Разработка урока русского языка
план-конспект урока на тему

Серебрякова Ульяна Валерьевна

Урок русского языка предназначен для обучающихся с ЗПР. Проводился в классе-комплекте (1-2) в рамках методической недели "Развитие устной речи обучающихся на предметных уроках".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Конспект открытого урока

Русского языка

в классе-комплекте (1 доп. «А» и 2 «А»)

«Слово и слог. Деление слов на слоги»

Разработала и провела

учитель начальных классов

У.В.Серебрякова

Г. Котовск

2018г.

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.

Тип урока: Первичное закрепление нового материала

Тема: «Слово и слог. Деление слов на слоги.»

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

Задачи:

- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;

- научить выделять слоги в словах;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество, работать по алгоритму.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока

  1. Мобилизирующее начало урока

-Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Ручки на месте.

Ножки на месте.

Локотки по краю.

Спинка прямая.

- Ребята, покажите мне свою готовность к уроку.

-Вы хотите, чтобы наш урок прошёл удачно и всем понравился? И я этого очень хочу.

-Откройте тетради и проверьте у всех записана дата и классная работа…

  1. Актуализация опорных знаний

-Минутка чистописания

(На доске записаны буквы, слоги и слова)

-- Прочитайте что записано на доске.

Капель от П ручей п по солнце ил Пп

- На какие  группы можно разделить?

-Какие буквы вы здесь видите?

-Дайте характеристику звуку П (согласный, парный глухой, бывает твёрдый, бывает мягкий)

-Из скольких элементов состоит Заглавная П… строчная п…

-Запишите буквы П п Пп… Откуда начнём писать? (сверху)

- Прочитайте слоги. Докажите (есть гласный)

- Прочитайте слова.

- Спишите слоги. Дополните строчку своими слогами.

- Спишите слова.

- На какую тему записаны слова? (Весна)

_Чтобы у нас побыстрее наступила весна давайте поможем нашей веточке распуститься. За ваши правильные ответы на ветке будут появляться цветочки с листочками.

И УЖЕ СЕЙЧАС НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ПЕРВЫЙ ЛИСТОЧЕК.

-Постановка учебной цели

Что такое речь? Какая бывает речь? Какая речь называется устной, письменной? Из чего состоит речь? Что такое предложение? Из чего состоят предложения? Какие правила написания предложений вы знаете?(ответы детей)

Из чего состоят слова? (слова состоят из слогов)

Что такое слог? (слог – часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха)

Как узнать сколько в слове слогов? (хлопки, подбородок, правило)

Как называются слова, которые состоят из одного слога? (односложные)

Как называются слова, которые состоят из двух слогов? (двусложные)

Что такое трехсложные слова?

-Запишите под диктовку буквы Г, Л, О, С

- Какая буква лишняя? (О- обозначает гласный звук)

-Составьте слово из этих букв    СЛОГ

-Кто назовёт тему сегодняшнего урока? (Слог)

-Чему мы будем учиться? (Делить слова на слоги)

ВЫВЕШИВАЮ ТЕМУ УРОКА НА ДОСКЕ

УМНИЧКИ! ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК ПОЯВЛЯЕТСЯ НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ.

  1. Работа по теме урока

-На доске записаны слова, но в некоторых из них потерялись слоги… Добавьте нужный слог, чтобы образовалось слово

КО (ЗА), КОТ,  КОРО (ВА), ЗА(БОР), ПЕ (ТУХ)

-Какое слово лишнее (ЗАБОР, так как все другие слова обозначают живые предметы)… , а кто по другому думает….

-Запишите слова в тетрадь, разделив слова на слоги вертикальной чертой.

(один ученик работает у доски)

Работайте по алгоритму: (алгоритм на доске)

1. Запиши слово

2. Подчеркни гласные

3. Раздели слово на слоги вертикальной чертой

4. Поставь ударение

Ваня, прочитай четко, как надо было разделить эти слова. Про какое правило ты вспоминал, когда делил слова на слоги? Кто все задание выполнил без ошибок? Молодцы, сверьте с экраном.

