Анализ ЭП к учебнику Химия, 9 Журина А.А.
электронный образовательный ресурс (9 класс) на тему

Трифонова Анастасия Никитична

Краткий анализ электронного приложения к учебнику Химия, 9 Журина А.А., издательство Просвещение, линия Сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_ep_k_uchebniku_himiya_9_zhurina_a.a.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Структура и содержание ЭП………………………………………....………3

2. Соответствие структуры и содержания ЭП требованиям ФГОС…….……4

3. Задачи, решаемые при помощи ЭП………………………………………….5

4. Преимущества ЭП перед традиционной формой учебника……………….7


  1. Структура и содержание ЭП

На первый взгляд, ЭП полностью дублирует реальный учебник, но на самом деле это не так. Приложение содержит обширную информацию, расширяющую содержательное поле учебника. Это проявляется в различных гиперссылках, ведущих на совершенно разнообразные по категории материалы.

Структура же, действительно, полностью повторяет реальный учебник и программу.

Помимо основной линии учебника, здесь есть также следующие разделы:

  • «Учебник» - интерактивное дублирование традиционного учебника;
  • «Каталог», где собраны все ЦОР, которые можно отфильтровать по темам, разделам или же типам (иллюстрации, анимации, модели – всего 12 категорий);
  • «Практикум», где учащиеся могут самостоятельно провести виртуальный химический эксперимент. Помимо действий с виртуальными «веществами» и «оборудованием», учащимся придётся заполнять исследовательский журнал, куда необходимо заносит наблюдения и записывать уравнения протекающих реакций;
  • «Задачник», где учащиеся могут потренироваться решать химические задачи. Задачник разделён на две части – тренажёр и контроль знаний;
  • «Экзаменатор» - данный раздел можно использовать либо периодически для проверки знаний, а можно, если позволяет материальная база школы, в конце каждого урока проводить такие этапы проверки знаний, а система сама выдаст уровень подготовки учащегося к концу изучения раздела (т.е. к контрольной работе);
  • «Справочник»;
  • «ПСХЭ» - интерактивная периодическая система химических элементов. Здесь можно узнать о каждом химическом элементе строение атома, свойства простых веществ, нахождение в природе, получение, применения и многие интересные факты. Кроме того, представлены фотографии простых веществ, схемы электронного строения атома;
  • «Избранное» - куда можно добавить необходимые учителю или ученику материалы;
  • «Помощь» понадобится, если возникли затруднения в работе с программной.

  1. Соответствие структуры и содержания ЭП требованиям ФГОС

В настоящее время все школы перешли на ФГОС ООО. Поэтому необходимо каждый учебник и каждое пособие рассматривать, анализировать в том числе с точки зрения соответствия этому стандарту.

На мой взгляд, данный учебник соответствует стандарту. Аргументирую своё мнение ниже.

  1. Одно из ключевых требований ФГОС – формирование УУД (универсальных учебных действий). Среди них можно выделить личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Для примера рассмотрим такую категорию УУД, как регулятивные. Компонентами этой компетенции можно назвать умения ставить цель, планировать свою работу, контролировать полученные знания (их         качество), корректировать их, оценивать и прогнозировать результат. С помощью данного ЭИ все эти пункты осуществимы. Попробую перечислить. Во-первых: работая с этим учебником побочно ставится весь план действий: изучить теоретический материал (в виде гипертекста), закрепить полученные знания при помощи тренажера и проверить, проконтролировать их на этапе проверочной работы. Очень помогает здесь функция «подсказки» - инструкции по тому, как необходимо отвечать на поставленные вопросы. Именно здесь и реализуется такое УУД, как контроль. УУД коррекции чётко проявляется при работе с тренажёрами. Примечательно, что и в тренажёрах, и в проверочных работах выставляется оценка – ещё одно УУД. УУД прогнозирования можно проследить в тексте оценки выполненной работы на тренажёре или в проверочной работе.
  2. Использование данного ЭП на уроках и во внеурочной деятельности позволяет также формировать метапредметные связи, диктуемые нам ФГОС. Из них:
    - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач на примере изучения гипертекста и работы по проверке и закреплению знаний;
    - умение осмысленно читать и осознано использовать речевые средства, владеть устно и (важное именно здесь) письменной речью на примере тех же тренажёров и проверочных работ;
    - самая важная здесь составляющая, самая броская, - формирование ИКТ-компитенции. Эта компетенция поставлена практически во главу угла ФГОС, и данный учебник как нельзя уместен в свете современных требований.
  3. Кроме метапредметных, это пособие развивает, естественно, и предметные связи – ещё одну важную составляющую требований ФГОС. С помощью настоящего учебника формируется научный тип мышления, научное представление о ключевых теориях, овладение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами, приёмами. Кроме того, при помощи таких разделов, как видеофрагменты различных опытов позволяют формировать предметные умения – не практически, конечно, но, тем не менее, давая о них представление подрастающему поколению. А так же показывают специфику именно химической – т.е. предметной – области.

