном ансамбле;

- исполнять песни, умело используя микрофон и фонограмму минус 1;

- искать свой сценический образ;                                                                                                            

Личностные результаты:                                                                                                                  

  •  развитие музыкально-эстетического чувства, понимание  функций вокального искусства  в жизни человека и общества;                                                                      
  •  сформированность самостоятельных действий при решении творческих задач.                                                                                                                                                      

Метапредметные результаты:                                                                                                            

- продуктивное взаимодействие со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач ;                                                                                                            

-правильное оценивание и корректировка собственных действий;                                                  

-владение мастерством вступать в диалог, умением слушать;                                                          

3 год обучения:                                                                                                                                          

Предметные результаты:                                                                                                                      

- развитие творческого самовыражения   учащихся, осознание себя в нравственном и художественном пространстве искусства и культуры;                                          

-овладение различными приемами и техниками вокального мастерства;                                      

-исполнять   вокальные произведения различных стилей и жанров, в том числе джазовые произведения и  произведения а капелла;

-гармонически   подбирать   различные вокальные партии;

-самостоятельно работать над художественной постановкой вокального номера;  

Личностные результаты:                                                                                                                    

 -сформированность у обучающихся ценностных ориентиров в области вокального искусства;                                                                                                                 

-участие в музыкальной жизни класса, школы, города; конкурсной и концертной деятельности;                                                                                                                  

-уважительное отношение к своему творчеству и творчеству других людей;                                            

Метапредметные результаты:

 -  уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, для реализации      

   её решения;  

-  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и  исполнения,

-  продуктивное взаимодействие со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач ;

 - умение оценивать правильность выполнения учебных задач,   позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;                                                                                                                                      

 Составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей                            

программы « Вокальный ансамбль» является календарный учебный график по                          

годам обучения для каждой группы (Приложение №1). Изучение песен происходит согласно Репертуарному плану,  составленному по годам обучения с учетом интереса учащихся, а также с учетом возрастных и вокальных особенностей.                                                                                                                                  

Условия реализации программы.                                                                                                  

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Вокальный ансамбль» необходимо:                                          

Материально-техническое обеспечение:                                                                                              

-класс для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим светом),оборудованный необходимой мебелью (стульями для учащихся и столом для педагога),зеркалами;                                                                                                          

-необходимо наличие музыкального инструмента (фортепиано ),а также музыкального центра.                                                                                                                          

Информационное обеспечение:                                                                                                          

-современные технические средства обучения (компьютер, монитор, флеш-карты, диски с видео-занятиями, мастер-классами, концертными программами артистов эстрады, специализированная литература.)                                                                  

Формы аттестации.                                                                                                                                

Для определения образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вокальный ансамбль» применяются следующие формы аттестации (контроля):                                                          

-педагогическое наблюдение, опрос, практические занятия, открытые занятия;                                      

-участие в различного уровня конкурсах (районные, зональные, краевые, всерос сийские,международные).                                                                                                                      

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:                                                  

Для отслеживания результатов обучения по программе «Вокальный ансамбль» используются видеозаписи и фотографии концертных выступлений учащихся,дипломы и грамоты с различных творческих конкурсов и фестивалей, материалы тестирования и анкетирования. Отчетные концерты и открытые занятия также дают возможность увидеть результаты обучения.                              

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:                                            

-диагностические карты, мониторинг результатов обучения учащихся по программе, исполнительская  работа

                                                                                                                                                                                                                                                                             Для отслеживания результативности образовательного процесса используются      следующие формы аттестации:

  • начальная аттестация (октябрь);
  • текущая аттестация (в течение всего учебного года);
  • промежуточная аттестация (январь, май )
  • итоговая аттестация для 3 года обучения (май).                                                        

                 

 Аттестация результативности освоения учебной программы

  (1 год обучения)

Время проведения

           Цель проведения

 Метод отслеживания

Октябрь

Начальная аттестация

Определение уровня развития детей, их вокальных способностей.

Беседа, прослушивание в форме музыкальных заданий.

В течении всего учебного года.

Текущая аттестация

Определение степени усвоения учащимися учебного материала по темам программы «Изучение гаммы», «Виды мелодии», «Темпо-ритм». Определение готовности воспитанников к восприятию нового материала.

Занятие - игра по темам (система ручных знаков,  движение мелодии, дыхание и дикция, музыкальный лад).

Музыкально - образные игры по песенкам - картинкам.

По окончании изучения разделов: «Вокально -хоровая работа»

«Основы музыкальной грамоты».

Промежуточная аттестация

 1 полугодие

Определение степени приобретённых навыков  вокально -хоровой работы учащимися.

Определение степени усвоения учебного материала  по музыкальной грамоте.

Практическое занятие - зачёт на примерах вокальных произведений.

Контрольный срез.

