Общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль "Сюрприз"
рабочая программа по музыке

Озерова Любовь Александровна

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozerova_l.a._programma.docx496.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ОТДЕЛ

Печать

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»Что где когда

___________Н.П. Сорокина

приказ №  74  от 28.05.2018 г.

Протокол  заседания педагогического

совета № 4 от 28.05.2018 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ «СЮРПРИЗ»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 2 года обучения (288 часов)

                                                      Составитель: Озерова Любовь Александровна,

                                                            педагог дополнительного образования

Излучинск, 2018

I. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.

Составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 г. № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;

Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года.

При составлении программы учтены методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор Л.Н.Буйлова / Москва: 2015. (ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», подготовлены в рамках государственной работы Департамента образования г. Москвы).

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что  ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.  Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус и эмоциональное состояние детей.

Включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой,  фонопедических упражнений  В. В. Емельянова способствуют улучшению физического развития детей.

 Использование игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Адресат программы

Год обучения

Возраст детей

Контингент (кол-во)

1

7-11 лет

8-10

2

7-11 лет

8-10

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы - 2 года.

1 год обучения - 144 часа

2 год обучения - 144 часа

Итого – 288 часа.

Для обучающихся с яркими вокальными способностями предусмотрена индивидуальная работа. Песенный репертуар подобран с учетом традиционных мероприятий Центра, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности Центра.

Формы обучения и виды занятий

Практические занятия, видео-уроки, мастер-классы, творческие задания, коллективные работы, портфолио.

Особенности организации образовательного процесса

Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Количество учебных часов на год – 144 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

1.2. Цель и задачи программы

Цель

Развитие творческого потенциала обучающихся средствами вокального исполнительства, формирование певческой культуры и эстетического вкуса обучающихся, певческое развитие, формирование социальной активности через развитие музыкальных способностей на занятиях вокала.

Задачи

Задачи.

Предметные: формирование основных певческих навыков: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;

формирование голосового аппарата;

развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.

Метапредметные: oбучение приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

умение применять полученные знания для решения разнообразных художественно-творческих задач;

Развитие коммуникативных качеств (активно участвовать в жизни ансамбля, Центра, поселка, района).

Личностного развития: Воспитание настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности;

Создание  условий для развития творческой личности.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Наименование разделов

Год обучения / кол-во часов

1-й

2-й

теор

пр

теор

пр

I

Введение в программу

3

5

2

6

II

Певческая установка

5

17

2

8

III

Развитие диапазона

6

30

-

16

IV

Теория музыки

3

9

3

5

V

Вокально-ансамблевая работа

4

46

6

76

VI

Музыкально-образовательные беседы

2

2

2

2

VII

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

-

12

-

16

23

121

15

129

144

144

288

Каждый год обучения содержит повторяющиеся разделы, содержание которых позволяет обучающимся постепенно совершенствовать мастерство, улучшать качество исполнения произведений.

Учебно-тематический план1и 2 года обучения

Наименование разделов

Формы контроля

Год обучения / кол-во часов

1-й

2-й

теор

пр

теор

пр

I

Введение в программу

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Беседа

1

1

1

1

Разработка репертуарного плана.

Диагностика

-

2

-

2

Устранение зажимов и дефектов речи.

Тест

2

2

-

2

Правила гигиены голоса

Тест, задания

-

-

1

1

II

Певческая установка

Певческая позиция

Тест, задания

1

1

-

2

Певческое дыхание. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Тест, задания

2

4

-

2

Артикуляционный массаж Э.М. Чарелли

Тест, задания

-

-

1

1

Фонопедические упражнения по В.В. Емельянову

Проверочная работа

-

-

1

3

Атака звука

Проверочная работа

1

7

-

-

Певческая опора

Проверочная работа

2

4

-

-

III

Развитие диапазона

Вокальная интонация

Проверочная работа

1

5

-

2

Вокальные   упражнения и вокализы.

диагностика

1

7

-

6

Развитие музыкального слуха

тест

2

6

-

-

Постановка голоса

тест

2

6

-

-

Распевочные циклы упражнений

Проверочная работа

-

6

-

4

Система упражнений на различные вокальные техники

Проверочная работа

-

-

-

4

IV

Теория музыки

Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении.

