Манипулирование обучающимися в школе – вид психологического насилия.
презентация к уроку на тему

Любая школа несет в себе элемент насилия учителя над учениками. Исследование, проведенное Госкомитетом по делам молодежи, дало такие результаты: 38% школьников испытывает в школе то или иное насилие. В том числе 16% - физическое (то есть детей бьют) и 22% - психологическое. 
Почти треть подростков бросают школу из-за насилия со стороны педагогов или соучеников. 
Психологическое насилие осуществляется в виде манипулирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Манипулирование обучающимися в школе –

вид психологического насилия.

 Выступление учителя русского языка и литературы : Шолоховой О.В. 

           Учителя манипулируют учениками 
Любая школа несет в себе элемент насилия учителя над учениками. Исследование, проведенное Госкомитетом по делам молодежи, дало такие результаты: 38% школьников испытывает в школе то или иное насилие. В том числе 16% - физическое (то есть детей бьют) и 22% - психологическое. 
Почти треть подростков бросают школу из-за насилия со стороны педагогов или соучеников. 
Психологическое насилие осуществляется в виде манипулирования. 


1.Манипуляция "Доносчики" 
Некоторые учителя (и воспитатели детских дошкольных учреждений) приучают детей докладывать, кто нарушает установленные правила (сквернословит, хулиганит, курит и т.п.). Ябед поощряют. 
Мишенью воздействия является желание ребенка получить похвалу и поддержку старшего. Приманкой - поощрения и "особые отношения". Изнанкой этой манипуляции является, во-первых, ненависть, которой платят дети ябедам. Во-вторых, вырабатывается привычка к доносам, которая (в отличие, скажем, от американского общества) в нашей культуре осуждается. 
2. Манипуляция "Любимчики" 
Учителю спокойнее, когда среди учеников есть "свои", которых он подкупил тем, что более лояльно относится к их ответам и письменным работам. 
Мишень воздействия и приманка здесь точно такие же, как и в предыдущей манипуляции. Пагубность наличия любимчиков в том, что дети (большинство из них) страдают от несправедливого отношения к ним. А дети относятся к несправедливости крайне болезненно. Из любимчиков же вырастают подхалимы, еще в детстве вкусившие блага от расположения лиц, обладающих какой-то властью. 
Впрочем, разделение на любимых и остальных учеников может быть продиктовано и другими мотивам, о чем рассказывает следующая сценка, свидетелем которой довелось быть автору. 
В автобусе разговаривают две подруги, молодые учительницы начальных классов. Одна - другой о своих учениках: "Ой, мне так нравятся мальчишки черненькие, так бы и зацеловала. А белобрысые - прямо глаза бы на них не глядели!" 
Аморальность такого подхода к детям очевидна. Относиться к ранимым первоклашкам, исходя из своих сексуальных предпочтений, просто преступно. Дети, для которых любовь и доброта так важны, получают порцию нелюбви только за то, что цвет их волос не нравится учительнице. А ведь отношение к учителю они перенесут на отношение к учебе вообще, к школе. И когда мы слышим от ученика: "Не пойду в школу" - значит, ему нанесена травма учителем или ребятами. 
Возвращаясь к нечаянно подслушанному разговору учительниц, хочется надеяться, что та, которая вызвала наше возмущение, не задержатся надолго в школе. 
3.Манипуляция "Оставляю после уроков весь класс!" 
Обычно учитель угрожает это сделать, чтобы обратить на нарушителей недовольство всего класса, надеясь повлиять таким образом на виновников. 
Тем самым учитель перекладывает ответственность за поддержание порядка на учащихся. Но это обязанность учителя, и только его. Дети не разбираются в таких тонкостях, но интуитивно чувствуют, что здесь что-то нечестно. И возмущение свое всегда направляют на учителя. 
Расписываясь в своей неспособности призвать к порядку нарушителей, учитель одновременно теряет часть своего авторитета. 
Мишенью воздействия здесь является желание детей идти домой, а приманкой - беззащитность учеников перед властью учителя. 
4.Манипуляция "Снижение оценки" 
Строго говоря, учитель не имеет права снижать оценку ученику по своему предмету за плохое поведение. Есть специальные отметки за поведение, можно писать замечания в дневнике, вызывать родителей и т.д. 
Мишень воздействия - желание ученика иметь ту оценку, которую он заслужил. Приманка - фактическая невозможность опротестовать оценку, ведь разбор этого инцидента выставит ученика в еще худшем свете - вскроются его "подвиги". Попытки изменить ситуацию обречены на провал в силу корпоративной солидарности учителей. И классный руководитель, и завуч, и директор сами натерпелись от возмутителей спокойствия, поэтому определенно поддержат учителя. 
Именно потому протест пострадавших от этой манипуляции не идет дальше возмущения в разговоре с самим учителем. 
5.Манипуляция "Ты у нас самый умный" 
Так реагируют некоторые учителя на трудные, для них вопросы ученика. Это одна из форм ответа, когда учитель не знает, как ответить. Возможны и другие. 
Ученик: "А почему Непер положил в основу логарифмов именно число "е"?" 
Учитель: "Я его об этом, не спрашивал". 
Класс смеется, зная, что Непер умер давным-давно. Это "остроумие" учителя хуже вредительства: больше любознательные ученики никогда не потревожат этого преподавателя вопросами. А жаль. Ведь именно так убивается стремление к познанию. 
6.Манипуляция "А кто родители?" 
При наборе детей в престижные классы (школы) встречаются случаи "конкурса" родителей: стараются взять тех детей, чьи папа и мама имеют возможность что-то сделать для учителя. Раньше это связывалось с дефицитом товаров. Работники торговли имели большое преимущество перед остальными. Теперь - материальное положение родителей, их возможности регулярно "благодарить" учителя. На непонятливых родителей воздействуют придирками к ученику. Информация подобного рода довольно быстро распространяется в коллективе, и ученики "помогают" родителям осознать необходимость подарков, а также и их стоимость. Подобное "воспитание" уродует детей. 
7. Манипуляция "Самоутверждение" 
Власть над учениками для некоторых учителей является самоцелью. Они испытывают наслаждение, помыкая детьми. Тем самым реализуют свою потребность кем-то властвовать. 
Характерные признаки таких учителей: управление учениками с помощью отрывистых команд: "Встал!", "Сел!", "Пошел к доске!", "Открыли дневники!" и т.д. Дети боятся таких учителей, как огня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Манипулирование обучающимися в школе – вид психологического насилия. Подготовила: Шолохова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ № 62»