Викторина, зачёт.

Апрель

Текущая аттестация

Определение изменения уровня знаний детей, усвоения ими учебного материала согласно репертуарного плана.

Участие в концертных программах согласно плана работы ДХТД, концерт для родителей.

Май

Промежуточная аттестация

2 полугодие

Определение степени уровня знаний   учащихся по программе: нотная грамота, практические навыки по вокалу.

Практическое занятие- зачёт.

                                                   2 год обучения

Время проведения

Цель проведения

Метод отслеживания

Октябрь

Начальная аттестация

Проверка приобретённых вокально -музыкальных  навыков за 1 учебный год.

Контрольный опрос, прослушивание в форме музыкальных заданий.

В течении всего учебного года.

Текущая аттестация

Определение степени усвоения учащимися учебного материала по темам  

« Взаимосвязь речи и пения», «Основы хорового пения», « Проблемы интонирования»,  « Понятие  «сольфеджио», его элементы», «Дирижёрские жесты».

Диагностика умения передачи сценического образа вокальных произведений.

Практические занятия (вокально-хоровые упражнения на дикцию, интонирование, дыхание, и т.д.)

Музыкально - образные игры – этюды  (пантомима, хореография)

По окончании изучения разделов: «Вокально -хоровая работа»

«Основы музыкальной грамоты».

Промежуточная аттестация

Определение степени приобретённых умений вокально-хоровой работы учащимися.

Определение степени усвоения учебного материала по вышеперечисленным темам

Практические занятия- зачёты на примерах вокальных произведений.

Контрольный срез.

Практические занятия.

 Май

Промежуточная  аттестация

Определение  уровня полученных знаний, выявление особо одаренных детей.  

Участие в концертных программах согласно плана работы ДХТД, участие в конкурсах, концерт для родителей.

3 год обучения

Время проведения

Цель проведения

Метод отслеживания

Октябрь

Начальная аттестация

Контроль приобретённых  вокально -музыкальных  навыков за 2 учебный год.

Беседа, прослушивание в форме музыкальных заданий.

В течении всего учебного года.

Текущая аттестация

Определение степени знаний  учащихся  по темам «Вокально-певческая установка и дыхание», «Значение поэтического текста в пении», « Навыки цепного дыхания» , «Импровизация -форма самостоятельной работы».

Контроль умения передачи сценического образа вокальных произведений.

Практические занятия ( вокально - хоровые упражнения, конкурс чтецов-  чтение прозы и поэзии, скороговорки)  

Конкурс-концерт.

По окончании изучения разделов :«Вокально -хоровая работа»

«Песенные жанры на основе репертуара»

«Передача художественного образа в песне»

Промежуточная аттестация

Определение степени приобретённых навыков  вокально-хоровой работы учащимися.

Определение умений учащихся   по темам  «А капелла», « Эстрадно -джазовая песня»

  Определение степени приобретённых навыков  учащимися

Практические занятия- зачёты (исполнение вокальных произведений).

Контрольный срез.

Практические занятия

(исполнение данных вокальных произведений)

Игры на воображение; самостоятельное инсценирование  вокальных номеров.

 Май

Итоговая аттестация

Определение  уровня полученных знаний, выявление особо одаренных учащихся.

Участие в концертных программах согласно  плана работы ДХТД, участие в конкурсах, концерт для родителей.

                                                                                                                                                                     

Оценочные материалы:                                                                                                                    

Для определения результатов обучения учащихся применяются различные диагностические материалы:                                                                                                                

-Таблица «Мониторинг результатов обучения учащихся по программе»

-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки учащихся заполняется отдельно по каждой группе;                                                                

-Диагностическая карта личностного развития обучающихся  

-Диагностика вокально-хоровых навыков

-Диагностическая карта усвоения знаний,умений и навыков обучающихся  

-творческие задания;                                                                                                                              

-самостоятельные задания.                                                                                                                

                                                                                                                                                                 

                                          Методические материалы                                                                      

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вокальный ансамбль»применяются разнообразные методы обучения:словесные,наглядные,объяснительно-иллюстративные,практические,игровые…В работе используется разноуровневый и индивидуальный подход, активно применяются различные формы  и методы организации учебного процесса. На занятиях педагог использует систему методов,направленных на усвоение способов музыкальной деятельности:                                                                                                                                        

-метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;                                                          

-метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;                                

-метод контроля и самоконтроля.                                                                                                            Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, используются различные педагогические технологии. Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии:

1.Личностно-ориентированный подход – когда педагог  при обучении вокалу   учитывает творческие данные ребёнка, оценивает  рост конкретной личности; создает теплые взаимоотношения в коллективе.


2.Здоровьесберегающая технология реализуется следующим образом:  проводятся упражнения на  релаксацию, на разогревание и настройку  голосового аппарата учащихся , на  снятие напряжения с внутренних и внешних мышц.