Проверочная работа

1

3

-

-

Направления мелодического движения и его диапазон.

Проверочная работа

1

3

-

-

Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки.

Проверочная работа

1

3

-

-

Интервал. Аккорд.

Проверочная работа

-

-

1

2

Мелизмы

Проверочная работа

-

-

1

1

Вариация.  Импровизация.

Проверочная работа

-

-

1

1

V

Вокально-ансамблевая работа

Унисонное пение в ансамбле

Проверочная работа

-

-

-

2

Вокально–ансамблевая работа

Проверочная работа

-

14

42

Ритмическая основа музыкальной композиции.

Проверочная работа

1

9

2

6

Эстрадная вокальная культура.

Проверочная работа

1

7

2

6

Работа над образом разучиваемых произведений.

Проверочная работа

-

10

2

18

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

Проверочная работа

2

6

-

2

VI

Музыкально-образовательные беседы

И.С. Бах

Угадай - ка

1

1

-

-

В.А. Моцарт

Угадай - ка

1

1

-

-

Зарубежная музыка XVII-XIX веков

Угадай - ка

-

-

1

1

Русская музыкальная культура XVII-XIX веков

Угадай - ка

-

-

1

1

VII

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Концертная программа ко Дню матери.

выступления

-

2

-

2

Рождественская ярмарка

выступления

-

-

-

2

Концертная программа к 8 марта

выступления

-

2

-

2

Районный конкурс детских талантов «Музыкальный трамплин»; «Северная звезда»

выступления

-

2

-

2

Концертная программа для ветеранов ко Дню Победы!

выступления

-

-

-

2

Фестиваль детского творчества «Вдохновение»

выступления

-

2

-

2

Итоговая диагностика

тест

-

2

-

2

Итоговое занятие -концерт

выступления

-

2

-

2

23

121

    15

129

144

144

288

Содержание учебно-тематического плана 1  и 2 года обучения

Введение в программу

Вводное занятие. Знакомство с воспитанниками. Игры на установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками. Цель и задачи курса. Режим работы. План занятий. Игры и викторины для выявления музыкальных способностей у детей. Правила техники безопасности.

•        Диагностика. Правила гигиены голоса. Рассказ о том, как беречь голос. Правила поведения во время пения. Подбор и слушание  репертуара, беседа о характере и тексте произведений.

        Формирование вокальных гласных.  Формирование согласных и их воздействие на дыхание. Формирование речевых согласных. Мышечные зажимы, тренинги на их удаление.

Певческая установка

  • Певческая позиция. Работа над всеми составляющими голосового аппарата.
  • Певческое дыхание Методы постановки диафрагмально-реберного дыхания, упражнения на короткий вдох и длинный выдох, расходование вдоха, певческая опора, здоровое дыхание, самоконтроль. Дыхательная гимнастика. А.Н. Стрельниковой. Практические упражнения дыхательной гимнастики.
  • Атака звука. Типы звукоизвлечения, подача звука,  положение рта при различных видах звучания. Методы постановки свободного звукоизвлечения в различных регистрах и миксте. Понятие «Атака звука». Три вида атаки - мягкая, твердая и придыхательная. Отработка основных видов атаки звука и вспомогательных приемов. Целесообразность применения различных видов атак.
  • Певческая опора Понятие певческой опоры как напряжения

мышц брюшного пресса для удержания воздушной струи и создания импеданса в области голосовых связок. Отличие опоры от мышечного зажима , контроль дыхания, упражнения на чувство опоры.

