ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ФГОС ООО)
рабочая программа на тему

Алипченкова Валентина Петровна
  1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации   «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  2.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ,  обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

 1.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и  управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_rabochey_programme_fgos_ooo.rar21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Брасовского района

Локотская средняя общеобразовательная школа №3

242300, Брянская область,  Брасовский район,  пгт.Локоть,  пр. Ленина, д.67

тел.(факс) 8-48354-9-12-01

СОГЛАСОВАНО                                                                              УТВЕРЖДЕНО

Зам.директора по УР                                                                     Приказом № ____

___________________                                                                     от _____________

В.П.Алипченкова                                                                           Директор школы

___________________                                                                           В.С.Халявина

                                                                                                             ______________

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

(ФГОС ООО)

2014г.

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации   «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  2.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ,  обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

        1.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и  управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

     Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

        1.4. Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагающая, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определение содержания образования, то есть фиксация состава элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определение логической последовательности усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявление уровней усвоения элементов содержания, объектов контроля и критериев оценки уровня обученности учащихся.

        1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы общего образования, относятся:

  • программы по учебным предметам;
  • программы элективных курсов, факультативных курсов, курсов по выбору;
  • программы внеурочной деятельности.

2. Разработка рабочей программы

         2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

         2.2. Рабочая программа  разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету), рассматривается на МО школы, согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается директором школы.

         2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения.

         2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть    обеспечено ее соответствие следующим документам:

  • федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;
  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы общего образования;
  • программе формирования универсальных учебных действий;
  • основной образовательной программе общего образования;
  • примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
  • федеральному перечню  учебников.

          2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

          2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета  является основой для создания учителем тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

          2.7. Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3.  Структура, оформление и составляющие рабочей программы по учебному предмету

          3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный,  выравнивание по ширине,  поля со всех сторон 1-2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается).

          3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы  рабочая программа может быть двух видов:

            1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или   авторской программе по предмету. Если в примерной учебной  (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения, то учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.

            2 вид – если:

  • количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости  от количества учебных недель в конкретном  общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);
  • производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем;  распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;
  • есть  необходимость  разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;
  • рабочие программы по элективным, факультативным  и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

          3.3. Структура рабочей программы 

1)  Титульный лист.

2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного   общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

  3)  Общая характеристика учебного предмета, курса.

  4)  Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

  5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного   учебного предмета, курса.

7)  Содержание учебного предмета, курса.

8) Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

  9)  Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1.  Приложения к программе.

          3.4. Структурные элементы рабочей программы педагога и примерное их содержание

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы (рассмотрение на МО, согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- указание параллели, класса, где реализуется  программа;

- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы;

(Приложение№1).

Пояснительная

 записка

- особенность по отношению к ФГОС

- концепция (основная идея) программы;

- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Общая характеристика учебного предмета, курса

-указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания);

-конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса

- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Соответствие специфике предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями.

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Содержание  учебного предмета,курса

- перечень и название раздела и тем курса;

- содержание учебной темы:   практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

Составляется в виде таблицы по четвертям. В графе «дата» проставляется номер недели, во втором варианте (учительском) в течение года проставляются даты и в случае необходимости проводится корректировка (Приложение № 2).

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: наименование базового учебника, список дополнительной литературы для учителя и учащихся, интернет ресурсы и другие электронные информационные источники, обучающие справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые в образовательном процессе.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- контрольно-измерительные материалы;

- темы проектов;

- темы творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.

4. Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

4.1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

4.2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1 – 4 классы), младших подростков (5 – 6 классы) и старших подростков (7 – 9 классы) или комплексные, тематические программы для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени.

4.3.  В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4.4.   В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.

4.5. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические программы внеурочной деятельности), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части (Приложение 3).

4.6.   Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников (программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня; программы по конкретным видам внеурочной деятельности), должны соответствовать структуре, предложенной в Приложении 4.

4.7. В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

 4.8.  Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы.

5. Утверждение рабочей программы.

5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно до начала учебного года (до 30 августа текущего года) приказом директора.

5.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

        • обсуждение и принятие Программы на заседании предметного методического          объединения;

              • получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.

5.3. Все программы внеурочной деятельности должны быть утверждены решением педагогического совета образовательного учреждения.

5.4.  При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

5.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.

6. Хранение рабочей программы

6.1.  Программа составляется в двух экземплярах

6.2.  Один экземпляр находится у педагога, второй хранится в методическом кабинете школы.


Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР      _____________             /_________________/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор _____________

/________________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

______________________________________________

Ф.И.О., категория

по_______________________________________________

предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»____________20___ г.

20 ___  - 20 ___  учебный год


 Приложение 2

Тематическое  планирование

№   урока  урока

тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

дата по плану

дата фактич

Отметка о выполнении программы и корректировка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

__________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

__________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от __________________20__   года

Председатель педсовета

    _____________                 ______

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_______________________________________________

(тип программы: комплексная/тематическая)

________________________________________________

(наименование)

_________________________________________________________

(срок реализации программы)

________________________________________________________

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                             ______________________________________

   

                                                                        (Ф.И.О. учителя, составителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС

Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...

Положение о рабочей программе по предмету

В данном положении представлен алгоритм написания рабочей программы по любому предмету....

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе педагога по предмету МБОУ «ООШ ст. Миннибаево»

. Общие положения1.1  Настоящее Положение о  рабочей программе  разработано в соответствии с  законом РФ и РТ  «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учре...

Рабочая программа предмета "Музыка" 5 класс ФГОС Усачёва, Школяр

Рабочая программа "Музыка" составлена на основе примерной программы с учётом ФГОС. Разделы программы "Музыка и литература", "Музыка и живопись".Особенностью программы является то, что она не просто со...

ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей программе по учебному предмету (курсу)

Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса)....

Положение о рабочей программе по ФГОС

Как правильно оформить рабочую программу по ФГОС...

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...