МОЛОДЦЫ! ВЫ ХОРОШО ПОТРУДИЛИСЬ! И ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК

РАСПУСТИЛСЯ НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ .

- Работа с учебником

-Сегодня на уроке мы будем много писать и говорить. А чтобы вы не устали давайте сделаем гимнастику для рук, проговаривая слова вместе со мной.

ГНОМ И ГРОМ или НАДУВАЕМ ШАР С ТОБОЙ

- Откройте учебник по закладке

С. 34 Упр. 5 (Электронное приложение)

-Прочитайте. Как называется это стихотворение?

-Когда мы используем считалки? (Когда играем)

-Посчитайся с товарищем по парте, произносите слова считалки по слогам

 (работа в парах)

-Соотнеси схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подходит (индивидуальные ответы) Выполнение задания индивидуально у доски.

ХОРОШО! ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК РАСПУСТИЛСЯ НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ.

Упр. 6 (с. 34)

Ребята 2 класса работают САМОСТОЯТЕЛЬНО  по учебнику(С.          )

ДЛЯ 1 КЛАССА

Рассмотрите рисунки

-Какие предметы изображены? Назовите их.

-Разделите слова на слоги. (хором)

- Напишите по одному слову в таком порядке: сначала слово, в котором один слог, потом слово в котором два слога, затем слово в котором три слога. Кто первый запишет – проверяет на документ-камере. Пишем красиво и правильно!

-Кто составит предложение с одним из слов. (Запись предложения одним учеником на доске)

Молодцы. Все справились с работой. ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК РАСПУСТИЛСЯ НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ,

4. Физминутка.

Тихо встали, потянулись,

Раз – присели, Два – нагнулись,

Три – вдохнули глубоко и подпрыгнули легко.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Сели тихо, хорошо. Поработаем ещё.

5. Словарная работа.

 Отгадайте загадку:

Хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу живёт.

Кур крадёт.

Кто это?

 (Лиса). Правильно, но как лису позвать ласково?(лисица) Все прекрасно знают, кто такая лисица, но как об этом слове сказано в толковом словаре Ожегова. Нам прочтёт Кирилл

-Произнесите слово лисица.

-А теперь прочитайте слово так как оно написано.

-Какое опасное место в слове. Где можно сделать ошибку?

-Запишите слово «лисица», разделим на слоги, запишем транскрипцию и дадим характеристику. У доски Кирилл.

            ЛИ I СИ I ЦА –[ Л’ИС’ИЦА ]

 (3 сл., 6 б., 6 зв., 3 гл. зв., 3 согл. зв.)

Составьте предложение с этим словом.

Запишите это слово в свои словарики

6. Закрепление

-Работа в группах

Упр. 7 (с. 35) ДЛЯ 2 КЛАССА ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКЕ «составьте слова из слогов, запишите их»

Как называется эта сказка?(«Репка.») Каких героев не хватает на иллюстра-ции? Спишите только первое предложение и разделите слова на слоги. Не забывайте о правилах написания предложения. Назовите односложное слово.(дед)Почему оно так называется?(один слог) А как вы это узнали?(один гласный)Назовите двусложное слово.(репка) Почему? Как узнали? Назовите трёхсложное слово.(посадил) Почему? Как узнали?

У вас в конвертах слова. (КАЖДОЙ ГРУППЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОТЫСКАТЬ ОДНО-, ДВУХ- И ТРЁХСЛОЖНЫЕ СЛОВА. Подчеркнуть гласные, поделить на слоги, поставить ударение) Затем проверка у доски с чётким произнесением.

-Запишите слова в тетрадь, разделив на слоги. Сверьте с образцом на доске.

ВЫ ХОРОШО ПОТРУДИЛИСЬ! И ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК БЛАГОДАРЯ  ВАШИМ ЗНАНИЯМ РАСПУСТИЛСЯ НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ.

7.Подведение итогов.

Ребята, вспомните, пожалуйста, какую цель мы ставили в начале урока? (Научиться правильно делить слова на слоги.) Как вы думаете, достигли ли мы с вами на уроке этой цели?(ответы детей) Я тоже думаю, что урок наш цели своей достиг. Вы все молодцы и очень хорошо потрудились.