3.Игровые технологии
 с учётом возрастных особенностей учащихся. Игра, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта школьника. Игра должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации уроков, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. 

4. Информационно – коммуникационные   технологии (ИКТ) Использование  ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Привнести в учебной процесс помогают аудио, видео материалы, привлекаются возможности интернета.  Анализ собственных выступлений.

5. Импровизация  Учащиеся  сочиняют (подбирают) различные вокальные  партии  (песни).

6. Портфолио
  учащихся используется для того, чтобы  учитывать индивидуальные достижения детей. В папке находятся  индивидуальные и групповые проектные работы; грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося, листы оценки и самооценки. Весь собранный материал стимулирует воспитанников повышать учебную мотивацию школьников и их самооценку.

Формы организации учебного занятия:                                                                                            

Учебные занятия в вокальном коллективе проходят в форме практических занятий, бесед, игр, конкурсов, мастер – классов, занятий –импровизаций, открытых занятий,  в форме практической работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия проходит организационный момент, сообщение темы, цели, ознакомление с новым материалом, закрепление полученных знаний на практике, подведение итогов. Выполняется дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевание. На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала.

Дидактические материалы: аудио - и видеозаписи, плакаты (строение голосового аппарата, нотный стан, музыкальные ключи, ручные знаки и т.п.), тексты песен, упражнения для распевок, специальная литература.

Алгоритм учебного занятия:

Структура занятия:

 - организационный момент;

-разогрев певческого аппарата (вокальные упражнения);

- сообщение темы, цели;

- подготовка к изучению новой темы через повторение;

- ознакомление с новым материалом;

- закрепление полученных знаний на практике;

- подведение итогов.

Педагог объясняет тему занятия, задачи, которые необходимо решить, средства и способы их выполнения. Демонстрируется дидактический материал, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений обучающиеся переходят к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен. Педагог демонстрирует, как нужно правильно выполнять различные вокальные упражнения и техники.

После объяснения учащиеся приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до исполнения целостного произведения.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор имеющихся ошибок.

               

                 Литература для педагога:

                                                                       

  1. Бах Б. «Оздоровительные дыхательные системы»- 2008 г.

          2.М.С.Осеннева « Работа с детским хором»-«Музыка»- 2015 г.

3.М.Галкина «Музыкальное развитие дошкольников»-«Сфера»-2015 г.                                              

4. С.Маркуорт «Самоучитель  по пению» - Москва,2007г.                                                                              

 5.   Микляева Н.В.  «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»-                            

      Москва-2006 г.

 6. Новиковская  О. «Весёлые пальчиковые игры» -М.2007г.                                                    

 7. Сергиенко Г.Н.   «Учимся,говорим,играем» -Воронеж-2010г.                                            

            8. Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе» - «Музыка»,    

      Москва,  2016 г.                                                                                                                      

           

                     Литература для обучающихся:                                                                                      

              1. М.Погребинская  «Музыкальные скороговорки»-Москва,2004 г.                                  

              2. М.Кановская «Считалки и скороговорки для развития речи»-М.2007 г                      

              3.Т.Новомлынская «Минутки здоровья в образовательном учреждении»                      

                                                 Армавир,2010 г.                                                                                    

               4.А.Лобова «Мир звуков» -Пермь,2004 г.                                                                              

               5.О.Камозина «Неправильное сольфеджио»-Ростов-на-Дону,2010 г.                              

               6.Н.Гонтаренко «Уроки сольного пения.Вокальная практика»,2015 г.                                                

                                           

            Интернет-ресурсы.                                           

1.Textarchive.ru - Методологические принципы преподавания вокала и работы с вокальным ансамблем 

     2. vocalmaster.biz – Вокал в теории и практики.

     3. vokalizm.ru - материалы по теории вокала

      4. nsportal- Социальная сеть работников образования

                              НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ                                                              

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ                        

     «Об образовании в Российской Федерации»

      2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

      3.Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844      «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

      4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

      5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

       6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа вокально- инструментальный ансамбль "Лазурный берег"

Программа учебной дисциплины вокально-инструментального ансамбля (ВИА) "Лазурный берег" направлена на организацию внеурочной деятельности подростков 11-17 лет. Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль".

Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоцион...

Общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль"

Общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль"...

Общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль "Сюрприз"

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Ансамбль «Колхида» (мальчики) «Совершенство»

Программа Ансамбль «Колхида» (мальчики) «Совершенство» относится к художественной направленности, она направлена на развитие художественного вкуса, эмоционального и творческого...

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА" по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА"по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"...

Дополнительная общеобразовательная программа. «Вокальный ансамбль»

Художественная направленность данной программы обусловлена тем, что дети, наделенные способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей,  могут  овладеть  ...