ЭОР Интегрированный урок Защита Отечества
методическая разработка (7 класс) на тему

Урок-игра. Разработка для использования на уроках истории, обществознания и ОБЖ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor_integrirovannyy_urok_zashchita_otechestva.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-игра                  

      Гостищев Сергей Леонидович

МБОУ «Большегородищенская СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Сурнева» Шебекинского района

Обществознание. История. ОБЖ  2 часа

(данный материал можно использовать  во внеурочной или внеклассной работе)

Тема

Защита Отечества

Цель урока

Сформировать самостоятельное представление о том, чтобы, опираясь на традиции (история), законодательство (обществознание), возможности (ОБЖ) защиты Отечества, познакомить подростков с необходимостью и перспективами военной службы и необходимостью подготовки к ней.

Планируемые результаты

Предметные: знать основные законы и условия прохождения подготовки и несение воинской службы

Личностные: воспитание уважительного отношения к своей стране, своему прошлому и к людям, осознавать свои  интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор по защите Отечества

Метапредметные:

Регулятивное УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Познавательное УУД: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

Коммуникативное УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, давать самооценку.

Тип урока

 комбинированный, усвоение нового знания

Основные понятия

патриот, долг, обязанность, мобилизация, Отечество, регулярная армия, рекрутский набор, всеобщая воинская повинность, профессиональная армия, род войск, военкомат, повестка, контракт, приказ, военная присяга, устав, повестка, военно-прикладные вид спорта, виды угроз для государства,  военный конфликт, обязанности военнослужащих, ответственность военнослужащих, военная подготовка, дезертирство, самовольная отлучка, дисбат, военный билет, государственные награды, звания,

Межпредметные связи

История, обществознание, ОБЖ,

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова  «Обществознание», 5-11 классы

Учебник Смирнова А.Т.  «ОБЖ» 7-11 классы

Учебник Данилов А.А. «История России» 6-11классы

- Конституция РФ 1993 г.

- раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная и в группах.

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе

Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть и надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. Мы с вами знаем, что человек не может существовать вне общества. Он растет и развивается среди людей. Семья, школа, общество и все что окружает ребенка, влияет на него, воспитывает в нем определенные качества. Общество формирует государство. И основная задача государства  - защита граждан от любой опасности.

 

Дети настраиваются на работу.

 2 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения цели и темы урока.

Продолжите логическую цепочку:

Человек с оружием – это…?

Из перечисленных вариантов давайте определим, кто является положительным, а кто отрицательным типом.

 Почему некоторые типы вызвали у Вас затруднения с определением?

Какой основной критерий Вы использовали для данного определения?

Сегодня на уроке (занятии) мы с Вами будем разбирать тему….

Что мы должны узнать?

Варианты ответов детей:

Солдат, полицейский, враг, террорист, бандит…

Дети самостоятельно разбирают список и возникают проблемы с ориентацией

Ребята высказываются по вопросу.

Подводим детей к определению темы урока (занятия) «Защита Отечества»

 «Защита Отечества».

Подводим детей , что они должны узнать: что значит Защита Отечества, воинская служба, патриотизм и ответственность,

Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

3 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Поиск решения учебной задачи.

 Предлагаю вам  выяснить С чего начинаются Защита Отечества?

А поможет нам в этом эпиграф нашего урока

«Любое государство должно быть способно защищаться и защищать, опираясь на всех своих граждан. Лучшие стены – это патриотизм и мужество всего народа.»

О чем говорится в эпиграфе?

Вывод: Защита Отечества священный долг каждого гражданина.

На чем основано данный вывод? Предлагаю разделиться на три команды по (желанию, классам, рядам….)

1 команда подготовит материал по нашей теме  на основании знаний истории. Как в давние времена решался вопрос о защите государства, какие глобальные потрясения были в истории нашего народа, края, района, села, традиции и обычаи.

2 команда подготовит нормативно-правовую базу по нашей теме, опираясь на материал обществознания

3 команда расскажет о современном этапе Защиты нашего Отечества и  военной службе, и в этом им поможет материал учебников «ОБЖ»

Придумаем самостоятельно название команд, выберем капитанов, ПРИСТУПАЕМ.

На столе лежат пустые карточки (размер ¼  тетрадного листа, 3*30 итого 90 шт )

и карточки с терминами Ваша задача найти определения им.

Капитаны получают карточки и задания

1 ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП

 На столе лежит необходимый материал для подготовки ответов . Ваша задача определиться и взять только тот материал который Вы будете использовать. ВНИМАНИЕ за каждую книгу: взятую, не взятую или непо направлению взятую  Вы получает плюс – минус баллы (для сложности на стол с учебным материалом заранее положим дополнительные книги, уставы, справочники, художественную литературу)

. Кто-же будет нас судить? Вы сами. В этом конкурсе вы получите 1 балл за ту книгу из которой Вы будете брать материал для ответа. Если взятая книга не использовалась -1 балл, если книга необходимая не взята -1 балл, но не расстраивайтесь возможно ответ Вы сможете сформулировать и без нее или же за дополнительную книгу  получите -1 балл зато сможете ответить и получить 3 балла

Подведем первые итоги

1 команда взяла ___________книг

2 команда взяла ___________книг

3 команда взяла ___________книг

 Посмотрим, как они им пригодятся

2 ЗАДАНИЕ:

На карточках вы записываете термины и определения  которые Вам встретятся во время подготовки к ответу на основные задания для каждой конкретной группы, а так-же даты и события или статьи, законы . На 1 карточке – 1 термин с определением.  За каждую заполненную карточку 1 балл.