8.Рефлексия.

У каждого из вас на парте лежат весёлые и грустные лица. Покажите своё настроение.

Я тоже думаю, что наш урок получился интересным и полезным для вас. Вы все молодцы и очень хорошо потрудились. На улице до сих пор холодно, лежит снег, но посмотрите, какая замечательная веточка распустилась в нашем классе благодаря вашим знаниям и стараниям. Вы….прочтите хором (на слайде)

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

 Тема: Буквы Г,г. Звуки Г, Гь.

Цель: знакомство с новыми звуками и буквой.

Задачи:

Обучающие:

формировать умение отвечать на вопросы учителя; формировать навыки сознательного, правильного, плавного чтения.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, логическое мышление, устную речь, внимание, расширять кругозор.

Воспитательные:

воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность.

Предметные результаты: учащийся отличает на слух звуки [г], [г'], характеризует их, находит в слого-звуковых схемах; находит буквы Г, г в словах и текстах, читает слоги и слова с ними;

Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи; применяет базовые предметные понятия; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, лентой букв); осознанно и выразительно читает небольшие тексты и стихотворения.

Личностные результаты: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение товарищей

ХОД УРОКА:

I. Мотивация учебной деятельности

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-К нам на урок сегодня пришли гости. Давайте друг друга поприветствуем, повернитесь, посмотрите на гостей.

-- Живут в   лесном царстве государстве маленькие человечки –  .  Ходят  они по узким  тропинкам,  фонарями  освещая себе путь. Плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу.  Сегодня к нам в гости пришёл один из них. Догадались кто это. Мудрый гном.  Он  будет в роли учителя, а я буду ему помогать. Гном  научит нас  многим премудростям , а мы их соберем в свой багаж знаний.

- Вы должны точно так же , как гномы помогать  друг другу, быть внимательными.

Работа с интерактивной  доской

-А как называется наш урок? (литературное чтение)

-Что мы делаем на этом уроке? (ответы детей)

-Я загадала действие, без которого на уроке чтения не обойтись. Но чтобы это узнать, надо расставить числа по порядку

1

2

3

4

5

6

Ч

И

Т

А

Е

М

II. Актуализация знаний (повторение ранее изученного)

- Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.

Ребята скажите, а зачем нам нужно изучать буквы?  

-А что есть у каждой буквы.

 А чем отличается буква от звука?

Ребята , давайте расскажем гному, на какие две группы делятся все звуки. Поиграем в игру «Доскажи словечко»

  • Звуки бывают …. (гласные и согласные).
  • Гласные звуки произносятся …. (свободно).
  • При произнесении согласного звука… (воздух во рту встречает преграду).
  • Согласные звуки бывают… (глухие и звонкие, твердые и мягкие).
  • Гласные звуки бывают … (ударные и безударные).

Работа в парах

-Возьмите конверты и выполните задание

Распределить буквы по группам  ( гласные, согласные)

А,О,У,ы,И,Н,С,К,Т,Л,Р,В,Е,П,М,З,Б,Д,Я,Г

Проверим через документкамеру

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок

Руки вниз, в кулачок, Разожмём и на бочок

Руки в стороны, в кулачок, Разожмём и на бочок.

Мы направо повернулись и налево повернулись

Друг на друга посмотрели и друг другу улыбнулись.

После этого присели и за парты тихо сели.

(Пары все себе нашли и за парты все пошли)

III. Подведение к новой теме, введение в затруднение

  Гном мне шепнул на ушко. Какие умные детки и    предлагает  отгадать вам загадки:

 Под сосною у дорожки

Что стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.  ( Гриб.)        Выставляется картинка.

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

 Тот инструмент зовем...                   (гитарой)     Выставляется картинка.

 - Определите, какие звуки вы слышите в начале этих слов. (Звуки [Г], [г']).

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?  

- Правильно, тема нашего урока – «Звуки [Г], [Г']. Буквы Г, г».

- Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.

      Познакомимся…..

