Воспитательная деятельность, направленная на формирование у учащихся толерантности к детям с ОВЗ
статья на тему

Черепова  Ольга Николаевна

Формирование толерантного общества начинается в образовательных учреждениях. Они обладают достаточными  возможностями для решения проблемы воспитания у учащихся толерантного отношения к сверстникам с особыми возможностями, но достаточно мало накопленного опыта социальной и образовательной инклюзии.  Для реализации такого проекта необходимо внедрение современных методик комплексной программы. Совместное участие всех заинтересованных лиц поможет привести к началу положительных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитательная деятельность, направленная на формирование у учащихся толерантности к детям с ОВЗ».

Черепова Ольга Николаевна

Учитель информатики и ИКТ

МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова»

г. Зверево

Ростовская область 

Образование играет важнейшую роль в современном мире, именно оно определяет дальнейшую судьбу молодежи. И от того, как устроена эта система, напрямую зависит развитие России.

Формирование толерантного общества начинается в образовательных учреждениях. Они обладают достаточными  возможностями для решения проблемы воспитания у учащихся толерантного отношения к сверстникам с особыми возможностями, но достаточно мало накопленного опыта социальной и образовательной инклюзии.  Для реализации такого проекта необходимо внедрение современных методик комплексной программы. Совместное участие всех заинтересованных лиц поможет привести к началу положительных результатов.

Одним из первых этапов развития толерантного отношения  в нашей стране является статья 10 Закона РФ «Об
основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством
права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными договорами Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом
Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами РФ».

Следует отметить, что термин «лицо с ограниченными возможностями
здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В
соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ
«О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями
здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с
отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными
возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

На сегодняшний день интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением развития образовательной политики. Отечественные ученые стоят на позициях   деятельностного подхода, что значимым является включение в среду сверстников единство игровой или учебной деятельности, коммуникативной или познавательной, которая сможет объединить детей, ориентированных на достижение определенной цели.
При этом цели и мотивы деятельности детей с разным уровнем
психофизического развития, объединенных общим пространством игры или учебы, могут быть разными.

Социальная интеграция – предполагает социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями в общественную систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которой он интегрируется.

Эффективные формы социальной интеграции для детей с ограниченными возможностями со сверстниками могут быть различные фестивали, конкурсы, туры, походы, концерты, которые сблизят их и завоюют симпатию и уважение. Основным направлением взрослого при сопровождении детей  – удаление стереотипов об инвалидности, ребенок с задержкой в развитии имеет свой внутренний мир и творческий потенциал. Таким детям необходимо совместное обучение и воспитание, оно приведет к формированию положительного отношения между ровесниками, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Неизбежно встает вопрос о том, как воспитать в наших детях четкую позицию по отношению к ребенку с ограниченными возможностями. Как построить процесс реализации формирования толерантного отношения социума и как такой процесс будет проходить на практике. Построение толерантного воспитания в инклюзивном образовании очень трудоемкий и ответственный путь. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная и полноценная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить эффективную интеграцию детей с особыми потребностями в обычную школьную жизнь. Создание такого механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования не должны быть нарушены и права всех детей.

Особо важен момент квалифицированных специалистов в области инклюзивного образования. Одной из наиболее важных условий инклюзивного образования является сопровождение детей. С начальной ступени в школах учителя должны иметь подготовку по всем основным направлениям инклюзии. Не только квалификационный труд, но и моральная подготовка является начальной ступенью толерантности у самих педагогов. Ведь взрослые должны быть примером у младшего поколения. Толерантность существует в различных формах: мировоззренческой, религиозной, политико-правовой, культурной, морально-этической, теологической, психо-эмоциональной. Весь образовательный процесс должен быть готов к комплексной работе по формированию толерантности, как учащихся, так и их родителей. В воспитании должны быть задействованы не только школа, но и семья.

Из опроса МБОУ «Гимназия им.А.П.Чехова» большинство учителей, детей и родителей не против того, чтобы в одном ОУ или даже классе занимались дети с особыми образовательными потребностями.

Но «не против» не значит, что с родителями не будет проблем.  Каждый их них сталкивается с этим впервые.  Родители здоровых сверстников опасаются, прежде всего, снижения качества образования своих детей, а также возможности психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса. Родители негативно относятся к дружбе их детей с детьми с нарушением интеллекта и с детьми с задержкой психического развития. Возможно, боятся снижения интеллекта собственных детей и неадекватной реакции со стороны своих друзей.