Развитие диапазона

  • Вокальная интонация. Работа над точностью интонации. Пение вокализов и упражнений на различные интервалы. Методы воспитания вокальной интонации, интонирование сложных интервалов, скачки, кантилена.
  •    Вокальные   упражнения и вокализы. Пропевание вокально-хоровых упражнений, вокализов  на развитие диапазона.
  •  Развитие музыкального слуха. Практические занятия. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса. Вводятся упражнения с использований гаммы, арпеджио. Наряду с упражнениями используется пение романсов, классических и современных, песен военных лет, отечественных популярных песен. 
  •  Постановка голоса. Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого диапазона. Распевание. Элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое: 
    - правильная постановка корпуса при пении; 
    - певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения ( люфт-пауза ), выработка равномерного выдоха; 
    - правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных; 
    - слуховое осознание чистой интонации; 
    Пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием следующих интервалов: 
    - на зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н; 
    - на губные – Б, П, В, М.
  • Распевочные циклы упражнений. Понятие распевки, циклы для разных возрастов и уровней  вокальной подготовки. Упражнения для устранения вокальных проблем певца, для психологической и физиологической настройки на пение. Многообразие методических рекомендаций от прошлого до современных вокальных школ.

Теория музыки

  • Ознакомление обучающихся с основами элементарной теории музыки:
  • Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении.
  • Направления мелодического движения и его диапазон.

Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки.

Вокально-ансамблевая работа

  • Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. Беседы о разучиваемых произведениях. Раскрытие значения, содержания, особенностей каждой исполняемой песни Анализ ее текста, разъяснение непонятных слов, анализ музыкального и поэтического текста. Показ-исполнение песни. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям или всем ансамблем, под фонограмму минус.
  • Ритмическая основа музыкальной композиции. Работа с ритмом в эстрадной композиции, агогика, ритмическая переакцентовка. Свобода ритмических построений в импровизации. Ритмические упражнения на развитие внутреннего  ощущения темпа, смены ритма и размера.
  • Эстрадная вокальная культура. Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни,  правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
  • Работа над образом разучиваемых произведений. Раскрытие художественного образа, воображение, фантазия. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
  • Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции. Работа с художественным текстом, осмысление актерской задачи, проигрывание заданной роли, овладение сценическим пространством и движением.

Музыкально-образовательные беседы

Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры. Знакомство с зарубежными композиторами И.С. Бах, В.А. Моцарт

 Знакомство с зарубежными композиторами XVII-XIX веков и их творчеством (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.Бетховен, И. Штраус, Дж. Верди). Слушание  и характеристика произведений зарубежных композиторов XVII-XIX веков

 Знакомство с русскими  композиторами  XVII-XIX веков и их творчеством (М.И.Глинка, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков). Слушание  и характеристика произведений русских композиторов XVII-XIX веков

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Исполнение выученных произведений на концертах, конкурсах и фестивалях.

1.4. Планируемые результаты

Совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, ключевых, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению

Планируемые результаты первого года обучения:

Цель: Приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Задачи:

1. сформировать навыки восприятия музыки и выражения своего отношения к музыкальному произведению;

2.  развить вокальный слух, накопить музыкально – слуховые представления;

3. сформировать навыки певческой установки (прямое положение корпуса, шеи, головы);

4. развить музыкальную память, творческое воображение;

5. воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую культуру, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.

Личностные результаты:

Внутренняя позиция воспитанника на уровне положительного отношения к обучению.

Учебно-познавательный интерес к новому предметному материалу.

Умение определять порядок действий, планировать этапы своей работы.

Метапредметные результаты:  

Умение соблюдать нормы поведения в кабинете, мероприятиях.

Умение слушать собеседника и вести диалог.

Умение делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы.

Предметные результаты. 

Умение восприятия музыки и выражения своего отношения к музыкальному произведению. Координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

 Умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки.

Планируемые результаты второго года обучения.

Цель: Формирование интереса к эстрадному искусству, воспитанию культуры восприятия и развитию индивидуальных творческих способностей путем освоения основ вокального эстрадного искусства, подготовка к активной социальной жизни.

Задачи:

1. продолжить развивать основные вокальные навыки (звуковедение, дикция, артикуляция);

2. расширить диапазон голоса;

3. повысить выносливость голосового аппарата;

4.расширить музыкально-художественный кругозор детей на лучших произведениях русской и зарубежной классики, народной и современной музыки разных жанров;

5.сформировать навыки целеполагания, контроля и коррекции собственных действий;

Личностные результаты: 

Умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Формирование мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

Умение проявлять творчество в создании своей работы.

