Мониторинг учебно-воспитательного процесса
статья на тему

Доклад на методическое совещание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ms.docx486.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Мониторинг

 учебно-воспитательного процесса

                                 Подготовила заместитель директора – Е.С. Жилкина

Апрель, 2018 г.

  Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

И современному учителю важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочнойдеятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в современное понятие «педагогический мониторинг».

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить успешность освоения предмета учащимися.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе, обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями(на внедрении педагогического мониторинга).

Что же такое мониторинг?

Мониторинг(лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, о качестве образовательного процесса, обеспечение  непрерывного развития образовательной системы, корректировка и прогнозирование развития.

Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель:повысить контролирующую и оценочную деятельность:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

 Мониторинг- это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности.

Мониторинговые исследования:

помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;

– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;

– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.

Цели мониторинга:

– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;

– определение эффективности управления качеством обучения.

Задачи мониторинга:

– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;

–своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;

– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;

–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;

– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.

Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.

1) Этапы мониторинга.

На первом этапе(подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.

Второй этап основной (практический).Он включает методы сбора и систематизации информации:

  • наблюдения,
  • анализ документов,
  • посещение уроков,
  • контрольные срезы,
  • анкетирования,
  • тестирование;
  • экспертный опрос;
  • анкетирование.

В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне: учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора по УВР.

Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.

Мониторинг осуществляется в следующих формах:

1.Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.

2.Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:

– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;

– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.

Внутришкольныймониторинг является системой, включающей:

Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.

Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.

Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей.

Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.

Виды мониторинга:

  • Динамический - исследование данных о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
  • Конкурентный - изучение результатов идентичного обследования других образовательных систем.
  • Сравнительный – сравнение результатов идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
  • Комплексный-  использование  нескольких оснований для экспертизы.
  • Информационный – структуризация, накопление и распространение информации.
  • Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления.
  • Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.
  • Управленческий – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления решения.

Объекты мониторинга.

Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.

Мониторинг как технология управления качеством обучения

Созданию системы мониторинга мы придаем большое значение, так как без специального отслеживания учебно - воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися.

Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.

Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности:

  1. Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся.
  2. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися, со слабоуспевающими учащимися, с учащимися, обучающимися на дому).
  3. Уровень профессионального мастерства педагогов.
  4. Участие учеников школы и учителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
  5. Участие учеников школы и учителей в научно-исследовательской деятельности.

Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы. 
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.

 Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.

1.Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).

2. Психологическое развитие. Здоровье.

3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.

4. Физическое развитие. Здоровье.

5. Мониторинг мотивации обучения.

Механизм реализации мониторинга:

1.Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.

2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.

3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.

В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:

– достигается ли цель образовательного процесса;

–существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;

– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;

– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.

Эта задача может быть решена путем проведения срезов и анализа их результатов.

Результаты срезов оформляется в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний учащихся по учебным четвертям, а также преемственность в обучении. По таким данным виден и реальный уровень квалификации педагогических кадров.

С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.

Мониторинг может быть представлен двумя уровнями:

Индивидуальным (осуществляет учитель отслеживание различных сторон учебного процесса: уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество ЗУН).

Внутришкольным – мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ.

Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя:

 Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль (стартовый)  качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса.Выясняются причины потери знаний за летний период, намечаются меры по устранению пробелов. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится  промежуточный контроль качества знаний учащихся(тематический, четвертной, полугодовой). Отслеживается динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и учеников.

          Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения.Выявляются недостатки в работе, планируется ВШК на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.

     Диагностические задания разрабатываются и проводятся учителями –предметниками, руководителями методических объединений, заместителями директора. 

Результаты контрольных работ рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре,  ШМО. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.

Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.

Модель мониторинга качества обучения учащихся. 

  1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся на отделении должна проводиться в течение учебного года по основным  учебным дисциплинам, по классам.
  2. Обработка и анализ полученных результатов.

По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами административных контрольных работ.

  1. Коррекция.Меры по коррекции включают в себя:
  • Встречи с  родителями с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по классу  и тенденции успеваемости;
  • обсуждение проблем учащихся на классных часах;
  • обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие профессиональных интересов;
  • проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала;
  • прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

 Выводы и рекомендации. 

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях:1.Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебниками.

         Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за текущий учебный год. Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы необходимые (1 ученик за партой, наличие необходимого количества различных вариантов).

Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» ученик свободно уложился в отведённое время. Присутствующие ассистенты не должны мешать обучающимся разговорами, передвижениями по классу во время проведения мониторинга.

Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для их заполнения, особенно учащимися начальных классов.

2. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса.

 3. Наиболее существенные показатели в мониторинге можно выделить: - объективность оценки учителем знаний учащегося; - анализ результатов обучения; - выявление динамики успешности освоения предмета как отдельным учащимся, так и класса в целом; - выявление реального уровня квалификации педагога.

4. Объективность данных, полученных в ходе мониторинга, зависит: · от добросовестности людей, отвечающих за его исполнение; · от присутствия или отсутствия некоторых обучающихся в школе на момент проведения мониторинга (сильные ученики увеличивают средний балл, слабые – уменьшают)

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой. 

Литература

  1. Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, № 1.
  2. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. – М., 2005.
  3. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.
  4. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАНА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД I. Контроль за методической и инновационной работойЦель: организация работы педагогического коллектива школы на п...

«Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"

Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга  внутришкольного контроля;          2) получение систематической информации о качестве усвое...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Самоанализ управленческой деятельности по теме: «Мониторинг как способ управления качеством учебно-воспитательного процесса»

Сегодня проблемы, связанные с деятельностью образовательных учреждений, резко углубились. В современных социальных условиях образовательные учреждения вынуждены одновременно ставить и решать три групп...

«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...

Мониторинг учебно-воспитательного процесса на основе компетентного подхода

Цель деятельности психологической службы - создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих  студенту успешно функционировать и развиваться в педагогической среде ( студен...