Рабочая программа по устной речи
рабочая программа (9 класс) на тему

Пояснительная записка

Программа по предмету «Устная речь» предназначена для учащихся               9 «А»  класса и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Срок реализации программы – 1 год;

69 часов в год, 2 часа в неделю.

Задачей предмета «Устная речь»  для  9 « А » класса является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития. Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. У них недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.

На уроках «Устная речь»  уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.  Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами и жизнью. Формирование грамматического строя речи является сложным видом интеллектуальной

деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  

  Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интеллектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображения с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить несложные связи, отношения.

 Программа составлена по концентрическому принципу. Все знания, полученные учащимися, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие.

Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условиям, которые побуждают его к самостоятельному высказыванию, активизируют его речевую и познавательную деятельность.

Дети с системным недоразвитием речи (неречевые дети) могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению невербальных форм коммуникации, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech.docx56.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ____ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

Рабочая программа по устной речи

для 9-а класса

Автор-составитель:

учитель 9-а класса

Фролова Анна Павловна

Москва, 2014

Пояснительная записка

Программа по предмету «Устная речь» предназначена для учащихся               9 «А»  класса и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. 

Срок реализации программы – 1 год;

69 часов в год, 2 часа в неделю.

Задачей предмета «Устная речь»  для  9 « А » класса является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития. Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. У них недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.

На уроках «Устная речь»  уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.  Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами и жизнью. Формирование грамматического строя речи является сложным видом интеллектуальной

деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  

  Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интеллектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображения с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить несложные связи, отношения.

 Программа составлена по концентрическому принципу. Все знания, полученные учащимися, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие.

Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условиям, которые побуждают его к самостоятельному высказыванию, активизируют его речевую и познавательную деятельность.

Дети с системным недоразвитием речи (неречевые дети) могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению невербальных форм коммуникации, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

Известно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми предпосылками для развития речи являются коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи.

Цель предмета:

Формирование у обучающихся  9 «А» класса элементарных предпосылок к овладению устной речи, активизация познавательной деятельности и создание необходимых условий для социальной адаптации учащихся.

Задачи предмета:

  • Формировать у детей вербальные и невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты.
  • Создавать у неговорящих детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности этой категории учащихся.
  • Воспитывать у говорящих детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
  • Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, интерес  к игрушкам и предметам, манипуляциям с ними и обозначению действий словом.
  • Учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам и предметам.
  • Учить детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.
  • Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
  • Формировать умение соотносить прочитанный учителем текст  с иллюстрацией или серией сюжетных картинок.
  • Формировать умение составлять  предложения по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке и с опорой на личный опыт.
  • Расширять возможности  детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения доступных средств коммуникации.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и к  вещам, окружающим нас.

Содержание программы учебного предмета

№ п/п

Наименование разделов, тем программы

1

Мы ученики.

  • Составление рассказа на тему «Здравствуй, школа».
  • Заучивание стихотворения «Первый день календаря (С. Маршак)... 

2

Время года - лето.

  • Составление рассказа на тему «За что я люблю лето».
  • Составление рассказа на тему «Как я провел летние каникулы»
  • Составление рассказа на тему «Труд людей летом».

3

Моя Москва.

  • Составление рассказов  по иллюстрациям на тему

«Моя Москва»,

«День города»

 «Моя улица».

4

Время года – осень.

  • «Осень в городе». Нахождение признаков осени.
  • Чтение  (сопряженно с учителем) стихотворений и загадок про осень.
  • Составление рассказа по картинке «Труд людей осенью»
  • Составление рассказа на тему « Осень в лесу»
  • Составление рассказа по картинке «Поздняя осень»
  • Обобщение « Три осенних месяца ».

5

Овощи, фрукты, ягоды.

  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы (обобщающие понятия).
  •  Название распространённых видов овощей, фруктов, ягод, грибов.
  • Основные признаки, способ употребления.
  • Сходство и различия.

6

Дикие животные 

  • Обобщающие понятия «Дикие животные».
  • Заучивание стихотворения «Кто, где живет?»
  • Составление описательного рассказа по картинке «Ёж». Внешний вид, распознавание
  • Урок обобщения знаний по теме «Дикие животные»

7

Время года – зима.