Метапредметные результаты:  

Овладение логическими действиями: сравнения, анализа, обобщения.

Умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Предметные результаты. 

Устойчивый интерес к вокальному исполнительству.

Приобретение навыков певческого дыхания

Умение исполнения произведения с сопровождением и a-capella.

Умение слышать свой голос, фактуру произведения, целостное восприятие произведения;

Умение  создания художественного образа во время исполнения музыкальных произведений.

II.        Организационно-педагогические условия

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель

36 учебных недель (1 полугодие – 17 недель, 2 полугодие -19 недель).

Начало учебного года

1 сентября

Конец учебного года

31 мая

Праздники

04 ноября,1,2,3,4,5,6 и 8 января 2017, 7 января – (перенесен на 2 мая), 23 февраля, 08 марта, 01 мая, 09 мая.

Продолжительность каникулы

Зимние - с 29.12.2018 по 08.01.2019

Весенние - 25.03.2019 по 31.03 2019

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Наличие специального кабинета (кабинет №22).

Наличие репетиционного зала (сцена).

 Фортепиано.

Музыкальный центр, компьютер.

Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

Электроаппаратура.

Зеркало.

Нотный материал, подборка репертуара.

Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Записи выступлений, концертов.

Информационное обеспечение

Библиотечный фонд, учебно-методические разработки, дидактические и видеоматериалы.

2.3. Формы аттестации

Текущий контроль

проводится в конце изучения каждой темы -  викторины, творческие задания

Промежуточная аттестация

диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций обучающихся: промежуточная – январь, итоговая - май;

Итоговая аттестация

оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе – концертный номер в отчетном концерте, наградные документы за участие в конкурсах различного уровня, портфолио.  

Свидетельство об окончании обучения не выдается.

2.4. Оценочные материалы

Методика изучения уровня музыкальных способностей обучающихся

 (Методика В.П. Анисимова, Б. М Теплова, О.П Радыновой) (Приложение 1)

Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Вокальный ансамбль «Сюрприз» (Приложение 2)

2.5. Методические материалы

Методы обучения и воспитания

Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример. Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

Словесный метод: беседа; рассказ; обсуждение; сообщение задач. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде.

Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером помогает приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой.

 Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников снимаются на видеокамеру и совместно с ними анализируются, выявляются лучшие моменты выступления или ошибки.

Формы организации учебного занятия

  • учебное групповое занятие;
  • музыкальные постановки;
  • отчётный концерт;
  • участие в конкурсах, фестивалях;
  • посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Процесс освоения содержания программы предполагает использование разнообразных видов музыкально-практической деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей:

1. восприятие музыки и размышления о ней,

2. хоровое, ансамблевое (сольное пение)

3.пластическое интонирование,

4.импровизации (речевые, вокальные, пластические)

Педагогические технологии

Технология личностно-ориентированного обучения, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Алгоритм учебного занятия

1этап: организационный. Поверка готовности к занятию

2этап: подготовительный. Гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально-интонационные упражнения.

3этап: усвоение новых знаний. Обеспечение  мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

4этап: основной. Работа над репертуаром (звукообразование, звуковедение, чистота интонации, выразительность, образ).

Работа с солистами.

Пропевание под фонограмму «-»

Работа с микрофоном.

Работа над движением.

5этап: рефлексивный. Самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии.

6этап: итоговый. Пропевание песен от начала до конца под   фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов  каждого ученика 

7этап: заключительный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Методами контроля

-устный контроль – применяется при индивидуальном и фронтальном опросе обучающихся с целью повторения и закрепления учебного материала.

-практический контроль применяется для выявления сформированности тех или иных умений и навыков практической работы обучающихся, проводится на каждом занятии;

- взаимоконтроль осуществляется при оценке качества исполнения произведения обучающимися.

- фестивали, конкурсы детского творчества, проводимые в течение учебного года.

Дидактические материалы

- методические плакаты, карточки с упражнениями на развитие навыков активного слушания музыки, игры на закрепление и повторение учебного материала, тестовые задания;  

- фонд записи концертов, детского Евровидения, слайды, альбомы, презентации по концертным выступлениям;

- стенды с фотографиями концертов и выступлений воспитанников;

-справочно-информационная и искусствоведческая литература.

