Социализация воспитанников с ОВЗ
материал на тему

Игаева Алла Евгеньевна

Опыт работы по социализации воспитанников с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_vospitannikov.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по социализации и интеграции обучающихся (воспитанников) с ОВЗ в социум.

Деятельность специальной коррекционной школы направлена на решение важной социально значимой задачи – подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в современном обществе.

Задача педагогов - создать условия для детей с проблемами в развитии  для получения знаний и навыков, которые позволят в дальнейшем успешно интегрироваться в окружающий мир

      Группа Д2, с которой я работаю, состоит из обучающихся среднего и старшего звена. Это девочки 6 - 9 классов в возрасте от 12 до 18 лет.

Воспитательная работа  строится в соответствии с календарно – тематическим планированием по следующим направлениям:

  • здоровьесберегающее;
  • спортивно – оздоровительное;
  • гражданско-патриотическое;
  • нравственно – эстетическое;
  • социально бытовое;
  • трудовое.

      С целью эффективности воспитательной работы использую индивидуальные и групповые формы работы. Занятия проводятся в виде творческих мастерских, практических занятий (уборка квартиры, стирка белья, посадка комнатных растений и уход за ними), тематических бесед, диалогов, круглых столов, ситуативных и ролевых игр («Устройство на работу», «Как избежать конфликта»), литературных и музыкальных гостиных, экскурсий и встреч с интересными людьми различных профессий, спортивных соревнований, создания социальнозначимых проектов ( «Спешите делать добро», «Открытка ветерану»).

 К совместной работе привлекались  педагог-психолог и социальный педагог.

      Для дополнительных занятий по социально-бытовому обслуживанию, оборудован специальный кабинет, где воспитанники под руководством воспитателя на практических занятиях постигают кулинарное искусство, а также учатся вести домашнее хозяйство. Если в начальной школе формируется умение - сделать бутерброд, заварить чай, сварить яйцо или приготовить яичницу глазунью, то в старшем звене задача усложняется - приготовить обед, спланировать бюджет, научиться пользоваться стиральной машиной и другими необходимыми в быту  приспособлениями.

      Для профессионального самоопределения воспитанников и выявления у них склонностей к той или иной профессии, совместно с социальным педагогом ежегодно проводится мониторинг. Результаты диагностических данных помогают мне спланировать индивидуальную работу по профориентации.

      На протяжении пяти лет воспитанники группы принимают участие в открытых коррекционно-развивающих занятиях по трудовому самоопределению («В мире профессий», «Профессиональный марафон», «Страна профессий», «Есть такая профессия – Родину защищать!»).

      Педагогическая работа, проводимая в группе, по социальной адаптации и интеграции воспитанников в социум представлена в таблице.

(Приложение №1)

      С целью развития коммуникативных умений и навыков, расширения социальных связей активно используются внешние ресурсы. Ежегодно специалисты Центра занятости г.о.Отрадный проводят консультации с  воспитанниками.

(Приложение №2)

Все воспитанники группы (100%) охвачены дополнительным образованием, занимаются в студиях и кружках на базе образовательной организации.

Вывод: Работа по социальной адаптации и интеграции воспитанников в социум с группой Д2 проводится системно в соответствии с календарно – тематическим планированием.

      Одним из положительных результатов работы можно считать способность выпускников самоопределиться и устроиться в дальнейшей жизни.

      Ниже представлены результаты самоопределения воспитанников группы Д2 после окончания ОУ за  4 года:

Учебный год

Общее кол-во

Выпускников в группе Д2.

Без попечения

родителей

Продолжили обучение

Трудоустроены

Жизнеустроены

(Инв.)

Без определенных занятий

% продолживших обучение

%

трудоустроенных

%

 жизнеустроеных

% не определившихся

2011 -2012

1

1

1

-

-

-

100%

-

-

-

2012  -

2013

1

1

1

-

-

-

100%

-

-

-

2013 -2014

3

-

3

-

-

-

100%

-

-

-

2014  -

2015

3

2

2

1

1

-

50%

25%

25%

-


Приложение № 1

Работа по социальной адаптации   и интеграции  в социум обучающихся (воспитанников) группы Д-2 .

Год,

направление

деятельности

2011 – 2012 уч. год

 

2012 – 2013 уч. год

2013 – 2014 уч. год

 

2014 – 2015 уч. год

Участие воспитанников в  школьном самоуправлении

В Совет воспитанников

школы – интерната входит – 4 обучающихся.

В Совет воспитанников

школы – интерната входит – 4 обучающихся.

В Совет воспитанников

школы – интерната входит – 5 обучающихся.