Слайд 2

Любая школа несет в себе элемент насилия учителя над учениками. Психологическое насилие осуществляется в виде манипулирования .

Слайд 3

Изнанкой этой манипуляции является: -ненависть -вырабатывается привычка к доносам, которая в нашей культуре осуждается. Манипуляция "Доносчики" Некоторые учителя приучают детей докладывать, кто нарушает установленные правила. Ябед поощряют.

Слайд 4

Пагубность наличия любимчиков в том, что дети страдают от несправедливого отношения к ним. Из любимчиков вырастают под- халимы , еще в д етстве вкусив- шие блага от расположения лиц, обладающих какой-то властью. Манипуляция "Любимчики"

Слайд 5

Обычно учитель угрожает это сделать, чтобы обратить на нарушителей недовольство всего класса, надеясь повлиять таким образом на виновников. Тем самым учитель перекладывает ответственность за поддержание порядка на учащихся, теряя часть своего авторитета. Манипуляция "Оставляю после уроков весь класс!"

Слайд 6

Манипуляция " Снижение оценки " Строго говоря, учитель не имеет права снижать оценку ученику по своему предмету за плохое поведение. Есть специальные отметки за поведение, можно писать замечания в дневнике, вызывать родителей.

Слайд 7

Манипуляция "Ты у нас самый умный" Так реагируют некоторые учителя на трудные, для них вопросы ученика. Это одна из форм ответа, когда учитель не знает, как ответить. А жаль. Ведь именно так убивается стремление к познанию.

Слайд 8

На непонятливых родителей воздействуют придирками к ученику. Подобное "воспитание" уродует детей . Манипуляция "А кто родители?" При наборе детей в престижные классы (школы) встречаются случаи "конкурса" родителей: стараются взять тех детей, чьи папа и мама имеют возможность что-то сделать для учителя.

Слайд 9

Тем самым они реализуют свою потребность кем-то властвовать. Дети боятся таких учителей, как огня. Манипуляция "Самоутверждение " Некоторые учителя испытывают наслаждение , помыкая детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч. Психологическое насилие:Признаки того, что ваш ребенок подвергается запугиванию со стороны окружающих.

В современном мире дети подвергаются многим опасностям. Одна из серьёзных опасностей - психологическое насилие.Иногда ребёнок может стать объектом запугивания со стороны окружающих. Что должно насторо...

Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка

Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный...

Психологическое насилие над детьми

Психологическое насилие над детьми...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

Брошюра "Как защитить ребенка от психологического насилия?"

Материалы подготовлены в рамках акции "Дети улиц" для родителей....

Психологическое насилие в школе. Распознать и остановить

Рекомендации педагогам по профилактике и предотвращению буллинга; рекомендации родителям по поддержке детей...