2.6. Рабочая программа

1 год обучения

№ занятия

Сроки

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

Музыкальные игры, викторины

Вводная диагностика

Введение в программу

Разработка репертуарного плана. Диагностика.

2

слушание

Устранение зажимов и дефектов речи.

2

лекция

Устранение зажимов и дефектов речи.

2

практ. работа

тест

Певческая установка

Певческая позиция

2

лекция

практ. работа

октябрь

Певческое дыхание. Дыхательная гимнастика. А.Н. Стрельниковой

2

лекция практ. работа

Дыхательная гимнастика. А.Н. Стрельниковой

2

практ. работа

Дыхательная гимнастика. А.Н. Стрельниковой

2

практ. работа

Атака звука

2

лекция

Типы звукоизвлечения, подача звука

2

практ. работа

ноябрь

Отработка основных видов атаки звука и вспомогательных приемов.

2

практ. работа

Отработка основных видов атаки звука и вспомогательных приемов.

2

практ. работа

Певческая опора.

2

лекция практ. работа

Отличие опоры от мышечного зажима.

2

лекция практ. работа

Упражнения на чувство опоры.

2

практ. работа

Развитие диапазона

Вокальная интонация

2

лекция практ. работа

Вокальная интонация

2

практ. работа

Вокальные   упражнения и вокализы.

2

лекция практ. работа

Вокальные   упражнения и вокализы.

2

практ. работа

Постановка голоса

2

лекция практ. работа

Постановка голоса

2

практ. работа

Вокально-ансамблевая работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Концертная программа ко Дню матери.

2

практ. работа

выступление

Теория музыки

декабрь

Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении.

2

лекция практ. работа

Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении.

2

практ. работа

диктант

Вокально-ансамблевая работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Ритмическая основа музыкальной композиции.

2

Лекция

практ. работа

Ритмическая основа музыкальной композиции.

2

практ. работа

Эстрадная вокальная культура.

2

Лекция

практ. работа

Эстрадная вокальная культура.

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

2

Лекция

практ. работа

Развитие диапазона                                                                                    

январь

Вокальная интонация

2

 практ. работа

Вокальные   упражнения и вокализы.

2

практ. работа

Постановка голоса

2

Лекция

практ. работа

Постановка голоса

2

практ. работа

Музыкально-образовательные беседы

Иоган Себастьян Бах

2

Лекция практ. работа

Слушание музыки

Вокально-ансамблевая работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

февраль

Ритмическая основа музыкальной композиции.

2

практ. работа

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

2

Лекция

практ. работа

Теория музыки

Направления мелодического движения и его диапазон.

2

Лекция практ. работа

Направления мелодического движения и его диапазон.

2

практ. работа

диктант

Развитие диапазона

Развитие музыкального слуха

2

Лекция

практ. работа

Развитие музыкального слуха

2

практ. работа

Распевочные циклы упражнений

2

практ. работа

Вокально-ансамблевая работа

март

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Концертная программа к 8 марта

2

практ. работа

выступление

Развитие диапазона

Вокальные   упражнения и вокализы.

2

практ. работа

Развитие музыкального слуха

2

Лекция практ. работа

диктант

Вокально-ансамблевая работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Ритмическая основа музыкальной композиции.

2

практ. работа

Эстрадная вокальная культура.

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Конкурс детских талантов «Музыкальный трамплин»

2

практ. работа

выступление

Развитие диапазона

Развитие музыкального слуха

2

практ. работа

Распевочные циклы упражнений

2

практ. работа

Вокально-ансамблевая работа

апрель

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

2

практ. работа

Эстрадная вокальная культура.

2

практ. работа

Развитие диапазона

Распевочные циклы упражнений

2

практ. работа

Вокально-ансамблевая работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

май

Ритмическая основа музыкальной композиции.

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

        Фестиваль детского творчества «Вдохновение»

2

практ. работа

 выступление

Теория музыки

Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки.

2

Лекция практ. работа

Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки.