Благодарственное письмо администрации ГБС(К)ОУ «Преодоление»  Совету воспитанников «Планета Детства» за участие в мероприятии школьного самоуправление «Здоровое поколение»

В Совет воспитанников

школы – интерната входит – 7 обучающихся.

Диплом  за II место в номинации «Мы  -социальные партнеры»

XI Областного конкурса моделей и лидеров ученического самоуправления.

Помощь пожилым людям

Посещение городского пансионата ветеранов войны и труда.

Участие в акциях помощи пожилым и нуждающимся людям.

Посещение городского пансионата ветеранов войны и труда.

Участие в акциях помощи пожилым и нуждающимся людям.

Посещение городского пансионата ветеранов войны и труда.

Участие в акциях помощи пожилым и нуждающимся людям.

Работа в рамках проекта «Спешите делать добро».

 Участие в акциях помощи пожилым и нуждающимся людям.

Посещение городского пансионата ветеранов войны и труда.

Знакомство воспитанников с различными предприятиями, учреждениями сферы обслуживания

 и т. п.

1.Экскурсии:

  • парикмахерская,
  • ателье,
  • столовая,
  • баня.

2. Знакомство с работой терминалов по оплате различных услуг.

Экскурсии:

  • парикмахерская,
  • магазин,
  • рынок,
  • гор.больница,
  • аптека.

Экскурсии:

  • парикмахерская,
  • ателье,
  • столовая,
  • почта.

2. Мастер – классы с привлечением специалистов сферы обслуживания

(парикмахер, маникюрша)

Экскурсии:

  • парикмахерская,
  • ателье,
  • кафетерий,
  • почта,
  • банк.

2. Мастер – классы с привлечением специалистов сферы обслуживания.

3.Знакомство с работой терминалов по оплате  услуг.

Профориентационная работа с воспитанниками

  • Встречи  с интересными людьми разных профессий.
  • Приглашение специалиста центра занятости в рамках социально – правовой недели.
  • Занятия знакомство с профессиями.
  • Практические занятия « Устройство  на работу».
  • Игры по профориентации.
  • Встречи  с интересными людьми разных профессий.
  • Приглашение специалиста центра занятости в рамках социально – правовой недели.
  • Занятия знакомство с профессиями.
  • Практические занятия

« Устройство  на работу».

  • Игры по профориентации.
  • Встречи  с интересными людьми разных профессий.
  • Приглашение специалиста центра занятости в рамках социально – правовой недели.
  • Занятия знакомство с профессиями.
  • Практические занятия

« Устройство  на работу».

  • Игры по профориентации.
  • Встречи  с интересными людьми разных профессий.
  • Приглашение специалиста центра занятости в рамках социально – правовой недели.
  • Занятия - знакомство с профессиями.
  • Практические занятия

 « Устройство  на работу».

  • Игры по профориентации.

Участие воспитанников в мероприятиях профилактическо -го характера

  • Участие в неделе социально – правовых знаний.
  • Беседы по профилактике вредных привычек с привлечением медицинских работников школы – интерната и специалистов центра «Семья».
  • Участие в неделе социально – правовых знаний.
  • Беседы по профилактике вредных привычек с привлечением медицинских работников школы – интерната и специалистов центра «Семья».
  • Участие в неделе социально – правовых знаний.
  • Спортивно-оздоровительный модуль «Счастливое детство» (бассейн Дельфин» на базе МАУ «Стадион «Нефтяник»).
  • Лыжная эстафета «Я, ты, он, она – вместе мы одна страна!»
  • Курсы выживания по спортивно-экологическому туризму «А Русь все также будет жить!».
  • Участие в неделе социально – правовых знаний.
  • Встречи со специалистами центра «Семья».
  • Оздоровительная акция к Международному дню отказа от курения:

          «Меняю сигарету  

             на конфету!»

  • Легкоатлетическая эстафета,  посвященная 70 – летию  Победы  ВОВ 1941 – 1945 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для работы в условиях CРЦ " Социализация воспитанников через игру"

Игра - это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от победы, умение познавать мир и действовать в различныхситуациях. игра помогает скрасить досуг, развивать умственные способности, улу...

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)

Правовая социализация,  профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...

Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"

Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...

программа по социализации воспитанников в условиях детского дома

Данная программа разработана социальным педагогом и педагогом -психологом ГКОУВО "Муромский детский дом № 2" Серовой И.Е. и Солдаткиной Л.Н. Данную программу в своей работе с детьми детского дома...

Актуальные проблемы социализации воспитанников в Детском доме.

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Государство, строившее свою экономику, культуру, образование на приказных методах, на принципе планирования заданий «сверху», требовало жёсткого ...