В основном о толерантности мы говорим с учащимися на внеклассных мероприятиях или классном часе. А что если одним из направлений в воспитании детей толерантности отнести школьные уроки.  Структура этого направления должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей всех возрастов. Создать ряд условий для реализации процесса воспитания толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями. В связи с этим повышается значимость, комплексного, системного и динамического подходов к  подготовке уроков, а так же создание новых методичек  для помощи учителям и педагогам.

Как известно дети к урокам относятся более серьезно и ответственно. Конечно, не все предметы могут быть скорректированы под данную тему. Хорошая адаптация пройдет на уроках литературы, обществознания, права, истории и др.

Большую роль в воспитании толерантности дают уроки истории, именно исторический материал учебника. Задача учителя истории проводить на каждом уроке идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса. Учитель показывает на конкретных исторических материалах, что к достижению желаемых результатов может привести любой компромисс. У учеников формируется представление о терпимости, как средства, ведущем к стабильности. Для формирования толерантного сознания изучения деятельности «нерусских сынов России», которые повлияли на развитие всех отраслей государственного устройства экономики, науки, техники, культуры и искусства (греческие мастера-книжники, западноевропейские врачи и ученые, касимовские царевичи, выходцы из Литвы и Польши).

Богатый материал для формирования толерантности представляет история войн: мировых, гражданских, локальных и религиозных. Учитель должен указывать учащимся не только на боль и страдания людей, но и на уважение прав любой личности. Примером могут служить приказы по армии из материалов об Отечественной войне 1812 г., в которых командование запрещало расстреливать пленных французов.

Президент РФ В.В.Путин, считает, что для России толерантность имеет особое значение. «Если российскому обществу не удалось бы достичь определенной гармонии между интересами представителей многочисленных конфессий и национальностей, то нам, наверное, не удалось бы создать единого и централизованного государства». В связи с эти принята программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности».

Победа параолимпийцев в Олимпиаде показала реальную возможность инвалидов достичь больших вершин. Среди лауреатов Нобелевской премии есть люди с ограниченными возможностями. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый, М.И.Кутузов, Франклин Делано Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто вовремя нужно помочь и поддержать их.

Особые люди хотят к себе толерантного отношения. На формирование взглядов общества играет художественная литература, внеклассное чтение.

Произведения Г.Короленко «Слепой музыкант», А.А.Лиханова «Солнечное затмение», Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном»,  затрагивают тему детей с ограниченными возможностями. Эти дети сохранили чувство человеческого достоинства, целеустремленные, занимающиеся самовоспитанием. Они стали полноценными членами общества. Участь сильных – жить и созидать. Стать такими им помогла семья, окружающие люди  и желание самого человека быть личностью.

Такие произведения помогают изменить сознание школьников, учат сопереживать, по-другому смотреть на детей-инвалидов, понимать их.

Толерантность – это гармоничные отношения в обществе.

Используемые источники:

  1. http://base.garant.ru/12154331 
  2. Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО  «Удмуртский государственный университет», Институт педагогики, психологии и социальных технологий, Кафедра педагогики и педагогической психологии А.С. Сунцова «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», Учебное пособие Ижевск, 2013 УДК 376(075.8) ББК 74.244.6я7 С898 Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ Рецензент: к.п.н., доцент Савельева М.Г., Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного С 898 образования: учебное пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 110 с. http://libed.ru/metodihceskie-posobie/1136280-2-as-suncova-teoriya-tehnologii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-izhevsk-2013-ministerstvo-obrazovaniya-nauki-fgbou-vpo.php
  3. http://novshkool1.ucoz.ru/index/obuchenie_i_vospitanie_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/0-73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Изложение как вид учебной деятельности, направленной на развитие речи учащихся 2-ой и 3-ей ступеней обучения в школах для детей с недостатками слуха»

Доклад на тему: «Изложение как вид учебной деятельности, направленной на развитие речиучащихся 2-ой и 3-ей ступеней обучения в школах для детей с недостатками слуха»...

ПЛАН-КОНСПЕКТА УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ

Разработка урока по биологии по ФГОС ТЕМА: «Царство Грибы. Общая характеристика грибов»...

Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

В статье рассматривается  проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....

Программа воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности ч...

«Инновации в воспитательной деятельности, направленные на социальную адаптацию воспитанников в учреждениях для детей – сирот»

Данная статья раскрывает некоторые инновационные формы воспитательной работы с детьми - сиротами в ксловиях стационарного учреждения. Я представляю материал из опыта работы за последние несколько лет....