2

практ. работа

 Муз. диктант

Музыкально-образовательные беседы

Вольфганг Амадей  Моцарт

2

Лекция

практ. работа

слушание музыки

Вокально-ансамблевая работа

Итоговая диагностика

2

практ. работа

Эстрадная вокальная культура.

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Занятие концерт (Итог года)

2

практ. работа

выступление

144 часа

2 год обучения

№ занятия

Сроки

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

сентябрь

Введение в программу.  Инструктаж по ТБ.

2

беседа

Вводная диагностика

Введение в программу

Разработка репертуарного плана. Диагностика.

2

лекция

практ. работа

слушание

Правила гигиены голоса

2

лекция

практ. работа

тест

Устранение зажимов и дефектов речи.

2

практ. работа

Певческая установка

Певческая позиция.

2

лекция

практ. работа

тест

Дыхательная гимнастика. А.Н. Стрельниковой

2

практ. работа

Артикуляционный массаж. Э.М. Чарелли

2

лекция

практ. работа

Фонопедические упражнения по  В.В. Емельянову

2

лекция

практ. работа

октябрь

Фонопедические упражнения по  В.В. Емельянову

2

практ. работа

Развитие диапазона                                                                                    

Вокальная интонация

2

практ. работа

Система упражнений на различные виды вокальной техники.

2

практ. работа

Вокально-ансамблевая работа                                                              

Унисонное пение в ансамбле.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа. Исполнительская работа.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа. Исполнительская работа.

2

практ. работа

Теория музыки

ноябрь

Интервал. Аккорд.

2

Лекция

Практ работа

Интервал. Аккорд.

2

практ. работа

опрос

Вокально-ансамблевая работа                                                              

Вокальные   упражнения  

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Концертная программа ко Дню матери.

2

практ. работа

выступление

Музыкально-образовательные беседы

Зарубежная музыка XVII - XIX  веков

2

лекция практ. работа

Угадай-ка

Развитие диапазона

декабрь

Распевочный цикл упражнений

2

практ. работа

Вокальные упражнения и вокализы

2

практ. работа

Вокально-ансамблевая работа

Вокально–ансамблевая работа. Дикция, артикуляция.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа. Дикция, артикуляция.

2

практ. работа

Эстрадная вокальная культура.

2

лекция

Эстрадная вокальная культура.

2

практ. работа

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

январь

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Рождественская ярмарка

2

практ. работа

выступление

Теория музыки

Мелизмы

2

практ. работа

опрос

Развитие диапазона                                                                                    

Вокальные   упражнения и вокализы.

2

практ. работа

Распевочный цикл упражнений

2

лекция

Вокально-ансамблевая работа

февраль

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции

2

практ. работа

Эстрадная вокальная культура.

2

практ. работа

Ритмическая основа музыкальной композиции.

2

практ. работа

Ритмическая основа музыкальной композиции.

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

март

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Концертная программа к 8 марта

2

практ. работа

выступление

Развитие диапазона

Система упражнений на различные вокальные техники

2

практ. работа

Вокальные   упражнения и вокализы.

2

практ. работа

Вокально-ансамблевая работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Конкурс детских талантов «Северная звезда»

2

практ. работа

выступление

Музыкально-образовательные беседы

апрель

Русская музыка XVII - XIX  веков

2

Лекция

практ. работа

Угадай-ка

Вокально-ансамблевая работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Ритмическая основа музыкальной композиции.

2

практ. работа

Ритмическая основа музыкальной композиции.

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Фестиваль детского творчества «Вдохновение»

2

практ. работа

выступление

Теория музыки

май

Вариация. Импровизация.

2

Лекция

практ. работа

Тест, задания

Вокально-ансамблевая работа

Работа над образом разучиваемых произведений.

2

практ. работа

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Концертная программа для ветеранов

2

практ. работа

выступление

Вокально-ансамблевая работа

Эстрадная вокальная культура.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Вокально–ансамблевая работа над репертуаром.

2

практ. работа

Итоговая диагностика

Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика)

Занятие концерт (Итог года)

2

практ. работа

выступление

                                                                                                     144 часа

III.        Организационно-педагогические условия

Список литературы для педагога

Список литературы для педагога:

1.Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 
2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 
3. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 
4. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 
5. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 
6. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998. 
7. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", Павлодар, 2012г. 