3. Задачи, решаемые при помощи ЭП

Данный электронный учебник позволяет решать множество задач. Примечательно, что его можно многогранно использовать. Разберём поэтапно.

  1. В подготовке учителя к уроку, несомненно, помогут не только теоретический материал, оформленный в виде разворота материала учебника, а так же гипертекста. Хороший учитель знает, естественно, материал на более высоком уровне, нежели предполагается и полагается ученикам. Потому очень замечательно то, что учитель может почерпнуть из данного пособия, как то, например, различные сравнительные таблицы, краткие памятки по решению различных задач, примерные планы уроков и, конечно же, возможность всегда заглянуть в программу предмета, требования к урокам.
  2. При изучении нового материала, кроме вышеназванного гипертекста, служащим теоретической опорой, можно, и даже нужно демонстрировать имеющиеся в ЭП видеофрагменты опытов (показывающие специфику данной дисциплины в целом и различных изучаемых явлений или веществ в частности).
  3. Тренажёры служат отличным способом закрепления и обобщения знаний по изученной теме.
  4. Для того, чтобы вести мониторинг и контролировать успеваемость учеников и понимания и грамотного использования ими полученных знаний уместно применить такой режим учебника, как «проверочная работа». Её удобство ещё и в том, что по окончании система сама выдаёт оценку знаниям конкретного ученика, учителю не придётся тратить уйму времени на детальную проверку знаний каждого ученика.
  5. Данное пособие можно использовать не только на уроках, но и во внеурочное время. Например, при выполнении домашнего задания. Можно, конечно, задать на дом учащимся сделать проверочную работу, но можно проявить смекалку и фантазию и, например, задать проанализировать содержание различных веществ в земной коре, скажем. Всё здесь зависит от изобретательности ума учителя.

В принципе, я не могу выделить, какие компоненты данного учебника мне понравились, а какие нет. Все они одинаково хороши. Замечательно, что здесь есть модели (различных молекул, например), постольку поскольку, на мой взгляд, на современных уроках химии про них, почему-то, забывают.

В своей работе учителем я постоянно обращаюсь к разделу Хрестоматия. Конечно, удобно, что под рукой всегда есть также видеоопыты, таблицы, которые так же можно удачно использовать в работе учителя.

Все компоненты этого учебника выполнены качественно. Сейчас подрастающее поколение настолько избаловано красивыми картинками и вообще дизайнерской вёрсткой, что для адекватного восприятия даже самой интересной информации им необходим качественный дизайн. К сожалению, на содержание сегодня обращается намного меньше внимания, чем на обложку. Но, хочется отметить, что данный учебник является качественным не только с точки зрения методики (теоретический материал, интересный и качественный подход к закреплению и проверке знаний), но и привлекательным для учеников школ.

4. Преимущества ЭП перед традиционной формой учебника

Если сравнивать традиционный учебник и электронный, то можно отметить следующие преимущества второго. Такие, как
- быстрый доступ к информации различного вида (гипертекст, видеофрагменты, модели), совмещённый в одной программе и не требующий подключения к Интернет;
- возможность закреплять и контролировать знания учеников;
- возможность давать разноуровневые, творческие, нестандартные домашние задания;
- программа предмета всегда под рукой и не требуется искать её где-то ещё;
- формирование ИКТ-компетенции и повышение познавательного интереса за счёт этого и многое другое.

Но, конечно, любое явление, любая вещь имеет не только плюсы, но и минусы. В первую очередь это непривычность. Непривычность как для учителей, так и для учеников, хотя, конечно, для учеников в достаточно меньшей степени. Кроме того я считаю, что невозможно всё решить лишь на одном компьютере. Например, в режиме тренажёров и проверочных работ надо давать конкретные ответы на вопрос, в то время, как, возможно, ученик прекрасно понимает суть вопроса, свободно им владеет и может объяснить и даже разрисовать всё. Но ответить одним словом бывает тяжело. Так что, на мой взгляд, намного правильней для оценки знаний спрашивать развёрнутый ответ. Хотя, конечно, представленный в данной программе метод контроля знаний экономит время и учителя, и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

Электронные учебники - анализ внедрения электронных учебников в зарубежных странах (на примере США и Южной Кореи).

День, когда ученики смогут выбирать носить ли им много килограммовые портфели или легкие сумки в школу на учебу уже не за горами. С 1 сентября 2015 года учебники, входящие в федеральный перечень, в об...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа . 11 класс, учебник "Алгебра и начала анализа" Колмогоров А.Н. и др.

Рабочая программа по алгебре и началам анализа . 11 класс, учебник А.Н.Колмогоров и др....

Рабочая программа по алгебре и началам анализ а к учебнику "Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (Профильный уровень) " А.Г. Мордкович

Аннотация к рабочей программе по алгебре и началам анализа для 10 класса. Программа по алгебре и началам анализа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандар...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Алгебра» 10 класс(Изучение алгебры и начал анализа проводится по учебникам «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», базовый уровень, Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др.: Просвещение, 2017)

Данная рабочая  программа учебного курса 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государст...