  • Составление рассказа по вопросам учителя и опорным словам на тему  «Зима – конец и начало года!»
  • «Зима в городе»
  •  «Зима в лесу»
  • Составление рассказа на тему «Как я встречал Новый год»
  • Составление рассказа по картинке «Труд людей зимой»
  • Составление рассказа по картинке «Зимние забавы детей»
  • Урок обобщения знаний по теме «Зима»

8

Домашние животные

  • Обобщающие понятия «Домашние животные».
  •  Составление описательного рассказа по картинке «Домашние животные», внешний вид, распознавание, польза для человека
  • Чтение (сопряженно с учителем)  стихотворения «Кто, что любит?»

9

Зимующие птицы

  • Обобщающие понятия «Зимующие птицы».
  • Выявление и активизация знаний учащихся по теме «Зимующие птицы».
  • Составление рассказа на тему « Мы - друзья птиц».
  • Составление описательного рассказа по картинке «У кормушки».

10

Общественные праздники

  • День знаний.  «Здравствуй, школа!»
  • День Учителя. Составление рассказа «Мои учителя»
  • «Новый год»
  • Праздник «Масленица». Традиции. Забавы.
  • «День защитника отечества». Традиции. Салют.
  • «Международный женский День 8 марта».  Составление рассказа «Моя любимая мамочка»
  •  Чтение (сопряженно с учителем)  стихотворения «Мамин день», «Бабушка».
  • Составление рассказа на тему: «Праздник весны и труда»
  • Составление рассказа на тему: «Этот День Победы…».
  • Чтение (сопряженно с учителем) стихотворения «День Победы»

Время года – весна.

  • «Летит скворец – зиме конец!»
  • Составление рассказа «Март – начало весны»
  • Составление рассказа по картинкам на тему:

         «К нам весна шагает быстрыми шагами»

  • Чтение (сопряженно с учителем) стихотворения «Уж тает снег»
  • Составление рассказа по картинке «Труд людей весной»
  • Составление рассказа по картинке «Весна. Апрель – середина весны»
  • Урок обобщения знаний по теме «Весна»

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Условно (по уровню усвоения учебного материала) учащуюся 9 «А» класса    надомного обучения можно отнести к низкому уровню: 1 человек Фурсова Екатерина

Низкий уровень усвоения ЗУН

Учащиеся с помощью учителя должны уметь:

  • понимать обращённую речь;
  • выполнять простые инструкции;
  • использовать руку для решения коммуникативных задач;
  • воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • проявлять интерес к окружающему (людям, манипуляциям с игрушками и предметами);
  • слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
  • выполнять действия по простым речевым инструкциям;
  •  отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении;

Календарно-тематическое планирование

1 четверть

2 ч/нед. 18  часов

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

I.

Праздники

2

 «Здравствуй, школа».  

1

«Первый день календаря (С. Маршак)... 

1

II.

Москва - столица России

2

«День города»

Работа с иллюстрациями.

1

«Моя Москва»

Работа с иллюстрациями.

1

III.

Время года – лето

4

 «Приметы и признаки лета».

1

«Я и лето»

Работа с иллюстрациями.

1

«Труд людей летом»

2

IV.

Овощи, фрукты, ягоды

5

Овощи (обобщающее понятие).

2

Фрукты (обобщающее понятие).

2

Ягоды (обобщающее понятие).

1

V.

Время года – осень

5

  Осенние месяцы.

1

Приметы и признаки осени.

1

«Золотая осень». Характерные признаки.

1

Урок-экскурсия. «В гости к осени».

1

Опрос по пройденной теме.

1

2 четверть

2 ч/нед. 14  час

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

I.

Время года - осень

5

 «Осенние каникулы»

1

«Поздняя осень». Признаки поздней осени.

2

Урок-экскурсия. «Поздняя осень».

1

«Три  осенних месяца»

Урок обобщения знаний по теме

1

II.

Дикие животные

5

«Дикие животные осенью»

1

 «Ёж»

/внешний вид, распознавание/

1

«Волк»

/внешний вид, распознавание/

1

«Лиса»

/внешний вид, распознавание/

1

«Дикие животные»

Урок обобщения знаний по теме.

1

III.

Время года - зима.

2

 «Зима в городе»

Нахождение признаков зимы:морозы, метели, снег, снежинки.

1

Зимой на улице. Составление простых предложений-ответов на наводящие вопросы учителя.

IV.