8.Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 
11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. 

  1. https://multiurok.ru/files/proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-po-estra.html
  2. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-estradniy-vokal-1828129.html
  3. https://открытыйурок.рф/статьи/575087/

Список литературы для детей и родителей

1.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» М., 1991 г.

2.Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993

3.Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.

4.Железновы С. и К. «Азбука – потешка», М. 2000 г.

5.Струве Г. Пѐстрый колпачок. Песни для дошкольного и младшего школьного возраста. М. 2001 г.


Приложение 1

Методика оценки специальных умений и навыков

         (Методика В.П. Анисимова, Б. М Теплова, О.П Радыновой)

  1. Выявление уровня развития чувства ритма.

Тест-игра «Аплодисменты»

Цель: определение уровня развития метроритмической способности.

Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.

Критерии оценки: 

  • высокий уровень - точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов; 
  • выше среднего - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса; 
  • средний уровень - верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов; 
  • уровень ниже среднего  - метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса.
  1. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).

Тест-игра «Тайна гармонии»

Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.

Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • высокий уровень – верно 8-10 созвучий;
  • выше среднего - верно 5-7 созвучий;
  • средний уровень –верно 3-4 созвучия;
  • уровень ниже среднего  - верно 1-3 созвучия.

3. Диагностика чувства тембра

Тест - игра «Чьи голоса звучат?»

Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.

Критерии оценки:

  • высокий уровень -   верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента ;
  • выше среднего -  верное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • средний уровень - определение однородных тембров и смешанных тембров с затруднением ; 
  •  уровень ниже среднего  - верное определение только однородных тембров.

4.Диагностика динамического чувства

Тест - игра «Играем громко-тихо»

Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).

Алгоритм:

  1. Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.
  2. Обучающийся  получает предложение поиграть в «громко -тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.
  3. Верное исполнение контрастной динамики - 1 балл.
  4. Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.
  5. Обучающийся должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.

Критерии оценки: 

  • высокий уровень -  4-5 баллов;
  • выше среднего – 4 балла;
  • средний уровень - 2-3 балла; 
  •  уровень ниже среднего  - 1 балл.

5.Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Закончи мелодию»

Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.
  2. Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.

Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:

1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;

2- ый фрагмент – звучит до конца;

3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;

4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);

5- ый фрагмент – звучит до конца.

Критерии оценки: 

  • высокий уровень - верно определены все 5 пунктов;
  • выше среднего – верно определены 3- 4 пункты;
  • средний уровень - верно определены 2-3пункты;
  •  уровень ниже среднего  - верно определены 1-2 пункты.

6.Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
  2. 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.
  3. 2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.
  4. 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.

Критерии оценки:

  • высокий уровень - креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа;
  • выше среднего – характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки;
  • средний уровень - характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки; 
  •  уровень ниже среднего  - отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально -художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка.

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

                       (на учебный год)

Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________________

Возраст ребёнка__________________________________________________________

Дата: первый этап (1) _____________________________________________________

промежуточного этапа (2)___________________________________________________

контрольного этапа (3) _____________________________________________________

                                           Параметры музыкальных способностей

Уровень развития

Чувство ритма

Чувство

Звуковысот-

ности

Чувство тембра

Динамическое чувство

Чувство формы

Чувство муз отзывчивости

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего


Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Вокальный ансамбль «Сюрприз»

1 и 2 год обучения

Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы  обучающимися ___________ года обучения.

Сроки диагностики: промежуточная – январь, итоговая май.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям,
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям,  
  3. Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С -  средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с  – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)

I. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

1.1

Компетенции самопроявления

1.Проявляет способность к саморазвитию.

2.Управляет своим эмоциональным состоянием.

3.Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.

4. Проявляет силу воли.

5. Проявляет уверенность в своих силах.

6. Способен сконцентрироваться на выполнении задания

7. Способен к самоконтролю и рефлексии.

8. Знает свои сильные и слабые стороны.