За ответ по заданному термину(основному понятию см. выше)  вы получаете 2 балла

За использование ИНТЕРНЕТ ресурсов с указанием сайта  1 балл(на карточке пишется термин-определение, дата-событие, закон- статья)

Ответ на основной вопрос группы Вы записываете на листе в виде эссе (короткого доклада, рассказа) с указанием использованной литературы и конкретных тем и страниц. Время для работы _____минут (по желанию, возможности, договоренности или готовности)

 

Физкультминутка проводится капитаном ___ команды.

Ответы учеников….

Ребята собираются по группам и занимают свои рабочие места ( парты в классе можно поставить как будет удобно)

Капитаны команд получают задание

Представители команд по-очереди подходят и берут по 1-3 книги ( количество книг по договоренности)

Команды записывают на карточке все взятые книги в столбик

Познавательные: Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Коммуникативные: 

Организовывать работу в  группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

4 этап. Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Заканчиваем подготовку и по мере (очереди, желанию, жеребьевки, договору….) начинаем оценивать все вместе ответы команд.

Каждая команда принимает решение по выступлению команды-соперницы  и оценку от 1 до 5 (10) баллов озвучивает капитан и заносится эта оценка в (протокол, на доску, в таблицу результатов…)

ВРЕМЯ для каждого выступления ___минут

Выступающий выходит с теми книгами которые команда использовала для ответов и отдельно книги не использование, подсчитываются и выставляются баллы.

Во время выступления демонстрируются карточки с терминами и датами событий.

Подведем итоги наших выступлений

Представитель от команды зачитывает ответ на поставленный вопрос, демонстрирует карточки и книги.

Оцениваются выступления в качестве информационной насыщенности, конкретности и актуальности.

Познавательные: Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные: 

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

5 этап. Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

3 ЗАДАНИЕ

 Представитель или капитан  от каждой команда выходит (к доске, в центр) и делает вывод по теме» Защита Отечества» на основании всего вышесказанного материала. И получают по решению команд ____баллы.

Суммируем результаты, Подводим общий итог.

Награждаем или оцениваем команду победителя.

Вывод: 

«Защита Отечества – это…..»

Познавательные: Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор

6 этап. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся.

Завершая урок мы должны выяснить , а что мы узнали на сегодняшнем уроке.

Что нового и что полезного ты услышал или прочитал?

Что больше всего тебе понравилось и почему?

Вы сегодня большие молодцы. Прекрасно потрудились.

Оценить вашу работу по количеству ответов на уроке вы можете сами Капитаны поставьте оценку работы каждого из своей команды .

- Что такое ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

Ребята оценивают свою работу и ставят оценку в дневник

7этап. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий
  • Нет домашнего задания

8 этап

Рефлексия

Итог урока

Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.

Спасибо вам ребята за урок! До свидания!

Дети улыбаются и говорят друг другу спасибо.

Примечание:

  1.  В разделе «история» учащиеся дают ответ на основании обычаев, традиций, событий истории России любого приода с соблюдением даты.

 В разделе «обществознания» приводятся статьи Конституции РФ 1993 г. С пояснениями. Статьи законов регламентирующие права, обязанность, ответственность и наказание при исполнении воинского долга и защиты Отечества.

В разделе «ОБЖ» приводят информацию о воинском призыве, службе в армии, рода войск, угрозы внутренняя и внешняя, необходимость службы в армии.

2 Основные понятия пишутся заранее на карточках и выкладываются на стол в начале игры-урока, так-же как и книги.

3 Таблицу оценок выступлений команд делаем произвольно на доске или бумажном носителе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность. Разработка урока по обществознанию "Защита отечества" в 7 классе

Разработка урока обществознания «Защита Отечества», 7 классПредмет: обществознание.Класс: 7Тема урока: «Защита Отечества», рассчитанный на 2 занятияТип урока: формирования новых зн...

Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества."

Конспект урока по обществознанию, 7 класс "Защита Отечества"Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонстрированы раз...

Презентация и конспект урока по обществознанию "Защита Отечества" 7 класс

Презентация и конспект урока по обществознанию класс "Защита Отечества."Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонст...

Урок по обществознанию «Защита Отечества» 7 класс

Знакомство с историей Российской армии и её ролью в современном обществе...

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема урока: Защита Отечества

В конспекте указаны цель, задачи и предоставлены основные этапы урока...

Презентация к уроку: "Защита Отечества"

Презентация по обществознанию в 7 классе...