Праздники

2

«Новый год»

1

Опрос по пройденным темам.

1

3 четверть

2 ч/нед. 20  часов

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

I.

Время года - зима

6

 «Новогодние каникулы»

1

 «Зимние забавы детей»

1

«Труд людей зимой»

1

Урок-экскурсия. «Зима в городе».

1

Стихи о зиме. «Выпал беленький снежок…»

1

 «Зима». Урок обобщения знаний по теме.

1

II.

Зимующие птицы

6

«Зимующие птицы». Обобщающие понятия, активизация знаний учащихся по теме.

3

 «Забота людей о птицах».

2

 «Кормушка». Рассказ по серии сюжетных картинок

1

III.

Праздники

2

«День Защитника  Отечества»

1

Стихи о Армии и службе…..

1

IV.

Время года – весна

6

«Март – начало весны»

1

Первый праздник весны -«8 Марта»

1

 «Мамин день» Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/

1

«Бабушка» Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/

1

Урок-экскурсия. «Ранняя весна»

1

Опрос по пройденной теме.

1

4 четверть

2 ч/нед. 18  час

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

I.

Время года - весна

4

«Весенние каникулы»

1

«Ещё дуют холодные ветры….» (А.С. Пушкин) Заучивание стихотворения.

1

«Уходи зима, седая…» (Аполон Майков). Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/

1

 «Труд людей весной»

1

II.

Перелётные птицы

4

Перелетные птицы. Обобщающие понятия, активизация знаний учащихся по теме.

2

Ласточка. Внешний вид, образ жизни, польза.

1

«Мы друзья птиц!»

1

III.

 Праздники

3

1 Мая. «Праздник весны и труда»

1

День Победы. «Никто не забыт, ничто не забыто!».

1

«День Победы». Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/

1

IV.

Домашние животные

3

«Домашние животные».

Обобщающие понятия, активизация знаний учащихся по теме.  

1

«Коза» /внешний вид, распознавание, польза для человека/

2

«Далеко, далеко» Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/.

1

V.

Время года - лето

3

 «Лето красное пришло». Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/

1

 «Летние каникулы».

1

Опрос по пройденным темам

1

Формы и средства контроля

за уровнем знаний, умений и навыков учащихся

Устные опросы проводятся по итогам окончания каждой четверти с опорой на индивидуальные особенности ребенка.  Задания  выполняются самостоятельно, с частичной или  с непосредственной помощью учителя.

По своему содержанию устные опросы могут быть:

  • только опросы;
  •  опросы с заданиями;
  •  рассказывание заученных стихотворений.

     Это зависит от цели работы и объема проверяемого материала.

Критерии оценивания

знаний и умений учащихся по устной речи

•        Оценка "5" ставится, если всё  задание выполнено учащимся самостоятельно;

•        Оценка "4" ставится, если при выполнении задания учитель 2-3 раза исправлял ученика или помогал ему выполнить то, или иное задание;

•        Оценка "3" ставится, если  выполнение задания проводилось совместно с учителем, т.е. сопряжено и непосредственно с его помощью.

Учебно-методические средства обучения

  • альбомы по развитию устной речи;
  • иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой и  социальный опыт детей;
  • плакаты: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Москва», «Мой класс»;
  • плакаты к красным датам календаря;
  • предметные и сюжетные картинки по темам;
  • сказки и рассказы доступного содержания;
  • мультимедийные  средства: обучающие диски по темам; презентации учителя:
  • «Осень»
  • «Осенний лес»
  • «Во саду ли в огороде»
  • «Зима в лесу»
  • «Как звери готовятся к зиме»
  • «Весна»
  • «Весенний лес»
  • «Наши праздники»

Основная литература:

  1. Бгажнокова  И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., Просвещение, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2-й класс. Часть 1 и 2. - М., Просвещение, 2002.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2-й класс. - М., Просвещение, 1998.
  4. Ю.Худенко Е. Д., Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М.:

Арктик, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Рабочая программа по устной речи для детей со сложной структурой дефекта

Программа создана для детей с системным недоразвитие речи, вызванным умственной осталостью в выраженной степени....

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"

Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи  на основе изучения предметов и явлений    окружающей действительности ....

Рабочая программа по устной речи, 6 класс.

Рабочая программа по устной речи, 6 класс....

Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, п...

Рабочая программа "Искусство устной и письменной речи"

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" для 10-11 классов...

Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...