7-8 показателей высокий уровень;

6-5-выше среднего;

4 -средний;

1-3 –ниже среднего

1.2

Информационная компетенция

  1. Способен работать с разнообразной информацией.
  2. Умеет использовать ИКТ-технологии.
  3. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2-выше среднего;

1 -средний;

0–ниже среднего

1.3

Коммуникативная компетенция

  1. Способен высказывать свое мнение.
  2. Умеет публично выступать.
  3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
  4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
  5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
  6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
  7. Способен работать в группе.
  8. Понимает ценность своей активности.
  9. Осознаёт ценность языкового и речевого развития.
  10. Способен  побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.
  11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей высокий уровень;

7-9-выше среднего;

5-6 -средний;

1-4 –ниже среднего

Средства контроля: опросник Стефансона(изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

II. Методика оценки метапредметныхкомпетенци

Компетенции

Показатели уровня сформированности

2.1

Социальные

Параметры диагностирования:

  1. Проявляет организаторские способности.
  2. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
  3. Положительно относится к сохранению традиций.
  4. Активно участвует в акциях.
  5. Способен к состраданию.
  6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
  7. Соблюдает правила, общественные требования.
  8. Проявляет толерантность, тактичность.

9.Осознаёт свой гражданский долг.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

2.2

Исследовательские

  1. Умеет организовать и оформить исследовательскую работу.
  2. Способен к восприятию новых знаний.
  3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
  4. Способен выстраивать логическую цепочку.
  5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
  6. Способен к нестандартным решениям.
  7. Способен разрешать проблемные ситуации,
  8. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели,
  9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

2.3

Экологические

  1. Понимает ценность природы.
  2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
  3. Активно участвует в экологических акциях.
  4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
  5. Понимает значимость экологических знаний.
  6. Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности.
  7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 показателей высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.4

Технологические

  1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму
  2. Способен организовать рабочее место,
  3. Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.
  4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности,
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.5

Здоровьесберегающие

  1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни,
  2. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании;
  3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода;
  4. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности,
  5. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

  1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов,
  2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества,
  3. Понимает ценность классических произведений, искусства,
  4. Проявляет творчество в своей деятельности,
  5. стремится выразить себя с помощью различных средств.
  6. Способен быть оригинальным,

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Средства контроля: наблюдение, тестирование, мониторинг участия в мероприятий отдела (фестивали, познавательные программы), Центра (выставки, конкурсы)

III. Методика оценки предметных компетенций

Год обучения

Компетенции

Показатели уровня сформированности

1 год обучения

1.Умение восприятия музыки и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

2. Координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

 3. Умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки.

 4. Умение выполнить задания по инструкции педагога.

4 – высокий уровень

3 – выше среднего

2 - средний

1 – ниже среднего

2 год обучения

1.Устойчивый интерес к вокальному исполнительству.

2. Приобретение навыков певческого дыхания

3.Умение исполнения произведения с сопровождением и a-capella.

4.Умение слышать свой голос, фактуру произведения, целостное восприятие произведения;

5.Умение  создания художественного образа во время исполнения музыкальных произведений.

5 – высокий уровень

4– выше среднего

3-2 - средний

1– ниже среднего

Средства контроля: занятия – конкурсы на повторение теоретических знаний и практических умений; занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы); тесты; участие в конкурсах различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

Муниципальная общеобразовательная школа - интернат «Ляминская средняя общеобразовательная школа - интернат» п.Лямина Сургутский район ХМАО-ЮГРА Тюменской области Эссе «Моя педагогическая философия»

Муниципальная общеобразовательная школа - интернат«Ляминская средняя общеобразовательная школа - интернат»п.Лямина Сургутский район ХМАО-ЮГРА Тюменской области...

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича"

В связи с изменением государственного статуса 279 школы с 01 сентября 2012 года (в школе теперь обучаются учащиеся 5-х классов), необходимостью внесения изменений в ООП НОО начальной школы, педагогиче...

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алешковичская средняя общеобразовательная школа»

Отчет о результатах самообследования  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алешковичская средняя общеобразовательная школа»...

Отчёт о применении информационно-коммуникационных технологий Хрулевой Лалы Владимировны, учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...