     Научимся различать ….

    Будем учиться читать ….

- Мы познакомимся со звуками [г], [г'] и буквой, которая их обозначает. Научимся  различать звуки[г], [г'] в словах. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

IV. Формирование новых понятий и способов действий        

1. Знакомство со звуками Г ,гь

- Произнесите слово «гриб» по слогам. Сколько в этом слове слогов?  (Под картинкой слово)

– Произнесите первый звук в слове.

– Дайте характеристику звуку [г]. (Звук согласный звонкий твердый.) (Составление схемы слова )

–Что изображено слева? (гитара) (Под картинкой слово)

– Произнесите слово «гитара» по слогам. Сколько в этом слове слогов?  (Разделить слово на слоги на доске)

– Произнесите первый звук в слове «гитара». 

– Дайте характеристику звуку [г’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)

(Составление схемы слова)

Вывод: звук [г]-согласный, твердый, звонкий. Звук [г']- согласный, мягкий, звонкий.

- Надо уметь правильно произносить звуки [г], [г'] в словах. Нам поможет чистоговорка.

 Га-га-га – мне подруга дорога.

Ги-ги-ги – мы с подругой не враги.

Гу-гу-гу – я подруге помогу.

А сейчас Мудрый ГНОМ, предлагает поиграть в игры:

Игра  Кто внимательный. (хлопок)

год, рот, глаза, лиса, гранат, самолет,  конфета, город, карта, гром.

«Доскажи словечко».  

А) Михаил играл в футбол и забил в ворота …..ГОЛ.

Б) На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков…   Горох.

В) Лодки по реке плывут,

Люди вёслами…….. Гребут.

Групповая работа

Определи место звука в словах и вставь правильную букву (работа с клеем)

  Поиграем в игру «Твёрдый, мягкий слог»  (Электронное приложение)

2. Знакомство с буквами Г,г

Ребята - А  как же  мы будим обозначать новые звуки на письме.

Правильно. ПОКАЗЫВАЮ БУКВУ.

 На что похожа буква Г?

-А может, кто то из вас  изобразить букву Г ?

-Мудрый гном  говорит так:

      И Подобно кочерге  

       Горбит спину буква Г.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Пальчиковая гимнастика «ГНОМ»)

Работа с индивидуальными карточками

Печатание букв Г, г. Отыскивание букв Г

Найдите и подчеркните буквы Г,г. Сосчитайте их. Количество букв запишите на свободной строке.

АвГиёГуЦгЗгхпагшьИгсмиРе

УЙгЫвгяфычГхФеуыгАБэ

__________________

V Первичное закрепление

Чтение слогов-слияний (слайд)

- Букве одной скучно жить, Ей нужны друзья

-Гном предлагает нам подружить   букву Г  с  другими   буквами.  Г  подружилась с буквой   А

             Получилось  ГА.

А потом и с  буквой О, получилось ГО.

И конечно с  буквойУ,  получилось ГУ.

Подружилась с буквой И, получилось ГИ

И с буквой Е, получилось ГЕ

 -Буквы подружились и получились … слоги.

Чтение слогов хором и по одному (электронное приложение)

Работа с учебником

С. 56

Работа в тетради

Перед тем как нам писать

Надо пальчики размять.

-Запишите в тетрадь цифру 8 (количество индивидуально)

-Напомните правильное написание цифры 8

Индивидуальная работа

Задание на карточках с проверкой по эталону.

V Релаксация

-Что нового вы узнали о числе 8 ?

- Какие задания вам понравились больше?

 - Какие задания были для вас самыми трудными?

Наш урок подходит к концу.

-Как вы думаете, исполнила рыбка моё желание?

Думаю, что она осталась довольна вашей работой, и в знак благодарности решила подарить всем вот таких маленьких рыбок, чтобы каждый смог загадать желание.

-Подойдите к доске и покажите ваше настроение в конце урока

Не нужно грустить, если что-то не получилось. На следующем уроке вы будете успешнее. Я в это верю. Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле! Я желаю вам хорошего настроения на следующем уроке. Урок окончен. Вы славно потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...